![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 82. Законность, правопорядок и общественный порядок.
В юридической литературе понимают законность как принцип государственной и общественной жизни, представляющий собой систему требований строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми субъектами юридических норм. В н.в. законность трактуется в трех аспектах как: 1) Принцип государственно-правовой жизни, что означает закрепление законности в качестве основополагающего общеправового начала жизни общества, обращенного в равной мере ко всем субъектам правового общения (населению, государственным органам, общественным объединениям, должностным лицам). 2) Метод государственного руководства обществом, предполагающий, что государство осуществляет свои функции, прежде всего, правовыми средствами и в правовых формах. 3) Режим жизни общества предполагает обеспечение реального верховенства права в жизни общества, правового закона, установление правовых отношений между государственной властью и личностью, распространение ее требований на все сферы жизни. Относительно субъектов законности (лиц, на которых распространяются ее требования) и сферы ее действия существуют разные подходы: o законность касается исполнения только законов и только должностными лицами (нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами, не выступают в качестве нарушений законности, они суть нарушения правопорядка); o ограничение субъектов законности должностными лицами неоправданно: принцип законности является всеобщим, не содержит каких-либо изъятий и распространяется на все сферы действия права (включая частноправовую) и на все НПА. Итак, в общей теории права сложилось узкое и широкое понимание законности. Узкое понятие законности означает требование соблюдать и исполнять только законы государства, а широкое – любые действующие нормативные правовые акты. Структура законности характеризуется в юридической литературе по-разному. Чаще всего выделяют: o нормативную основу законности, которая определяется содержанием действующего законодательства: каково содержание законодательства, таково и содержание законности; o теоретико-мировоззренческую основу законности, которую составляют правовые взгляды, принципы; o средства, приемы и условия осуществления законности;
o систему эффективной защиты законности, включая систему контроля и надзора за действием законов и системы защиты прав и свобод граждан и их объединений. В качестве принципов законности (систему основополагающих начал, глубинных характеристик законности, выражающих ее природу и назначение) в литературе выделяют следующие: o всеобщность ее требований (означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени, никто не может быть выведен из-под действия законов); o верховенство закона (предполагает строгое неукоснительное соблюдение требований закона правотворческими, исполнительно-распорядительными органами, в повседневной деятельности государственных органов и в поведении конкретных физических лиц); o единство (единообразие) законности (предполагает единую направленность законности в области и правотворчества, и правореализации на всей территории страны: единое понимание и применение законов, единство правового регулирования сходных общественных отношений, единые критерии оценки поведения участников общественных отношений); o гарантированность основных прав и свобод граждан (означает, что прочная законность невозможна в стране без действенных, эффективных механизмов ее обеспечения); o реальность, неотвратимость наказания за совершенное правонарушение (характеризует юридическую сторону законности: ее суть составляет своевременное раскрытие любого правонарушения и назначение виновному адекватного наказания или иной меры воздействия, которая должна быть строго индивидуализирована – соответствовать тяжести правонарушения, личности правонарушителя, обстоятельствам, средствам правонарушения, тяжести последствий и другим обстоятельствам); o реальность (выражается в цели законности – достижение фактического осуществления в поведении и действиях требований правовых норм); o недопустимость подмены законности целесообразностью, их противопоставления (участники общественных отношений должны иметь возможность выбора наиболее целесообразного варианта поведения или решения в пределах закона);
o связь законности и культурности (законность не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни). Требования законности отражают направленность законности, которая обусловлена содержанием норм права. Эти требования, как правило, связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов (требование к государственным органам – охрана прав и законных интересов граждан). Законность связана с целым рядом других социальных явлений: демократией (предполагает законность, а законность, в свою очередь, предполагает демократию), правовой культурой. Правопорядок – это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников. Правопорядок является реальным итогом, результатом действия законности как конституционного принципа и режима жизни общества. Основные признаки: o это состояние упорядоченности, организованности общественной жизни, существующее объективно и охватывающее наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права; o это порядок, предусмотренный нормами права и возникающий в результате фактической реализации этих норм (т.е. является итогом правового регулирования); o это государственно-правовое явление, формирующееся при решающем участии государства и с помощью юридических средств; o это явление, сердцевиной которого являются человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях, законных интересах. Различают материальное (закономерности возникновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, взаимосвязи с экономикой, культурой, идеологией), государственно-волевое (совокупный результат государственной воли, а также воли и интересов всех участников правопорядка) и юридическое (реализованность права и законности, систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, состояние урегулированности и упорядоченности правовых процессов, отношений, связей) содержание правопорядка. В структуре правопорядка выделяют три элемента: правовую структуру общества (государство, его органы, негосударственные образования, объединения граждан и др.), правовые отношения и связи, атрибутивные элементы правопорядка (методы регулирования отношений и поведения людей, процедуры возникновения и развития элементов, правила внутреннего трудового распорядка, правила разрешения трудовых конфликтов и др.). Все указанные элементы структуры правопорядка работают в единстве и образуют единый слаженный механизм. Принципы (основные требования) правопорядка: o определенность (правовое формально-определенное правовое регулирование); o системность (наличие определенной связи системы общественных отношений и системы соответствующих правовых норм); o организованность (организующая деятельность государства в обеспечении правопорядка); o государственная гарантированность;
o устойчивость; o единство (единство правовых требований и практики их соблюдения). Правопорядок можно рассматривать как единство права и власти. В нем проявляется наиболее тесная взаимосвязь государства и права (правовое положение и взаимоотношения субъектов общественно-политической государственной жизни четко определены в законах и защищены государственной властью). Итак, правопорядок является конечным результатом реализации правовых требований и вместе с тем целью правового регулирования, т.к. именно для формирования правопорядка издаются законы, иные НПА, функционируют различные юридические учреждения, государственные органы и, прежде всего, система правосудия, система контрольной власти, различные правозащитные организации и общественные движения. Надо также отметить, что законность и правопорядок выступают основой, ядром общественного порядка, т.е. порядка в обществе. Правопорядок представляет собойчасть общественного порядка. Общественный порядок – это состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех норм и принципов. Правопорядок – вид общественного порядка, который образуется под воздействием права. Его охрана охватывает не все сферы общественного порядка, а лишь ту его часть, которая попадает под действие правового регулирования. Общественный порядок в широком смысле выступает как понятие родовое, а правопорядок – как видовое. Наряду с правопорядком можно выделить и другие виды общественного порядка (порядки, возникающие под воздействием норм нравственности или норм общественных организаций). Взаимодействуя друг с другом, они образуют единую систему социально регулируемых отношений – общественный порядок в широком его понимании. Т.о. различия между правопорядком и общественным порядком состоят в следующем: o у них разная социально-нормативная основа: если для общественного порядка требуется вся совокупность социальных норм, то правопорядок устанавливается с помощью права и законности; o они не совпадают по происхождению: общественный порядок появляется вместе с возникновением человеческого общества, а правопорядок – вместе с государством и правом; o они по-разному обеспечиваются: правопорядок – принудительной силой государства, а общественный порядок – всем обществом. Справочно: Конституционная законность Конституционная законность есть реально действующая система конституционализма, обеспечивающая полное действие правовой Конституции (система юридических средств, обеспечивающая действие всех субъектов права на основе Конституции и в соответствии с ее требованиями).
Конституционная законность предполагает: o правовой характер самой Конституции, т.е. своим содержанием она должна выражать принципы справедливости, свободы и равноправия индивидов, закреплять права и свободы на уровне международных стандартов и гарантировать их реально; при этом человек признается высшей ценностью общества; o верховенство Конституции в правовой системе государства; o прямое действие принципов и норм Конституции (если судебные или иные правоприменительные органы обнаружат, что закон или его отдельные положения не соответствуют Конституции, то они должны непосредственно ссылаться на конкретные нормы Конституции); o действие Конституции на всей территории государства, а в условиях федеративного государства — на территории всех ее субъектов. Режим конституционной законности не действует автоматически, поэтому существует специфический институт конституционного контроля. В мировой практике сложилась следующая система органов конституционного контроля. Это конституционный контроль, осуществляемый: во-первых, главой государства, парламентом, правительством, который принято называть общеполитическим конституционным контролем; во-вторых, специализированными органами на постоянной основе (но их решения не являются окончательными) (Конституционный Совет во Франции, Прокуратура в РФ); в-третьих, судебными органами (судами общей юрисдикции и специализированными судами) (в РФ создан Конституционный Суд как высший судебный орган по защите ее конституционного строя. Конституционное правосудие призвано обеспечить суверенитет России, основные права и свободы человека, верховенство Конституции России и ее непосредственное действие на всей территории Российской Федерации, соответствие положений законодательства и практики их применения Основному Закону страны). Конституционное правосудие оценивается как высшая форма конституционного контроля.
Вопрос 83. Принципы и требования законности. В качестве принципов законности (систему основополагающих начал, глубинных характеристик законности, выражающих ее природу и назначение) в литературе выделяют следующие: o всеобщность ее требований (означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени, никто не может быть выведен из-под действия законов); o верховенство закона (предполагает строгое неукоснительное соблюдение требований закона правотворческими, исполнительно-распорядительными органами, в повседневной деятельности государственных органов и в поведении конкретных физических лиц); o единство (единообразие) законности (предполагает единую направленность законности в области и правотворчества, и правореализации на всей территории страны: единое понимание и применение законов, единство правового регулирования сходных общественных отношений, единые критерии оценки поведения участников общественных отношений);
o гарантированность основных прав и свобод граждан (означает, что прочная законность невозможна в стране без действенных, эффективных механизмов ее обеспечения); o реальность, неотвратимость наказания за совершенное правонарушение (характеризует юридическую сторону законности: ее суть составляет своевременное раскрытие любого правонарушения и назначение виновному адекватного наказания или иной меры воздействия, которая должна быть строго индивидуализирована – соответствовать тяжести правонарушения, личности правонарушителя, обстоятельствам, средствам правонарушения, тяжести последствий и другим обстоятельствам); o реальность (выражается в цели законности – достижение фактического осуществления в поведении и действиях требований правовых норм); o недопустимость подмены законности целесообразностью, их противопоставления (участники общественных отношений должны иметь возможность выбора наиболее целесообразного варианта поведения или решения в пределах закона); o связь законности и культурности (законность не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни). Требования законности отражают направленность законности, которая обусловлена содержанием норм права. Эти требования, как правило, связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов (требование к государственным органам – охрана прав и законных интересов граждан). Законность связана с целым рядом других социальных явлений: демократией (предполагает законность, а законность, в свою очередь, предполагает демократию), правовой культурой. Под гарантиями законности понимается обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств, факторов, обеспечивающих процесс реализации законности. Принято выделять: 1) Общие условия как гарантии законности – объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование: экономические, политические, идеологические, нравственно-духовные условия и средства, правовые гарантии (устойчивость экономического развития, денежной системы, низкий уровень инфляции, максимальная занятость населения и трудоустройство или сильная государственная власть, пользующаяся поддержкой общества, обеспечивающая стабильное развитие последнего, и др.). 2) Специальные средства как гарантии законности. К ним относятся организационные специальные средства (система организационных гарантий, обеспечивающих укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав личности, создание надлежащих условий для работы юрисдикционных и правоохранительных органов – наличие Прокуратуры в РФ) и собственно юридические условия и средства, в число которых включают: o состояние законодательства, в том числе полнота его, стабильность, уровень юридической техники, используемые средства правового регулирования; o средства обнаружения правонарушений и качественная работа правоохранительных органов, а также органов судебной защиты; o средства предупреждения и пресечения правонарушений (задержание, арест и пр.); o меры восстановления и защиты нарушенных прав (устранение последствий правонарушения – принудительное взыскание алиментов) o меры юридической ответственности; o высокий уровень контроля и надзора за реализацией НПА; o развитое правосознание и высокая правовая культура населения и общества в целом; o процессуальные гарантии; o правосудие.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.143 (0.031 с.) |