![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цивилизация: понятие, виды, соотношение с понятием культура.
Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в культурологии можно свести к двум основным традициям:
1. Англо-американская традиция:понятия "культура" и "цивилизация" выступают как синонимы, и между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. Ее сторонниками являются английский историк Арнольд Тойнби (1889 - 1975) и Самюэль Хантингтон.
В англо-американской традиции общие черты культуры и цивилизации фиксируют:
- явления одной сферы действительности – процессы общественной жизни;
- в эти понятия мы вкладываем позитивный содержательный смысл (человек культурный и человек цивилизованный);
- эти термины указывают на группы ценностей: социальные и культурные;
- уровень и культурности, и цивилизованности связан с историческим прогрессом общества.
2. Немецкая традиция: "культура" и "цивилизация" рассматриваются как две противоположности.Первым разграничил эти два понятия немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804), позже, в начале XX в., его поддержали немецкие философы Освальд Шпенглер (1889 - 1936), Гюстав Зиммель, Герберт Маркузе (1898 - 1979). Сторонниками данной традиции являются философы России (Николай Данилевский, Николай Бердяев), Польши (М. Вебер), Испании.
Наиболее яркими примерами противопоставления культуры и цивилизации служат теория Освальда Шпенглера (1889 - 1936) и теория Н.Я. Данилевского.
Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»
Культура
1. Первична, имеет природное происхождение: человек.
2. Характеризует состояние духовной жизни общества и определяет внутренний стержень исторического развития человечества – его духовность.
3. Создает средства и способы для развития духовности (книги, знания, идеи).
4. Выражает аспект общественной жизни (уровень общественного развития в целом).
5. Выражает отношение к типу общества и миру в целом.
6. Культура вырабатывает ценностные ориентиры: образцы, коренные установки мышления и поведения.
В культуре важны творчество, самоценность, стремление к возвышенному идеалу.
Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое.
В ней все материальное служит духовному.
7. Стремление к новизне, самобытности, оригинальности, изменчивости, неповторимости и уникальности.
8. Культурным человека делает «внутренняя культура»личности – превращение достижений человеческой культуры в коренные установки мышления и поведения личности.
Культура– это мозг общества, она облагораживает и возвышает душу.
Культура – это духовные ценности:
Образование
Наука
Философия
Искусство
Для освоения человеком культурных достижений необходимо стремление понять их смысл, самостоятельные усилия мысли и духовного самосовершенствования Цивилизация
1. Вторична, имеет социальное происхождение: общество.
2. Характеризует технологическое совершенство общества и определяет материальную оболочку культуру - ее техногенность.
3. Снабжает людей средствами существования (одежда, техника, жилище).
4. Выражает прогрессивность общественного развития (степень социально-политического развития общества).
5. Реализует определенный тип общества к конкретным историческим условиям.
6. Цивилизация предполагает усвоенность образцов, соблюдение норм и правил, инерционность, порядок и дисциплину.
В цивилизации важен стереотип.
Цивилизация - явление общее и повсюду повторяющееся
В ней все духовное служит материальному.
7. Стремление к всеобщности, универсальности, прагматизму, утилитаризму
8. Цивилизованный человек обладает лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и правил приличия, принятых в цивилизованном обществе. В цивилизованном человеке может скрываться дикарь, зверь, варвар, способный при случае преступить все законы общества.
Феномен современности – «цивилизованное бескультурье»
Цивилизация – это тело обществ, она обеспечивает комфорт для тела.
Цивилизация – это материальные ценности: компьютер, мобильный телефон, машина, плеер, видеокамера и т.д. - это степень технологического и социально-политического развития общества.
Для получения доставляемых цивилизацией благ не всегда обязательно понимать их смысл, пользоваться ими можно механически, не понимая принципов их устройства (бытовая техника, электроосвещение)
Вывод. Культура и цивилизация – это объективные явления. Культура выступает как совокупность духовных возможностей общества, а цивилизация - как совокупность условий для их реализации. Духовная элита общества через достижения современной цивилизации способна контролировать дальнейший прогресс человечества. 19. Формирование и развитие западной культуры: этапы и их характеристика. Средние века (средневековье) – общепринятое обозначение перио- да всемирной истории, следующего за историей древнего мира и пред- шествующего новой истории. Понятие средних веков (лат. medium aevum, букв. - "средний век") появилось в XV - XVI вв. у итальянских историков-гуманистов (Ф.Бьондо и др.) и утвердилось в науке с XVIII в.
Культура средневековья является неотрывным и закономерным этапом мирового культурного развития, обладающим самобытным со-
держанием и оригинальным обликом.
Она глубоко противоречива, и эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепен- но начинал обращаться к самому себе, а не только к Богу.
Основными достижениями средневековой культуры стали:
1. образование жизнеспособных наций и государств;
2. формирование современных европейских языков;
3. складывание историко-культурного единства Европы;
4. расширение горизонтов европейской культуры;
5. создание произведений искусства, достижение научных и техниче-
ских успехов, обогативших мировую культуру.
Хронологические рамки средневековья
Вопрос о хронологических рамках средних веков решается обще- ствоведами неоднозначно. Марксизм рассматривает средневековье как эпоху зарождения, развития и разложения феодализма, поэтому связы- вает его наступление с крушением рабовладельческой Римской импе- рии (476 г.), а завершение - с Английской буржуазной революцией (1640-50 гг.).
В специальной литературе приводятся и другие возможные даты начала эпохи. Это 315-325 гг. (Миланский эдикт, Никейский собор,
принятие Константином христианства); 395 г. (разделение Римской империи); 410 г. (захват Рима вестготами); 418 г. (основание первого варварского поселения на территории Италии); 455 г. (разгром Рима
вандалами); начало VI в. (христианизация варваров в ортодоксальном толковании); 800 г. (восстановление Западной империи Карлом Вели- ким).
В качестве возможных дат завершения эпохи называют 1490 г. (открытие Колумбом Нового Света); 1517-20 гг. (начало европейской
Реформации, распад христианского единства Европы); 1789-1815 гг. (распад феодализма во Франции).
Периодизация европейского средневековья
Согласно принятой в современной медиевистике периодизации выделяют:
1. Раннее средневековье (конец V – середина ХI вв). В V-VII вв.
варварские племена образовали королевства, которые постоянно вели войны друг с другом. Культура этого периода еще сильно от- стает от культур Византии и арабского Востока.
2. Зрелое (классическое, развитое, «высокое») средневековье (сер. ХI
– кон. ХV вв). Феодальный строй достиг наивысшего расцвета.
Создаются основные европейские государства (Англия, Франция,
Германия, Италия). Непрерывна череда войн, смут и восстаний. В XI-XIII вв. европейцы совершают ряд крестовых походов на Вос- ток. В культуре этого периода большую роль играет взаимодейст- вие, а иногда и борьба общеевропейского и национальных начал.
3. Позднее средневековье (ХVI – перв. пол. ХVП вв.). Создана высо- кая культура, творчески переосмыслившая античные традиции, ви- зантийские и исламские влияния. Это период разложения феода-
лизма, в недрах которого сложились буржуазные отношения, ха-
рактерные для Нового времени.
Основными условиями культурного развития средневековой Западной Европы были:
1. феодальная форма собственности, основанная на личной и по- земельной зависимости от землевладельцев, присваивающих себе труд земледельцев;
2. господство натурального хозяйства – самообеспечение, нераз- витость товарно-денежных отношений, отсутствие массового про- изводства;
3. жесткая сословно-иерархическая структура общества, прони-
занная сверху донизу сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сеньору;
4. частые войны (восемь только наиболее крупных крестовых похо-
дов в XI-XIII вв.);
5. инквизиция, действовавшая с XIII в. как регулярный церковный суд;
6. эпидемии инфекционных заболеваний;
7. хроническое недоедание большинства населения (неурожаи не-
избежно приводили к голоду, повторявшемуся каждые три-четыре года).
Средняя продолжительность человеческой жизни составляла 40-
45 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Каждый третий ребенок не доживал до 15 лет – возраста совершеннолетия и вступления в брак,
менее четверти людей (в основном знать и монахи) доживали до 50 лет. Войны, болезни, голод постоянно уменьшали численность населения и вызывали у средневекового человека ощущение трагизма жизни.
Источники формирования культуры европейского
Средневековья
Принято различать внутренние и внешние источники формирова-
ния культуры европейского средневековья.
Собственно европейская культура родилась из слияния трех про-
тиворечивых внутренних начал:
• наследия античности,
• культуры варваров,
• традиций христианства.
В период становления средневековой культуры выкристаллизовы-
вается определенный тип духовной жизни западноевропейского обще-
ства, главная роль в которой начинает принадлежать христианской ре-
лигии и церкви.
Внешним фактором формирования культуры средневековой Ев-
ропы является воздействие на нее византийской и арабской культур.
Средневековая культура формировалась в регионе, где еще недав-
но находился центр мощной римской цивилизации и где продолжали существовать социальные отношения и культура, порожденные ею.
В основу средневековой системы образования легла школьная рим-
ская традиция, система "семи свободных искусств".
Огромную роль в формировании, становлении и развитии евро-
пейской средневековой культуры сыграл среднелатинский язык - язык церкви, государственного делопроизводства, международного обще- ния, образования.
Однако усвоение античного наследия осуществлялось не беспре- пятственно и не в широких масштабах. Борьба шла за то, чтобы сбе- речь лишь незначительную часть культурных ценностей и знаний
предшествующей эпохи. Но и это было чрезвычайно важно для станов- ления средневековой культуры, ибо составляло важную часть ее фун- дамента и таило в себе возможности творческого развития, которые и
были реализованы позднее.
Варварами древние греки и римляне называли чужеземцев (barbar
- звукоподражание непонятному чужому языку; иное толкование: лат. barba - борода). На протяжении всей античности основное содержание
этого термина заключалось в противопоставлении отсталых племен и
народностей "культурным" грекам и римлянам. Однако варвары имели свою самобытную культуру, оказавшую заметное влияние на культуру европейского средневековья.
У народов Западной и Северной Европы сложился героический эпос, заменивший им историю. Варвары обладали своеобразным виде- нием мира, чувством неотделимости от природы, нерасчлененности
мира людей и богов. Искусство варваров было, в основном, приклад- ным - различные орнаментальные украшения оружия, сбруи, утвари, одежды и т.п. с использованием драгоценных камней, перегородчатой
эмали, филиграни, - выполненные в "зверином стиле".
Германцы принесли с собой и систему нравственных ценностей, сформированных еще в недрах патриархально-родового строя, где осо- бое значение придавалось идеалам верности, воинского мужества с са- кральным отношением к военному предводителю, ритуалу. Все это на- ложило отпечаток на формирующуюся средневековую культуру. 20. Восточная культура: основные центры и религиозно-культурные традиции.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.136 (0.069 с.) |