![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мрт как основа формирования мирохозяйственных связейСтр 1 из 10Следующая ⇒
Мировая экономика как наука Мировая экономика как наука - это часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности хозяйственного взаимодействия между различными государствами в области международного обмена товарами и услугами, движение рабочей силы, капиталов и финансовых потоков. С точки зрения методологии анализа между разделами международной экономики нет четкого деления на микро- и макроуровень, так как в каждом международном отношении отражаются интересы как отдельных субъектов этих отношений, так и национального хозяйства в целом. Опираясь на теорию мировой экономики, ученые пытаются объяснить и предсказать структуру и объем международных сделок, оценить их воздействие на внутреннюю экономику и рекомендовать такую национальную политику относительно мирохозяйственных связей, которая максимизирует национальное благосостояние. Предмет мировой экономики составляет исследование сущности и форм проявления международных отношений в процессе осуществления торговых, финансово-кредитных и других внешнеэкономических операций с целью удовлетворения потребностей национальной экономики в производственных ресурсах и благах. Изучая развитие и функционирование этих отношений, мировая экономика призвана выводить соответствующие законы и, опираясь на них в теоретических обобщениях, давать рекомендации для участников международных экономических сделок. Объектом мировой экономики выступают внешнеэкономическая деятельность субъектов этих сделок, тенденции развития международных связей и контактов.
Понятие мировой экономики Мировая экономика — это совокупность национальных экономик стран и отдельных регионов и связывающие их международные отношения, что можно представить следующей формулой: где СЭ — страновые экономики; МЭО—совокупность международных экономических отношений Международные экономические отношения - связи, устанавливающиеся между субъектами и подсистемами МЭ в результате торговли, миграции рабочей силы, вывоза капитала, международного кредита, валютных отношений и научно-технического сотрудничества. МЭ не является простой суммой слагаемых, а представляет собой глобальную экономическую систему, в которой экономики отдельных стран настолько взаимосвязаны и переплетены между собой, что их воспроизводство, изолированное друг от друга, становится практически невозможным.
Растущая и крепнущая целостность современного мира позволяет говорить о формировании мирового хозяйства как единой целостности. Таким образом, Мировая экономика представляет собой глобальную, целостную систему национальных хозяйств, существующую как многоукладное экономическое пространство, основанное на взаимодействии и взаимозависимости всех его элементов.
Особенности современного этапа развития мировой экономики Активизация сотрудничества между странами, сближение их политических и экономических структур - важнейшая характеристика современного этапа развития мирового хозяйств В целом мировому хозяйству конца XX - начала XXI в. присущи следующие особенности: · развитая сфера международного движения факторов производства; международные формы производства, в первую очередь в рамках ТНК; · относительно обособленная международная финансовая сфера, прямо не связанная ни с движением товаров, ни с движением факторов производства; · система межнациональных, наднациональных, государственных и негосударственных механизмов регулирования; экономическая политика государств, исходящая из принципов открытой экономики; · переход наиболее развитых стран к постиндустриальным, информационным экономикам; глобализация мировой экономики. ТЕМА 2. Мировое хозяйство: субъекты, подсистемы и показатели развития 1. Субъекты мировой экономики 2. Подсистемы мировой экономики. Типология стран 3. Основные показатели мирового хозяйства
Субъекты мировой экономики Целенаправленная хозяйственная деятельность в мировом хозяйстве осуществляется субъектами, которые определяют состояние и развитие факторов производства, а также способы их соединения. Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способными организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающие определенными международными правами и обязанностями. В число таких основных хозяйствующих субъектов входят
· национальные государства, · ТНК, · региональные интеграционные хозяйственные объединения, международные экономические организации. Государство — основной субъект мирового хозяйства. ТНК: К многонациональным, транснациональным компаниям относят хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент (экспорт и зарубежное производство составляют 25% оборота). Обычно эти компании представляют собой разросшиеся в международном масштабе производственные комплексы, внутренние связи между составными частями которых носят не рыночный, а производственный характер. Российскими экономистами, как правило, предлагается следующая классификация: Транснациональные корпорации — это национальные монополии с зарубежными активами. Такие компании являются национальными по капиталу и международными по месту его приложения (большинство известных компаний) Многонациональные корпорации (МНК) — это собственно международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств. Такие компании являются международными по капиталу. Они не многочисленны. К ним, например, относятся англо-голландские «Ройял датч Шелл», «Юнилевер», шведско-швейцарская «АСЕА-Браун Бовери», англо-американская «Бритиш Петролеум-Амоко» и другие. Все транснациональные компании проводят широкую внешнеэкономическую экспансию. Внешнеэкономические операции ТНК развиваются на основе широкой сети их заграничных предприятий. Продажи филиалов и дочерних компаний превышают объем мирового экспорта. В результате их международных торговых операций более трети мировой торговли осуществляется в рамках транснациональных комплексов. Группа развитых стран В группу развитых (промышленно развитых стран, индустриальных) входят государства, имеющие высокий уровень социально"экономического развития, преимущественное преобладание рыночной экономики. В число развитых стран и территорий, по мнению МВФ, входят США, все страны Западной Европы, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань, Израиль. ООН присоединяет к ним Южно-Африканскую Республику. Организация экономического сотрудничества и развития добавляет к их числу Турцию и Мексику, хотя это скорее всего развивающиеся страны, но они вошли в это число по территориальному признаку. Развитые страны — это главная группа стран в мировом хозяйстве. В этой группе стран выделяют «семерку» с наибольшим объемом ВВП (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада), составляющим более половины всего мирового объема выпуска. Группа развивающихся стран Группа развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) — это самая многочисленная группа (около 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании). Это государства с низким уровнем экономического развития, но с рыночной экономикой. Несмотря на довольно значительное число этих стран, а для многих из них характерны большая численность населения и немалая территория, на них приходится около 30% мирового ВВП.
Поскольку данная группа неоднородна, в ее рамках можно выделить несколько подгрупп: 1. Ключевые страны. К этой группировке можно отнести Индию, Мексику, Бразилию, Аргентину. Они отличаются сравнительно развитой отраслевой структурой экономики, экспортом изделий обрабатывающей промышленности. Рыночные отношения достигли здесь сравнительно высокой степени зрелости. В данных странах сравнительно высокий ВВП на душу населения (хотя и существенно меньший, чем у развитых стран), высоким индексом развития человеческого потенциала 2. Новые индустриальные страны (НИС). К этой группе относятся Индонезия, Малайзия, Таиланд и другие. Еще совсем недавно они имели экономику, типичную для развивающихся стран, в структуре которой преобладали сельское хозяйство и добывающая промышленность. Эти страны имели мизерный доход на душу населения, неразвитый рынок, валютные проблемы. Но уже в 80-е годы они далеко опередили большинство других развивающихся стран. Эти страны отличаются сравнительно высоким валовым внутренним продуктом из расчета на душу населения. Стремительно развивается их внешняя торговля. Около 80% экспорта приходится на продукцию обрабатывающей промышленности; 3. Нефтеэкспортирующие страны. Костяк этой группы составляют 12 участников Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК): Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Для них характерен очень высокий валовой внутренний продукт из расчета на душу населения. Необходимо отметить социальную отсталость некоторых из них. В структуре экономики этих стран преобладают нефтедобывающая и нефтеобрабатывающая отрасли; 4. Страны, отстающие в своем развитии. В эту группу входит самое большое число развивающихся стран; 5. Наименее развитые страны. Отсталость, отсутствие богатых запасов полезных ископаемых, а в некоторых странах и выхода к морю, неблагоприятная внутриполитическая и социальная обстановка, военные действия и просто засушливый климат определяют в последние десятилетия рост числа стран, относимых к подгруппе наименее развитых. Главная проблема этих стран — не столько в отсталости и бедности, сколько в отсутствии ощутимых экономических ресурсов для их преодоления. В Азии к этой группе относятся такие страны, как Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен; в Африке — Мали, Нигер, Чад, Сомали; в Латинской Америке — Гаити. Всего 42 страны образуют эту группу.
Зона свободной торговли Зона свободной торговли— тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы. Таким образом в рамках зоны свободной торговли участвующие в ней страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только во взаимоотношениях со своими партнерами по данному объединению. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли определяет свои собственные тарифы. Такой вид интеграции использует · Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (North American Free Trade Agreement, NAFTA) — соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г.; · Европейская ассоциация свободной торговли — в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией; · Зона свободной торговли СНГ — соглашение между странами СНГ (Казахстан, Россия, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Армения, Молдавия, Украина), подписанное в октябре 2011 года. Таможенный союз Таможенный союз всегда предполагает одновременную отмену пошлин между странами и введение единого режима по отношению к третьим странам. Таможенный союз — соглашение двух или более государств (форма междугосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории». Обычно страны-участницы таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. 6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) был подписан Современный договор между Беларусью, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза. (Пример выгод таможенного союза: Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд, а Белоруссия и Казахстан — по $16 млрд к 2015 году. Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза.)
Общий рынок Остаются значимыми все условия таможенного союза. Кроме того, в рамках общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран-членов данного интеграционного объединения. Общий рынок — форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами общего рынка. Общий рынок являлся одним из этапов интеграционных процессов в Европе. Соглашение об общем рынке было подписано шестью странами Европы (Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом) в Риме в 1957 году (Римский договор). Общий рынок в Европе возник на основе положительного опыта действия Европейского объединения угля и стали. В дальнейшем в Европе углубление интеграционных процессов привело к созданию Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а затем и Европейского союза (ЕС). Примеры общего рынка: · Андская группа (англ. The Andean Community или исп. Comunidad Andina, CAN); · Европейская экономическая зона (англ. European Economic Area, EEA), объединяющая ЕС, Норвегию, Исландию и Лихтенштейн; · Общий рынок Карибского сообщества (англ. Caribbean Community single market, CARICOM); · Центральноамериканский общий рынок — торгово-экономический союз стран Центральной Америки; · Южноамериканский общий рынок — экономический союз стран Южной Америки. Экономический союз Экономический союз - одной из наиболее сложных форм межгосударственной экономической интеграции, характеризующаяся следующими признаками: · Отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран · Наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть финансового и человеческого капитала · Наличие соглашений о гармонизации и совместного проведения общей экономической политики (денежно-кредитной (монетарной), налогово-бюджетной (фискальной), валютной и внешнеэкономической). Политический союз Предпосылки для высшей ступени региональной интеграции политического союза образуются с развитием экономического союза в странах. Этот вид региональной интеграции предусматривает преобразование зрелого единого рыночного пространства в единый хозяйственно-олитический организм. В результате перехода от экономического союза к политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран перестраиваются во внутригосударственные. Формируется наднациональное правительство.
3 Примеры интеграции Крупнейшими интеграционными центрами в современных международных экономических отношениях являются следующие объединения: · Европейский союз, в состав которого входят 27 европейских государств. · Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), образованное США, Канадой и Мексикой. · АСЕАН – ассоциация стран Юго-Восточной Азии · СНГ - Содру́жество Незави́симых Госуда́рств, сформированное на постосоветском пространстве · и др. Европейский союз Европейский союз (ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.[Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2010 году около 28 % (16,1 трлн $) по номинальному значению (Таблица 6)
Таблица 6 – Рейтинг стран по размеру ВВП (по данным Международного валютного фонда за 2010 год)
Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся: 1) в сфере прав и свобод человека – содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам свободу, безопасность, законность, которые утверждаются на всем пространстве ЕС независимо от внутренних границ. В отношениях с внешним миром ЕС провозглашает целью продвижение и защиту своих ценностей и интересов; 2) в сфере экономики – ЕС ставит своей целью построение единого внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции. К числу важнейших целей ЕС отнесены прогрессивное и устойчивое развитие, обеспечивающее сбалансированный экономический подъем, построение социальной рыночной экономики, содействие занятости и социальному прогрессу, защита иулучшение качества окружающей среды, обеспечение научного и технического прогресса; 3) в социальной сфере – борьба против социального отчуждения, дискриминации, содействие справедливости и социальной защите, обеспечение равноправия мужчины и женщины, солидарность поколений и защита прав ребенка. Среди важнейших целей ЕС фигурируют экономическая, социальная и территориальная сплоченность и солидарность между государствами-членами. ЕС призван также уважать богатство и разнообразие национальных культур и языков и обеспечивать защиту и развитие общеевропейского культурного достояния. Исходя из поставленных целей формулируются и конкретные задачи, которые решаются ЕС в ходе его функционирования: а) построение общего и единого внутреннего рынка; б) создание экономического и валютного союза; в) экономическое и социальное сплочение; г) содействие исследованиям в научной сфере и технологическому прогрессу; д) осуществление ряда задач в социальной сфере, таких как повышение занятости; е) вклад в достижение высокого уровня здравоохранения и образования; ж) профессиональное обучение и развитие культуры; з) меры по защите окружающей среды и защите прав потребителя; и) обеспечение гармонизации национального законодательства. Началом процессу европейской интеграции послужило подписание в 1952 году Парижского договора о создании Европейского объединение угля и стали — ЕОУС (European Coal and Steel Community — ECSC) — государственно-монополистическая организация стран Западной Европы, целью которого было стимулирования развития послевоенной экономики стран-участниц объединения, экономической и политической реконструкции Западной Европы, недопущения возрождения прежних антагонистических противоречий на континенте, интеграции Германии (или её части) в западный блок, противодействия политическому и экономическому влиянию СССР. Юридическое закрепление ЕС было осуществлено в рамках подписанного в 1992 году Маастрихтского договора, который завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран. С 1 дек. 2009 года в силу вступил Лиссабонский Договор, который позволил упростить и упорядочить процедуры принятия решений в ЕС, модернизировать властные институты ЕС, а также внес дополнительные положения, касающиеся экономической политики, взаимодействия ЕС с остальным миром, безопасности и обороны, прав человека и др.. В процессе своего развития ЕС прошел несколько этапов расширения (Таблица 7) Таблица 7 – История расширения ЕС
В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции: · Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро. · Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты. · Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону. С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону. С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону.Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объёме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе — по объёму ВВП по ППС. Кроме того, Союз — крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия, Российская Федерация. В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский союз как крупнейший экономический партнер страны. На долю ЕС в январе–мае 2011 года приходилось 48,9% российского товарооборота (в январе–мае 2010 года – 50,5%). Уровень безработицы в ЕС в апреле 2010-го составлял 9,7 %,[32] в то время как уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция — 1,5 %, дефицит государственного бюджета — −0,2 %.[33] Уровень дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс. $. НАФТА Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA НАФТА - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994. Население около 410 млн. человек. Цели НАФТА: · устранение таможенных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения; · создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли; · привлечение инвестиций в страны-члены соглашения; · обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности; · создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления; · создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения; · создание единого континентального рынка. Выгоды США от вступления в НАФТА: · в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США; · перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта. Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Для Канады участие в НАФТА дало сильный импульс национальной экономике: только за 1989–2000 объем канадского экспорта более чем удвоился. В 2000 на экспорт в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению с 15% в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в Квебеке (24%). АСЕАН Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней, Вьетнам, Лаос и Мьянма, Камбоджа. На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор. Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, общая площадь 4,5 млн км2, их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США. В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются: · ускорение экономического, социального и культурного развития стран-членов; · установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН АСЕАН играет значительную роль в налаживании и развитии экономического сотрудничества в регионе, в частности, в торговле, инвестиционной сфере, финансах, энергетике и т.п. МЕРКОСУР МЕРКОСУР (MERCOSUR) — общий рынок стран Южной Америки (стран Южного конуса). Население четырех стран МЕРКОСУР составляет 250 млн. чел. ВВП более 75 % совокупного ВВП континента, что более 1 млрд. долларов. МЕРКОСУР был создан на основе Асунсьонского договора, подписанного в марте 1992 г. четырьмя странами (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай). С 2006 года полноправным членом стала Венесуэла. В МЕРКОСУР также входят в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу; также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой. В Асунсьонском Договоре определены направления экономической интеграции в течение 4 лет к концу декабря 1994 г.(определенных как переходный период): • устранение пошлин; • устранение НТО; • введение общего таможенного тарифа (детализация оставлена на по/ следующие переговоры); • свободное перемещение услуг; • свободное перемещение факторов производства; • координация макроэкономической и отраслевой политики; • создание основных институтов группировки – Совета Общего рынка и Группы Общего рынка. ЛАИ Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 г. Членами организации являются 11 стран: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили, Боливия, Парагвай, Эквадор. В рамках данной ассоциации образованы Андская и Лаплатская группы, Амазонский пакт. Члены ЛАИ заключили между собой соглашения о преференциальной торговле. ЭКОЦАС Экономи́ческое соо́бщество стра́н Центра́льной А́фрики (ЭКОЦАС) (фр. Communauté économique des États de l’Afrique centrale, англ. Economic Community of Central African States) — торгово-экономический союз стран Центральной Африки. Экономическое сообщество стран Центральной Африки было образовано в 1994 году на базе Таможенного и экономического союза Центральной Африки. Основная цель создания Сообщества — содействие региональной интеграции путем гармонизации экономической и валютной политики. Страны — члены союза: Ангола, Бурунди, Камерун, Центральноафриканская Республика, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Чад. Часть стран союза используют общую валюту — Франк КФА. СНГ Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. СНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение). Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом России. На данный момент в СНГ входят Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина. Основными целями СНГ являются: · сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; · всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; · обеспечение прав и свобод человека; · сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; · взаимная правовая помощь; · мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации 18 октября 2011 года восемь стран—членов Содружества — Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан подписали новый договор о зоне свободной торговли в СНГ
Тема 4 ДВИЖЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА План: 1. Предпосылки движения факторов производства между странами 2. Международная миграция капитала 3. Международная миграция рабочей силы
ГАТТ Генеральное соглашение по тарифам и торговле (англ. General Agreement on Tariffs and Trade, GATT, ГАТТ) — международное соглашение, заключенное в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации (ныне — Всемирная торговая организация). Основная цель ГАТТ — снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения. ГАТТ — соглашение, а не организация. Изначально, ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную международную организацию, такую как Мировой Банк или Мировая Торговая Организация (МТО). Однако, соглашение не было ратифицировано и осталось лишь соглашением. Функции ГАТТ были переданы Всемирной торговой организации, основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в начале 1990-х. Историю ГАТТ принято грубо делить на три фазы — первая, с 1947 года до Торквейского раунда (фокусировалось на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 года, включала три раунда (снижение тарифов) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 года (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность, услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО). ВТО Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО; англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар. На июль 2008 года в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 97 % мирового торгового оборота[1]. Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен. Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Россия и ВТО В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя. В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО. 16 декабря 2011 г. на Министерской Конференции Всемирной Торговой Организации было одобрено вступление России в ВТО.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.145.175 (0.128 с.) |