Постановление прокурора: основания и порядок вынесения. Правовые последствия вынесения прокурором постановления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постановление прокурора: основания и порядок вынесения. Правовые последствия вынесения прокурором постановления



Постановление прокурора: основания и порядок вынесения. Правовые последствия вынесения прокурором постановления

 

Постановление прокурора: основание и порядок вынесения. Правовые последствия вынесения постановления.

Постановление - акт ПН-ра, содержащий в зависимости от характера нарушения зак-ва мотивированное решение прокурора или его заместителя о ВУД, дисциплинарного производства или о привлечении лица к матер.отв-ти. Постановление как акт ПН-ра может быть вынесено и в иных случаях выражения требования, вытекающего из полномочий прокурора.

Пост-е при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предвар.следствия и дознания выносится в соответствии с УПК.

Пост-е о возбуждении дисциплинарного производстве или о привлечении лица к матер.отв-ти подлежит исполнению соотв. гос.органом, иной организацией или должн.лицом в десятидневный срок со дня его поступления.

Иные пост-я подлежат рассмотрению и исполнению в срок, установленный прокурором или его заместителем.

О результатах рассмотрения пост-я сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.

Постановление до его исполнения м.б. отозвано. Постановление о возбужд. дисциплинарного производства или привлечении к материал. ответственности подлежит исполнению в 10 дневный срок, иные постановления в срок,установленный прокурором.

 

Предписание прокурора: основания и порядок вынесения. Правовые последствия вынесения прокурором предписания

Предписание - акт ПН-ра об устранении нарушений зак-ва, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения зак-ва, кот. носит явный характер и может причинить существенный вред правам и зак.интересам гр-н, в т.ч. ИП, и организаций, общ. и гос.интересам, если оно не будет немедленно устранено.

Предписание направляется гос.органу, иной орг-ции, должн.лицу или ИП, допустившим нарушение зак-ва, либо вышестоящему гос.органу, иной организации (вышестоящему должн.лицу), правомочным устранить такое нарушение.

Предписание должно содержать указание на акт зак-ва, кот. нарушен, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по его устранению.

Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору.

Гос.орган, иная организация, должн.лицо или ИП могут обжаловать предписание вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу в десятидневный срок со дня ее поступления и о результатах рассмотрения сообщить заявителю. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.

 

 

Официальное предупреждение прокурора: основания и порядок вынесения. Правовые последствия вынесения официального предупреждения

Офиц.предупреждение - акт ПН о недопустимости повторного совершения должн.лицом, иным гр-ном правонарушений, влекущих за собой отв-ть, устан. законод.актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должн.лицу, иному гр-ну в целях предупреждения совершения ими правонарушений.

Офиц.предупреждение, выносимое прокурором, направляется должн.лицу, иному гр-ну, в отношении которых оно вынесено, либо объявляется им лично под расписку.

При несогласии с офиц.предупреждением должн.лицо, иной гр-нин, в отнош. кот. оно вынесено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Иски прокуроров в суды общей юрисдикции и экономические суды

Право прокурора на предъявление иска в интересах юридических лиц и граждан предусмотрено Законом о прокуратуре, Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь. Так, в соответствии с п. 6 ч. 2 Закона о прокуратуре при установлении наруше­ний закона в зависимости от их характера прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции предъявляет в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, предприятий, учреждений и орга­низаций, субъектов хозяйствования и граждан.

Статья 81 ГПК предусматривает, что прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела, подведомственно­го суду, если это необходимо для защиты прав и охраняемых законом инте­ресов Республики Беларусь, ее административно-территориальных еди­ниц, а также юридических лиц и граждан. Прокурор вправе вступить в дело на любой его стадии, если этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан.

Предъявлением иска прокурор преследует дос­тижение ряда взаимосвязанных целей: восстановление нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, государства, уст­ранение и предупреждение правонарушений, привлечение виновных лиц к гражданско-правовой ответственности, а также, в некоторой степени, оказание суду помощи в правильном рассмотрении и разрешении заявленных требований. Возбуждение прокурором дела в порядке ст. 81 ГПК происходит по его инициативе, одним из оснований которой может быть просьба заинтересованных лиц, обратившихся в прокуратуру с заявлением о нарушении или оспаривании их законных прав и интересов. В то же время предъявление иска в защиту нарушенных прав и интересов является обязанностью прокурора, вытекающей из содержания ст. 22 Закона о прокуратуре. При уста­новлении нарушений закона прокурор обязан использовать предоставлен­ные ему законом полномочия: внести протест, представление в порядке общего надзора, вынести предостережение, возбудить уголовное дело или иное производство об ответственности, предъявить в суд иск или заявление.Согласно ст. 47 ХПК прокурор или его заместитель при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции обращается в хозяйственный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов, в интересах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия.

 

 

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Особенности прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности

При осуществлении надзора за исполнением зак-ва органами, осущ-ми ОРД и их должн.лицами Ген.прокурор и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право:

- проверять дела оперативного учета, др. материалы и док-ты, связанные с ОРД, за исключением данных о лицах, внедренных в орг.прест.группы и прест.орг-ции, негласных сотрудниках органов, осущ-щих ОРД, а также о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения ОРМ;

- давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение ОРМ в случаях, опред. законодат.актами;

- продлевать сроки проведения ОРМ;

- давать письм.указания о проведении ОРМ по уг.делам, а также о прекращении их проведения;

- требовать письменные объяснения от должн.лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений зак-ва, допущенных при осуществлении ОРД;

- знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в орг.прест.группы и прест.орг-ции, негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, в случае обращения указанных лиц с письм.заявлениями и жалобами на незаконные действия сотрудников органов, осуществляющих ОРД или привлечения этих лиц к уг.отв-ти;

- принимать меры по отмене незак.постановлений о заведении дел оперативного учета и проведении отдельных ОРМ путем внесения соответствующих актов ПН-ра;

- требовать от руководителей органов, осущ-щих ОРД, проведения проверок исполнения зак-ва при осущ-нии ОРД. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора.

При установлении нарушений зак-ва в зависимости от их характера Ген.прокурор и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции принимают следующие меры прок.реагирования:

- опротестовывают противоречащие зак-ву пр.акты и решения (действия) органов, осущ-щих ОРД, и их должн.лиц;

- в устан.порядке вносят представления, выносят предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения органами, осущ-ми ОРД, и их должн.лицами;

- составляют протоколы об адм.правонар-ях;

- выносят пост-я о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к матер.отв-ти;

- выносят пост-я о ВУД.

Полномочия, направленные на выявление нарушений законов:1.требовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования;2.проводить проверки исполнения требований законов о приеме, реги-страции, разрешении заявлений и сообщений о готовящихся преступлениях;3.рассматривать жалобы на действия и решения следователя, органа дознания.Полномочия, направленные на устранение и предупреждение нарушений закона:1.отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения;2.давать нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания и до-знавателю письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и ОРД, а также о применении мер по обеспечению безопасности; 3.возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменными указаниями о производстве дополнительного следствия м иных процессуальных действий;4.отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании;5.изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому в соответствии с подследственностью, определенной ст. 182 УПК, а также от одного следователя к другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела (ч. 5 п. 2 ст. 34 УПК);6.применять, изменять или отменять меры пресечения. К числу полномочий прокурора, направленных на предупреждение нарушений закона, можно также отнести право проверять исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (что является и обязанностью прокурора); участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, санкционировать применение мер пресечения; передавать уголовные дела от органа дознания следователю, от одного органа предварительного следствия другому или от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования.

 

30. Сущность, понятие и задачи надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания

Надзор за исполнением законодательства в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания – отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности в работе органов предварительного следствия и дознания, при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, расследованию уголовных дел и проведении ускоренного производства.

Надзор осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в пределах своих компетенций.

Правовая основа:

1)Конституция

2)закон О прокуратуре

3)УПК

4)приказ Генерального прокурора от 08.08.08 О мерах по повышению эффективности и качества предварительного следствия и дознания с изменениями и дополнениями №75

Задачи прокурорского надзора вытекают из общих задач, предусмотренных ст.4 закона О прокуратуре, ст.7 УПК и заключается в обеспечении:

1)соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, общественных и государственных интересов

2)соблюдение предусмотренного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждения уголовных дел, расследование преступных деяний, приостановление и прекращение производства по уголовным делам

3)соблюдение сроков проведения предварительного расследования и содержания под стражей

4)недопущения незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности

5)неуклонного исполнения требований закона при расследовании преступления о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств, которые изобличают обвиняемого, смягчают и отягчают его ответственность

6)осуществление мер по пресечению преступлений, устранение причин и условий, которые способствуют их совершению.

 

31. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания

Пределы надзора при досудебном производстве определяются ст.34 и другими ст. УПК. Прокурор вправе отстранять следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании, осуществлять другие полномочия, предоставленные ему уголовно-процессуальным законодательством.

Вместе с тем следователи, органы дознания, дознаватели по находящимся в производстве у них уголовным делам тактику проведения следственных и иных процессуальных действия, методику расследования дел определяют самостоятельно.

Предмет надзора – то, что должно соответствовать закону. Предметом является соответствие УПК правовых актов и решений (действий) органов предварительного расследования и их д.л.

Предметом является:

1)акты, выносимые органами предварительного следствия и дознания

2)действия д.л. этих органов

Предметом являются постановления и иные, составляемые следователем, органом дознания, дознавателем акты по материалам и уголовным делам.

В ходе предварительного расследования орган дознания, дознаватель, следователь при принятии решения выносят постановления, при проведении следственных и иных процессуальных действий составляют протоколы, дают письменные поручения по материалам и уголовным делам, составляют справки и другие документы. При осуществлении законности при проведении предварит следствия и дознания прокурор проверяет, соответствуют ли акты органов предварительного расследования по структуре и содержанию требования, предусмотренных УПК, а также имелись ли основания составления этих актов. Прокурор также проверяет законность д.л. в этих органах.

Прокурор при выявлении нарушений закона принимает меры для привлечения виновных лиц указанных органов к предусмотренной законом ответственности в зависимости от характера нарушения

 

32. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими законами. Указания Генерального прокурора по вопросам дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия;

давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела;

давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК;

изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований данного действия;

отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора в порядке, установленном УПК;

продлевать срок дознания;

утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

Для устранения выявленных в ходе осуществления прокурорского надзора нарушений законности органами дознания и предварительного следствия прокурор уполномочен применять следующие средства правового реагирования.

Представление. Данное правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в уголовном судопроизводстве имеет двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выявленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление – это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК.

Указание. Указание дается прокурором в письменном виде и может касаться как производства тех или иных следственных действий, проведение которых целесообразно с его точки зрения, так и характера избрания меры пресечения. Прокурор может дать указание следователю о том, как квалифицировать преступление, по которому следователь осуществляет производство, об объеме обвинения, направлении уголовного дела в суд или его прекращении и т. д.

Письменное требование (поручение, запрос). При осуществлении прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе истребовать у следователя уголовное дело для его проверки. Указанное полномочие прокурора реализуется посредством направления письменного требования (поручения, запроса) руководителю следственного органа и обязательно для исполнения.

Постановление. В случаях, предусмотренных УПК, прокурор наделен правом вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Прокурор также вправе вынести, в случаях нарушения уголовно-процессуального закона, постановление о признании полученных органами уголовного преследования доказательств не допустимыми.

Согласие прокурора. Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрен судебный порядок получения разрешения на проведение следственных действий (обыск, выемка, осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц и т. д.), которые затрагивают основные конституционные права и свободы граждан, а также на применение к подозреваемому (обвиняемому) мер уголовно-процессуального принуждения (наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста и т. д.). В этих случаях прокурор дает дознавателю свое согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий и иных мер процессуального принуждения, на совершение которых необходимо судебное решение.

 

Прокурорский надзор за законностью, обоснованностью и своевременностью рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях. Надзор за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел или отказа в их возбуждении

Генеральным прокурором Республики Беларусь в приказе от 25 ноября 2002 г. №33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствии и дознания» предъявлено к прокурорам районов, городов, межрайонным и приравненным к ним прокурорам обеспечивать постоянный и взыскательный надзор за исполнением законодательства при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях.

В соответствии с названным приказом прокуроры должны не реже одного раза в 10 дней проверять законность и обоснованность мер, принимаемых органом уголовного преследования по заявлениям и сообщениям о готовящихся и совершенных преступлениях. В ходе проверок использо­вать данные самих органов уголовного преследования, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, сведения медицинских учреждений и т.д. Принципиально решать вопрос об ответственности руководителей этих органов за несоблюдение учетно-регистрационной дисцип­лины, несвоевременность и незаконность принимаемых решений; обес­печивать безусловное выполнение требований Инструкции о порядке регистрации, рассмотрения и учета заявлений, сообщений, сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры, утвержденной Генераль­ным прокурором Республики Беларусь 12 декабря 2000 г., а также приня­тие предусмотренных законом мер реагирования в связи с незаконностью решений по ним.

Проверки исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях должны проводиться не реже одного раза в месяц.

Приему подлежат все без исключения заявления и сообщения, кото­рые содержат информацию об уголовно наказуемых деяниях. Не должно отказываться в их приеме по мотивам незначительной общественной опасности, отсутствия тяжких последствий и т.д., а также в связи с обращением не в тот орган дознания, которому оно подследственно.

В ходе проверки прокурор выясняет следующие вопросы:- полноту, правильность учета и регистрации поступивших в орган до­знания заявлений и сообщений о преступлениях;- соблюдение установленных законом сроков их проверки;- законность и обоснованность принятия одного из предусмотренных в законе решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в воз­буждении дела; о передаче заявления или сообщения по подследствен­ности или подсудности.

Осуществляя свои полномочия в органе дознания, прокурор знакомится с книгами учета заявлений и сообщений о преступлениях, журнала­ми учета поступившей информации по телефону, телефаксу, телеграфу и т.д., корешками талонов-уведомлений заявителям о принятом заявлении, книгами учета документации, находящимися в дежурной части (рабочей тетрадью дежурного, магнитофонными записями сообщений «02», кореш­ками направлений на судебно-медицинское освидетельствование и экс­пертизу, книгой учета лиц, доставленных в орган внутренних дел и т.д.); документами канцелярии (алфавитным журналом регистрации жалоб и заявлений граждан и т.д.); с документами других служб органа дознания (например, в органе внутренних дел в экспертно-криминалистическом подразделении – с журналом учета выездов работников этого подразделе­ния на место происшествия; в паспортных отделениях – с журналом учета выдачи гражданам паспортов взамен утраченных (похищенных); в подразделениях ГАИ – с журналом учета дорожно-транспортных происшествий и угона автотранспорта и т.д.).

Сведения о совершенных, но не зарегистрированных преступлениях прокурор может получить в медицинских учреждениях, статистических, контрольно-ревизионных органах, подразделениях военизированной охраны.

Прокурор также проверяет заявления, сообщения о преступлениях и приложенные к ним документы, которые находятся на разрешении работников органов дознания и по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. При проверке законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела обращается внимание на соответствие решения материалам проверки, полноту проверки, правильность юридической оценки действий конкретного лица. При этом прокурорам предлагает­ся не ограничиваться изучением материалов, по которым в возбуждении уго­ловного дела отказано. В ходе проверки первостепенное внимание следует уделять заявлениям и сообщениям, находящихся в стадии рассмотрения, давать необходимые письменные указания, с тем чтобы предотвратить во­локиту, не допускать проведения доследственных проверок при очевидно­сти признаков преступления, незамедлительно возбуждать уголовные дела, обеспечивать безотлагательное проведение следственных действий и осу­ществление других мер, направленных на раскрытие преступления.

В ходе проверки прокурор должен обращать внимание на то, чтобы орган дознания возбудил уголовное дело при наличии признаков преступления, немедленно уведомил прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании, выполнил все предусмотренные законом неотложные следственные действия и не позднее десяти суток передал дело следователю, после передачи дела следователю в случаях необнаружения лица, совершившего преступление, продолжал принимать меры для установления преступника, уведомляя сле­дователя о результатах, а также выполняя по поручению следователя ро­зыскные и следственные действия.

Надзорная деятельность прокурора должна быть направлена на то, чтобы были использованы все предусмотренные законом меры для раскрытия преступления и изобличения лица, его совершившего, и чтобы при этом не были нарушены права и интересы участников процесса и других граждан.

Прокурор обязан также на основании ст. 35 УПК отменить постановление о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждено без законного повода и достаточного основания.

 

 

Участие прокурора в суде кассационной инстанции. Заключение прокурора

Приговор, а также определение (постановление) суда первой инстанции по общему правилу не сразу обращаются к исполнению. Законом предусматривается возможность участникам уголовного процесса обжаловать, а прокурору - опротестовать вынесенное решение. Апелляционные жалобы, протесты на приговор суда первой инстан­ции могут быть поданы в течение десяти суток со дня провозглашения при­говора, а в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

Право принесения апелляционного протеста принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении уголовного дела в качестве государственного обвинителя. Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, города Минска, районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции вправе опротестовать приговор независимо от участия в судебном разбирательстве уголовного дела. Прокурор при наличии оснований, обязан опротестовать в апелляционном порядке каждый приговор, постановленный с нарушениями уголовного или уголовно-процессуального закона. Если обвинитель этого не сделал либо дело было рассмотрено без участия прокурора, то опротестовать незаконный или необоснован­ный приговор либо иное судебное решение обязан прокурор, возглавляю­щий прокуратуру, или его заместитель.

Согласно ст. 371 УПК Не вступившие в законную силу приговоры могут быть обжалованы и опротестованы в апелляционном порядке через суд, постановивший приговор:

1) приговоры районных (городских) судов - в областной, Минский городской суды;

2) приговоры областных, Минского городского судов - в Верховный Суд Республики Беларусь.

Апелляционные жалобы подаются, а апелляционные протесты приносятся через суд, постановивший приговор. Подача жалобы или принесение протеста непосредственно в апелляционную инстанцию не являются препятствием для рассмотрения жалобы или протеста. В этом случае жалобы и протесты направляются в суд первой инстанции для приобщения к уголовному делу.

Приговор, постановленный при повторном рассмотрении уголовного дела, может быть обжалован или опротестован в общем порядке Апелляционные жалоба или протест должны содержать:

1) наименование суда, которому адресуются жалоба или протест;

2) данные о лице, подавшем жалобу или принесшем протест, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;

3) указание на приговор, который обжалуется или опротестовывается, и наименование суда, постановившего этот приговор;

4) доводы лица, подавшего жалобу или принесшего протест, с указанием на то, в чем заключается неправильность приговора и в чем состоит его просьба;

5) перечень прилагаемых к жалобе или протесту материалов;

6) дату и подпись лица, подавшего жалобу или принесшего протест.

Во вводной части указываются наименование судебной инстанции, в которую адресован протест; наименование суда, постановившего приго­вор или иное решение, фамилия и анкетные данные осужденного (оправ­данного); статья Уголовного кодекса, по которой он осужден или оправ­дан; краткое содержание опротестованного судебного решения.

В описательной - наиболее важной части - приводятся обоснования требования протеста. Не следует забывать, что право окончательной оцен­ки доказательств, решения вопросов о виновности или невиновности обвиняемого, о применении уголовного закона и назначении наказания принадлежит суду. Поэтому требования протеста должны обосновываться не изложением точки зрения прокурора, а аргyментироваться критикой выводов суда, показом их ошибочности, несоответствия имеющимся в деле доказательствам, закону, разъяснениям Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

В резолютивной части четко формулируются, со ссылкой на соответствующие нормы процессуального законодательства, требования проку­рора об отмене или изменении опротестованного решения.

Формы участия прокурора в гражданском процессе. Порядок предъявления прокурором гражданских исков в суды. Предъявление прокурором гражданского иска в публичных интересах и в интересах отдельных категорий граждан

Прокурор участвует в гражданском судопроизводстве в двух формах, установленных ст. 81 ГПК, – в форме предъявления и поддержания в суде иска, а также участия в рассмотрении судом гражданских дел и изложения мнения по делу.

Заявление о защите чести и достоинства Президента Республики Беларусь подается в суд Генеральным прокурором Республики Беларусь, прокурорами областей, города Минска, приравненными к ним прокурорами с согласия Президента республики Беларусь.

Форма и содержание искового заявления прокурора должны соответствовать требованиям, изложенным в ст. 109, 243 ГПК. В заявлении необходимо указать:

- наименование суда, в который направляется исковое заявление;

- наименование истца, место его нахождения;

- наименование ответчика, его место жительства или, если ответчик яв­ляется юридическим лицом, место его нахождения;

- обстоятельства, на которых прокурор основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные прокурором обстоя­тельства;

- требования истца;

- цену иска, если он подлежит оценке;

- перечень приложений.

В соответствии со ст. 4 Закона «О государственной пошли­не» прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины. Кроме того, в соответствии со ст. 129 ГПК прокурор, обратившийся с заявле­нием в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, освобождается и от уплаты издержек, связанных с рассмотрением дела. Ему не может быть отказано в принятии искового заявления.

К прокурору нельзя предъявить встречный иск. Ответчик может предъ­явить встречный иск лишь к лицу, в интересах которого прокурор предъявил иск. Решение суда распространяется не на прокурора, а на лицо, в интересах которого заявлен иск.

При предъявлении исков прокурору надлежит исходить из требова­ний закона о подведомственности жалоб судебным органам. Если жалоба о нарушенном праве подведомственна суду, то прокурор вправе предъявить иск. Если нет, то он использует иные средства прокурорского реаги­рования - протест, представление об устранении нарушений закона и т.д. В соответствии со ст. 37 ГПК судам подведомственны дела:

1) по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию при­родных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, за исключением случаев, ког­да актами законодательства разрешение таких споров отнесено к ком­петенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций;

2) по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными

законодательными актами;

3) возникающие из административно-правовых отношений;

4) особого производства;

5) приказного производства.

Одним из средств прокурорского надзора за исполнением законов в гражданском судопроизводстве является выступление прокурора в рассматриваемый судом спор. Он может сделать это, когда лицо, интересы которого надлежит защищать, неправомочно само обратиться в суд с исковым заявлением. Это касается, прежде всего, интересов несовершеннолетних, когда требуется решить вопрос о лишении родительских прав или об отмене усыновления и т.д.

Предъявляемый прокурором иск должен быть поддержан им в суде. Однако прокурор «не связан в процессе своей позицией, изложенной в исковом заявлении, и позицией лица, в интересах которого заявлен иск». Прокурор как представитель органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, в этих случаях исходит не из интересов лица, а из требований закона.

При судебном рассмотрении заявленного иска прокурор процессу­ально самостоятелен. Как правило, прокуроры поддерживают заявленный иск, но если по обстоятельствам дела необходимо отказаться от исковых требований, либо изменить основания иска, либо снизить размер взыска­ния, прокурор вправе сделать это.

По заявленному требованию прокурор дает в суде (ст. 286 ГПК) объяснения, которые носят характер утверждения и являются доказательствами. Прокурор вправе представить суду письменные документы. В соответствии с ч. 3 ст. 290 ГПК, участвуя в судебных прениях, прокурор, предъявивший иск, выступает первым

 

Участие прокурора в суде кассационной инстанции по гражданским делам. Заключение прокурора

Надзор за законностью и обоснованностью судебных решений и определений, не вступивших в законную силу, ограничивается десятью днями. Прокуроры обязаны в эти сроки проверять законность и обоснованность решений и определений по делам, рассмотренным судом без участия пpoкypopa, опротестовывать незаконные и необоснованные решения и определения. Тщательной проверке подлежат решения и определения по делам, рассмотренным с участием прокурора, в особенности если пози­ция прокурора расходится с позицией суда, выраженной в решении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.104.73 (0.101 с.)