![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция: стаж как институт праваСтр 1 из 4Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ: СТАЖ КАК ИНСТИТУТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛАН: Понятие, юридическое значение, виды и правовые основы стажа. Страховой стаж: понятие, порядок исчисления, способы подсчета и порядок подтверждения. Общий трудовой стаж и стаж на соответствующих видах работ. Стаж государственной службы и выслуга лет. Непрерывный трудовой стаж.
– 1 – Понятие, юридическое значение, виды и правовые основы стажа. Стаж – юридический факт в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением и выплатой всех видов трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.
Юридическое значение стажа в праве социального обеспечения: 1) Стаж определённой длительности и характера может играть роль основного юридического факта в сложном правообразующем юридическом составе (например, при назначении досрочных трудовых пенсий педагогическим и другим работникам с особыми условиями труда, пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим и др.). 2) Стаж может являться лишь одним из элементов сложного правообразующего фактического состава (например, при назначении трудовых пенсий по старости, потере кормильца и по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности). 3) С продолжительностью стажа связан размер большинства видов пенсий и отдельных пособий.
Виды стажа:
Ø общий – свидетельствует об общей, суммарной продолжительности трудовой и некоторой иной деятельности (совокупность периодов любой трудовой деятельности, при выполнении которой уплачивались и (или) подлежали уплате страховые взносы по обязательному социальному страхованию, периодов иной общественно полезной деятельности и иных периодов, признаваемых законодателем социально значимыми); Ø специальный (профессиональный) – является частью общего страхового стажа; суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности с уплатой страховых взносов на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических зонах или территориях с особым статусом;
Правовые основы стажа:
ü Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 (ред. от 24.03.2014) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»[8]; ü Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1141 (ред. от 19.05.2011) «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих»[9]; ü Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 05.05.2014) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ»[10];
ü Постановление Правительства РФ от 12.08. 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры РФ и их семьям» (ред. от 07.12.2011, с изм. от 03.04.2014)[11]; ü Постановление Правительства РФ от 02.02. 1998 г. № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах РФ, и их семьям»[12] и др. – 2 – Страховой стаж: понятие, порядок исчисления, способы подсчета И порядок подтверждения. Страховой стаж является самостоятельным юридическим фактом в правоотношениях по социальному обеспечению и важнейшим элементом страховой пенсионной системы. Именно он имеет решающее значение при установлении пенсии и определении ее размера. Доктрина исходит из того, что страховой стаж как особый вид стажа – это «суммарная продолжительность периодов работы, в течение которых за данное лицо должны были уплачиваться страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, и иной деятельности, учитываемой при определении права на трудовую пенсию, с учетом которой страховые взносы возмещались за счет средств федерального бюджета».[13] Страховой стаж имеет количественную (продолжительность в годах) и качественную (особенности производственных условий (вредные, тяжелые и др.), климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность (районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним)) характеристики. Согласно ст.3 ФЗ от 16.07.1999 № 165-ФЗ (в ред. ФЗ от 05.03.2004 № 10-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ) «Об основах обязательного социального страхования» страховой стаж– этосуммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. Это определение вообще не ставит страховой стаж в какую-либо зависимость от трудовой или иной деятельности. Таким образом, законодатель не связывает уплату страховых взносов непосредственно с трудовой деятельностью застрахованного лица. Страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования может являться любое лицо, изъявившее желание уплачивать страховые взносы за застрахованного, вне зависимости от наличия между ними каких-либо правоотношений. Застрахованные лица могут вступить добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, связанные с дополнительной уплатой в бюджет Пенсионного фонда РФ страховых взносов, сверх взносов, уплаченных за них страхователем, и самостоятельно уплачивать за себя страховые взносы. Также граждане вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ за другое физическое лицо. В соответствии со ст. 2 ФЗ от 17.12. 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Следовательно, между указанными выше легальными определениями страхового стажа существует принципиальная разница. В первом случае уплата взносов не связана с трудовой деятельностью, что «противоречит основополагающей идее социального страхования».[14] Вторая формулировка в качестве исключения из общего правила предполагает зачет в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. ФЗ от 15.12.2001 г. допускает уплату взносов без занятия какой-либо трудовой деятельностью.
Выслуга лет Выслуга лет для лиц, проходивших государственную гражданскую, военную, правоохранительную службу, служит юридическим фактом, установленным федеральными нормативно-правовыми актами, дающим право на государственную пенсию независимо от возраста. В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть включены два вида службы (работы). Первый вид службы (работы) определен в ст. 19 ФЗ от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», а также в федеральных законах, регулирующих вопросы прохождения государственной службы. К данному виду, в частности, относится служба (работа) в должностях федеральной государственной службы и государственных должностях федеральных государственных служащих. Такие должности называются должностями федеральной государственной гражданской службы. Согласно ст. 14 ФЗ от 27.05.03 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов РФ. В стаж (его общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с вышеуказанными законами включается продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы. С учетом изложенного, применительно к гражданской государственной службе в её стаж должны включаться:
1. периоды прохождения военной и правоохранительной службы; 2. периоды замещения государственных должностей РФ; 3. периоды замещения государственных должностей субъектов РФ; 4. периоды замещения на постоянной основе выборных муниципальных должностей; 5. периоды замещения муниципальных должностей муниципальной службы. Ко второму виду службы (работы) может быть отнесена работа в любой должности, не относящейся к указанным выше должностям, в т. ч. и не в органах государственной власти. Перечень этих должностей определяется Президентом РФ. Включение в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет осуществляется по заявлению федерального государственного служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность непосредственно перед увольнением. Документ, подтверждающий стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, представляется федеральным государственным органом в Пенсионный фонд РФ для решения вопроса о назначении пенсии. Особенности выслуги лет для лиц, проходивших военную и правоохранительную службу регламентируется Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Порядок подсчета стажа Периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, подсчитываются и подтверждаются на основании сведений о трудовой деятельности, трудовом стаже либо стаже государственной службы, содержащихся в трудовой книжке и в иных выданных в установленном порядке документах.
– 5 – Непрерывный трудовой стаж. Непрерывный трудовой стаж – это продолжительность последней непрерывной работы в одной организации или в нескольких при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превышает установленных законодательством сроков. В ранее действовавшем законодательстве юридическое значение непрерывного трудового стажа заключалось в том, что он являлся критерием при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, т. е. продолжительность непрерывного трудового стажа влияла на размер пособия социального страхования по временной нетрудоспособности. В современном пенсионном законодательстве на федеральном уровне непрерывный трудовой стаж свое значение утратил. [1] «Собрание законодательства РФ», 01.04.1996, № 14, ст. 1401. [2] «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, N 29, ст. 3686. [3] Собрание законодательства РФ от 24.12. 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920 [4] «Собрание законодательства РФ» 17.12. 2001 г. № 51 ст. 4831 [5] «Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 18. [6] «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 04.03.1993, № 9, ст. 328.
[7] «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1991, № 21, ст. 699. [8] «Собрание законодательства РФ», 05.08.2002, № 31, ст. 3110. [9] «Собрание законодательства РФ», 27.09.2010, № 39, ст. 4926. [10] «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 04.10.1993, N 40, ст. 3753. [11] «Собрание законодательства РФ», 22.08.1994, № 17, ст. 2000. [12] «Собрание законодательства РФ», 1998.№6.Ст.737. [13] Вихров Д. Г.Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения:Автореферат -М., 2001, С.17 [14] См: Мачульская Е. Е., Добромыслов К. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие и практикум. Изд-во: «Книжный мир», 2006, С.161. [15] Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда РФ и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 4. - 2007. [16] Перечень сезонных отраслей промышлености, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год: Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 498. [17] Вихров Д. Г. Указ. Соч. - С.25. [18] Аналогичным является порядок подтверждения страхового стажа, необходимого для назначения и определения размера пособий. [19] Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции. [20] «Собрание законодательства РФ», 05.08.2002, № 31, ст. 3110. [21] Указанный пункт практически дублирует п.3 ст.30, лишь дополняя его, однако при исчислении пенсии в соответствии с ним в Законе применяется иная формула, чем при исчислении трудовой пенсии по п.3 ст.30. [22] Например, постановления Правительства РФ «Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в производствах и профессиях не менее 20 лет» от 01.03.1992 г. № 130; «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» от 24.04.1992 г. № 272 и др. [23] «Собрание законодательства РФ» 17.12. 2001 г. № 51 ст. 4831 [24] «Собрание законодательства РФ», 27.09.2010, № 39, ст. 4926. [25] п. 8.1 введен Указом Президента РФ от 14.01.2011 № 38. [26] п. 15.1 введен Указом Президента РФ от 19.05.2011 № 655. [27] СЗ РФ от 22.09. 2003 г. № 38 ст. 3661 ЛЕКЦИЯ: СТАЖ КАК ИНСТИТУТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛАН:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.31 (0.034 с.) |