Рюрик властвовал словенами, кривичами, мерей, весью, муромой.
Таким образом, сложилось два центра русской государственности – в Новгороде и Киеве.
Олег объединил два древнерусских государственных центра. В 882 году предпринял поход на ЮГ и утвердился в Киеве, сделав этот город столицей.
Переходной ступенью в образовании государства историки считают период военной демократии.
882 год – год образования Древнерусского государства с центром в Киеве.
Предпосылки образования Древнерусского государства:
1. Развитие производительных сил у восточнославянских племен
2. Формирование соседской общины
3. Развитие внутренней и внешней торговли
4. Рост имущественного неравенства
5. Появление системы управления
6. Наличие союзов славянских племен
7. Выделение племенной знати
8.
9. СЛОВАРЬ:
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - переход в период неолита от собирательного типа хозяйства к производящему.
ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ - одна из наиболее крупных групп племен и языков, куда входили 17 языковых семей –англичане, немцы, французы, греки, армяне, иранцы, ирландцы, СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА и др.
ТЮРКИ – соседи славян хазары, половцы, печенеги.
САРМАТЫ - кочевые скотоводческие племена, в IV веке разгромлены гуннами.
ГОТЫ – германские племена. В 3 веке жили в Северном Причерноморье.
ГУННЫ – кочевой народ из Средней Азии.
РОДОВАЯ ОБЩИНА – коллектив кровных родственников, которые имеют общую собственность и вместе ведут хозяйство.
СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА – более дробное объединение, основанное на выделении из рода отдельных малых семей. Причина перехода от родовой общины к соседской – переход от подсечного к пахотному земледелию.
ПОЛИТЕИЗМ – вера во многих богов.
ЯЗЫЧЕСТВО – религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство.
ГОСУДАРСТВО – особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения и управления. У восточных славян период складывания государства занял с 4 по 9 века.
ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ – переходный этап в развитии общества, в течение которого выделяется военная знать (князья, дружины), сосредотачивающая в своих руках материальные ценности и политическую власть. С подчиненных земель она собирала дань – полюдье.
ПОЛЮДЬЕ – объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани. Продолжалось 6 месяцев с ноября по апрель.
ВАРЯГИ (или викинги, или норманны)- скандинавы, отважные мореходы и воины.
ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ.
ОЛЕГ ВОЕВОДА ПРИ ИГОРЕ
879-912
| ОБЪЕДИНИЛ ДВА ЦЕНТРА КИЕВ И НОВГОРОД.
| ПОДЧИНИЛ ДРЕВЛЯН, СЕВЕРЯН, РАДИМИЧЕЙ.
| ДОГОВОРЫ С ВИЗАНТИЕЙ В 907 И 911 ГГ.
ЗАКЛЮЧИЛ ВЫГОДНЫЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР О ТОРГОВЛЕ.
МИРНЫЙ ДОГОВОР С ВЕНГРАМИ НА 200 ЛЕТ
911 – ПЕРВЫЙ ПИСЬМЕННЫЙ ДОГОВОР С ВИЗАНТИЕЙ.
| ПОБЕДИЛ ХАЗАР И ОСВОБОДИЛ ВСЕ ПЛЕМЕНА, КРОМЕ ВЯТИЧЕЙ, ОТ ДАНИ ХАЗАРАМ.
|
КНЯЗЬ
| ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЛА
| ОБЪЕДИНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
| ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
| БОРЬБА С КОЧЕВНИКАМИ
|
СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
|
ИГОРЬ
912-945
| | Восстановил дань для древлян, печенегов Был убит древлянами в 945 г.
Подчинил уличей и тиверцев.
| 941-944 вел русско-византийскую войну. Итог – мирный договор дань со стороны Византии и контрибуция, союз против Хазарии, признание новых территорий за Русью.
| |
ОЛЬГА
945-962
| Крестилась. Упорядочила сбр дани, ввела уроки и погосты.
| Возобновила дань с покоренных древлян.
| 960- посольство к германскому императору Оттону Первому. Установила с Германией дипломатические отношения. Установила новые церковные контакты с Византией в 957г.
| |
СВЯТОСЛАВ
«Александр Македонский…»
962-972
| Разделил Русскую землю между своими сыновьями – Ярополк – Киев, Олег – Древлянская земля, Владимир – Новгород.
ЭТО ПОСЛУЖИЛО ПЕРВОЙ УСОБИЦЕ НА РУСИ ПОСЛЕ СМЕРТИ СВЯТОСЛАВА В 972г.
| Покорение вятичей и обложение их данью.
| Заключил мир с Болгарией. Возвратил Переяславец.
970 -Русско-византийская война. Мирный договор. Сохранение позиций на Дунае.
971 – возобновление войны с Византией. Мирный договор, потеря дунайских княжеств.
| Разгром Хазарского каганата и ее союзника – Волжскую Булгарию.
|
ВЛАДИМИР
СВЯТОЙ
980-1015
| 988 принял христианство.
Укрепил обороноспособность государства строительство крепостей по Днепру.
| Покорил ятвянгов и радимичей
ЗАВЕРШИЛ ОБЪЕДИНЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
| 985 – поход против Дунайской Болгарией и заключил с ней мир.
Новое направление – западное – борьба с Польшей.
| Борьба с печенегами
|
В 1015 ГОДУ НАЧАЛАСЬ КРОВОПРОЛИТНАЯ ВОЙНА МЕЖДУ СЫНОВЬЯМИ ВЛАДИМИРА СВЯТОГО. ВЛАСТЬ В КИЕВЕ ЗАХВАТИЛ СЫН ЯРОПОЛКА - СВЯТОПОЛК. ОН УБИЛ СВОДНЫХ БРАТЬЕВ БОРИСА И ГЛЕБА, КОТОРЫХ ПОТОМ ЦЕРКОВЬ КАНОНИЗИРОВАЛА. ЯРОСЛАВ КНЯЖИЛ В НОВГОРОДЕ, ВЫСТУПИЛ ПРОТИВ СВЯТОПОЛКА. В 1116 ГОДУ В БИТВЕ НА ДНЕПРЕ СВЯТОПОЛК ПОТЕРПЕЛ ПОРАЖЕНИЕ И БЕЖАЛ В ПОЛЬШУ К ТЕСТЮ БОЛЕСЛАВУ ХРАБРОМУ. ЯРОСЛАВ В 1017 ГОДУ ЗАНЯЛ КИЕВ, СВЯТОПОЛК ВЕРНУЛСЯ В КИЕВ И ЯРОСЛАВ БЕЖАЛ В НОВГОРОД. В 1018 ГОДУ ПРОИЗОШЛО РЕШАЮЩЕЕ СРАЖЕНИЕ МЕЖДУ БРАТЬЯМИ НА РЕКЕ АЛЬТЕ. ЯРОСЛАВ ОДОЛЕЛ СВЯТОПОЛКА.
ЯРОСЛАВ ДЕЛИЛ ВЛАСТЬ С БРАТОМ МСТИСЛАВОМ ТМУТАРАКАНСКИМ ДО СМЕРТИ ПОСЛЕДНЕГО. В 1036Г. – ЯРОСЛАВ ОБЪЕДИНИЛ РУСЬ ПОД СВОЕЙ ВЛАСТЬЮ.
|
РАСЦВЕТ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
|
| ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
| ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
|
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ
1019-1054
| Укреплял основы единства русского общества в рамках единого государства:
1. Укрепил систему управления страной (послал своих сыновей в крупные города и земли и потребовал повиновения от них)
2. Развивал церковное строительство, создание монастырей (Киево-Печерская Лавра, Софийский собор в Киеве)
3. Ликвидировал церковную зависимость от Византии (1051 – митрополичий престол занял Иларион)
Иларион помог ярославу в организации школ, церковных библиотек, в составлении церковного Устава князя Ярослава. Илариону принадлежат сочинения – «Слово и законе и благодати», «Исповедание веры», «Молитва».
1071 – ввел первый на Руси письменный свод законов «Русская Правда» (включало древние устные законы, но сокращало родоплеменные, языческие нормы).
Ввел новый принцип наследования, завещанный Ярославом, передача власти по старшенству.
| 1030 Г.- поход на чудь, где основал город Юрьев.
1036 году наголову разбил печенегов.
1043 – поход на Константинополь, но неудачно для Ярослава.
Стал заключать династические браки.
|
ПРЕДПОСЫЛКИ КРЕЩЕНИЯ РУСИ:
1. ИНТЕРЕСЫ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ГОСУДАРСТВА (ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ) ТРЕБОВАЛИ ОТКАЗА ОТ МНОГОБОЖИЯ И ВВЕДЕНИЯ МОНОТЕИСТИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ.
2. ЭТОГО ТРЕБОВАЛИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ УСЛОВИЯ, Т.К. ПОЧТИ ВЕСЬ ЕВРОПЕЙСКИЙ МИР УЖЕ ПЕРЕШЕЛ К ХРИСТИАНСТВУ.
3. ХРИСТИАНСТВО С ЕГО НОВЫМИ НРАВСТВЕННЫМИ НОРМАМИ ТРЕБОВАЛО ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ, Т.Е. НЕСЛО В СЕБЕ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ.
4. ПРИОБЩЕНИЕ К ХРИСТИАНСТВУ МОГЛО ПОМОЧЬ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ, ПИСЬМЕННОСТИ, ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
5. УСЛОЖНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА НА РУСИ ТРЕБОВАЛО ОБЪЯСНЕНИЯ, НОВОЙ ИДЕОЛОГИИ, КОТОРОЕ КАК РАЗ И МОГЛО ПРЕДОСТАВИТЬ ХРИСТИАНСТВО.
ПОСЛЕДСТВИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ:
1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ:
РУСЬ ОТВЕРГЛА «ПРИМИТИВНОЕ» ЯЗЫЧЕСТВО, СТАНОВИЛАСЬ ТЕПЕРЬ РАВНОЙ ДРУГИМ ХРИСТИАНСКИМ СТРАНАМ, СВЯЗИ С КОТОРЫМИ ЗНАЧИТЕЛЬНО РАСШИРИЛИСЬ.
ХРИСТИАНСТВО СТАЛО ГОСУДАРСТВЕННО РЕЛИГИЕЙ, СВЯЗЫВАЛО СВЕТСКУЮ И ЦЕРКОВНУЮ ВЛАСТЬ И ОБЪЕДИНЯЛО МНОГОЭТНИЧЕСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ.
ДИНАСТИЧЕСКОЕ РОДСТВО С ВИЗАНТИЙСКИМИ ИМПЕРАТОРАМИ.
2. КУЛЬТУРНЫЕ:
СОЗДАНИЕ ЦЕРКВИ КАК ИНСТИТУТА И ЦЕРКОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ВИЗАНТИЙСКОМУ ОБРАЗУ
ВХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА И НАРОДА В КРУГ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЦЕННОСТЕЙ, ИСКУССТВА И ДР.
ВОЗМОЖНОСТЬ ВЕДЕНИЯ ПРОПОВЕДИ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ
ВВЕДЕНИЕ КИРИЛЛИСТИЧЕСКОЙ АЗБУКИ И НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРЫ.