![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория государства и права в системе юридических наук. Предмет теории государства и права.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Теория государства и права в системе юридических наук. Предмет теории государства и права. Понятие «Теория государства и права» рассматривается в двух значениях (смыслах): широком и узком. В широком понимании - это все учение о государстве и праве в целом, которое ассоциируется с такими понятиями, как юридическая наука, юриспруденция, правоведение. Более широко этот термин употребляется в узком понимании - как один из видов юридической науки, представляющей совокупность знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права. Теория государства и права занимает важное место в системе общественных наук. Она представляет собой систему объективных, обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Теория государства и права как наука имеет фундаментальный характер и образует научно-теоретическую базу всего правоведения. Предназначение любой науки заключается в изучении определенных рамками исследования закономерностей объективного мира. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, всей государственно-правовой деятельности. Эти закономерности и составляют ее предмет. Она изучает государство и право в целом, а не отдельные их части, исследует государство и право в их единстве и в неразрывной взаимосвязи. В системе юридических наук теория государства и права - общетеоретическая, методологическая наука. Она обобщает данные и выводы юридических наук с целью более глубоких общетеоретических изысканий, исследует основные закономерности развития государства и права в целом и вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие теоретические науки. Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико‑правовых доктрин: 1) в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно‑правовых явлений; 2) исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления; 3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права.
Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся: 1) возникновения, функционирования, развития государства и права; 2) развития правовой культуры и правосознания; 3) применения, соблюдения и исполнения норм права. Методология теории государства и права. Общенаучные и частнонаучные методы познания. Методы теории государства и права – это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией. Методы теории государства и права тесно связаны с ее предметом. Последний отвечает на вопрос, что изучает теория, методы – как, какими способами она это делает. В основе методов лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука – бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооруженная адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции. Виды методов теории государства и права: 1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления; 2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки (метафизика, диалектика, исторический, функциональный, логический). К общим методам, например, относятся: 1) метод анализа и синтеза (изучается структура государства и права, определяется характер взаимодействия между составными элементами: аналитические знания отдельных сторон государства и права синтезируются и превращаются в общие представления); 2) логический (позволяет освободиться от случайностей, выявить в историческом процессе наиболее существенное и закономерное и выразить в научных категориях); 3) метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.
Традиционен для юридической науки формально-юридический метод. Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. – все это конкретные проявления формально-юридического метода. В наше время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнительного государствоведения и правоведения, который имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты различных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. К специальным относится и метод государственного и правового моделирования. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других. Конкретно-социологический метод исследования государственно-правовых проблем позволяет выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти. Суд в системе органов государства. Судебная власть – это система независимых государственных органов – судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях все возникающие споры и конфликты. В систему органов судебной власти входят суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Судьи независимы и подчиняются только конституции и закону. Законодательство в правовом государстве, как правило, предусматривает несменяемость и неприкосновенность судей. В системе органов государственной власти суд занимает особое место. Это особое место определяется самими задачами суда, его назначением, а также принципами организации и осуществления судебной деятельности. Существенная особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный русский государствовед Б. Н. Чичерин, держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор. Суд выполняет исключительную и специфическую (принадлежащую только ему) государственную функцию – осуществление правосудия. Он рассматривает в установленном законом порядке уголовные и гражданские дела, решает вопрос о виновности привлеченных к ответственности лиц. Как правило, результатом судебной деятельности является применение мер государственного принуждения к правонарушителям. Таким образом, суд обеспечивает исполнение норм права, причем присущими только ему специфическими средствами и методами. Судебная власть – независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля.
Функции права. Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни. Существует несколько видов функций: 1) общесоциальные; 2) специально‑юридические. Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни: 1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти; 2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений; 3) культурно‑историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно‑духовных ценностей; 4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования и т. д.; 5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования. Специально‑юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений: 1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений; 2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования; 3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права; 4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав; 5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб; 6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения; 7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения; 8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.
Содержание правоотношения. Субъективные права и юридические обязанности. Правовое отношение имеет материальное, волевое и юридическое содержание. Материальное, или фактическое, составляют те общественные отношения, которые опосредуются правом; волевое – государственная воля, воплощенная в правовой норме и в возникшем на её основе правоотношении, а также волевые акты его участников; юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности сторон (субъектов) правоотношения. Субъективное право определяется в правовой науке как гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. А юридическая обязанность – как вид и мера должного или требуемого поведения. В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность; в основе обязанности – юридически закреплённая необходимость. Носитель возможности называется управомоченным; носитель обязанности – правообязанным. Субъективное право – определённая правовая возможность, но эта возможность многоплановая, она включает в себя как минимум четыре элемента: 1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия; 2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия; 3) возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание); 4) возможность пользоваться на основе данного права определённым социальным благом. Каждая из дробных составных частей субъективного права обычно именуется правомочием. В разных правах их больше или меньше. К примеру, в праве собственности три: владение, пользование и распоряжение имуществом. В социальных и политических правах – до пяти – семи. Скажем, право на свободу слова включает возможность гражданина выступать на различных собраниях и митингах, публиковаться в печати, иметь доступ на радио и телевидение, критиковать недостатки, вносить предложения, заниматься литературным и художественным творчеством и т.д. Структура юридической обязанности соответствует структуре субъективного права, являясь как бы его обратной стороной, и тоже включает в себя четыре компонента: 1) необходимость совершить определённые действия либо воздержаться от них; 2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращённые к нему законные требования управомоченного; 3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований; 4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право. Важно подчеркнуть, что юридическим содержанием правоотношений являются не сами реальные действия сторон, а лишь соответственно возможные и должные, т.е. предусмотренные законом.
Виды правонарушений. Несмотря на общность некоторых рассмотренных признаков, все известные правонарушения весьма разнообразны. В рамках теории правоведения правонарушения классифицируются следующим образом: 1. В зависимости от сферы общественной жизни: экономические, правонарушения в управленческой деятельности, семейно-бытовые. 2. В зависимости от характера цели правонарушителя: • правонарушения, направленные на достижение определенной конкретной цели; • правонарушения, направленные на достижение неопределенной цели либо нескольких целей. 3. В зависимости от степени социальной опасности: а) преступления – данные правонарушения посягают на наиболее значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством, которое соответственно степени тяжести преступления предусматривает меры наказания. Преступлениями являются те деяния, которые прямо предусмотрены Уголовным кодексом РФ и совершены дееспособными, вменяемыми лицами, т. е. теми, кто достиг установленного законом возраста (14-16 лет) и способен отдавать отчет в своих действиях, руководить своими поступками; б) проступки – данные правонарушения в свою очередь разделяются на несколько видов: • гражданские – совершаются в сфере имущественных и личных неимущественных правовых отношений. К числу таких правонарушений можно, к примеру, отнести неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Санкции, направленные против гражданско-правовых проступков, носят правовосстановительный характер; • административные – это посягательства на установленный порядок государственного управления, институт собственности, права и законные интересы граждан; это нарушение общеобязательных правил поведения. Санкции, направленные против административно-правовых проступков, чаще всего выражаются в форме штрафа, лишения какого-либо права и др.; • дисциплинарные – это противоправные деяния, которые нарушают внутренний порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций. Санкции, направленные против дисциплинарных проступков, могут выражаться в форме выговора, замечания и т. п.; • процессуальные – примером такого вида правонарушения может стать неявка свидетеля в суд. Следует отметить, что нередко один и тот же человек одним противоправным деянием совершает сразу несколько видов проступков.
Теория государства и права в системе юридических наук. Предмет теории государства и права. Понятие «Теория государства и права» рассматривается в двух значениях (смыслах): широком и узком. В широком понимании - это все учение о государстве и праве в целом, которое ассоциируется с такими понятиями, как юридическая наука, юриспруденция, правоведение. Более широко этот термин употребляется в узком понимании - как один из видов юридической науки, представляющей совокупность знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права. Теория государства и права занимает важное место в системе общественных наук. Она представляет собой систему объективных, обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Теория государства и права как наука имеет фундаментальный характер и образует научно-теоретическую базу всего правоведения. Предназначение любой науки заключается в изучении определенных рамками исследования закономерностей объективного мира. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, всей государственно-правовой деятельности. Эти закономерности и составляют ее предмет. Она изучает государство и право в целом, а не отдельные их части, исследует государство и право в их единстве и в неразрывной взаимосвязи. В системе юридических наук теория государства и права - общетеоретическая, методологическая наука. Она обобщает данные и выводы юридических наук с целью более глубоких общетеоретических изысканий, исследует основные закономерности развития государства и права в целом и вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие теоретические науки. Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико‑правовых доктрин: 1) в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно‑правовых явлений; 2) исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления; 3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права. Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся: 1) возникновения, функционирования, развития государства и права; 2) развития правовой культуры и правосознания; 3) применения, соблюдения и исполнения норм права.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.161 (0.034 с.) |