Сущность понятия «адаптация» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность понятия «адаптация»



Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

1.1 Сущность понятия «адаптация»………………………………………..

1.2. Виды и формы адаптации………………………………………

1.3. Особенности психофизического развития детей раннего возраста

1.4.Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Выводы по первой главе

Глава II Особенности комплексного сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

2.1. Сущность и содержание комплексного сопровождения адаптации детей раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения.

2.2. Методические рекомендации…….

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения- это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняется режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. д. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Характер и степень тяжести адаптации детей к детскому саду во многом обусловлены их индивидуальными психофизиологическими особенностями и уровнем социального развития, однако абсолютно для всех детей поступление в детский сад — непростой жизненный период, требующий мобилизации нервно-психических сил и ресурсов организма. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи на этапе подготовки и поступления в детский сад позволяет оптимизировать процесс адаптации к новой социальной среде и избежать многих проблем и трудностей адаптационного периода. Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители совместно с работниками детского сада должны приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу адаптироваться к изменившимся жизненным условиям.

Успешная адаптация — основа эмоционального благополучия и условие полноценного развития ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Проблема адаптации детей к дошкольному учреждению в современных условиях является весьма актуальной.

Новая среда предъявляет к ребенку особые требования, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать его индивидуальным особенностям и склонностям.

Поступление в МДОУ связано с включением ребенка в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными чертами. Перемена обстановки ставит малыша в такие условия, при которых возникает необходимость подчинять свои побуждения определенным требованиям и правилам.

Одни дети быстро и хорошо привыкают к новым условиям. Для других этот процесс сложен и труден и может привести к нервному перенапряжению, срыву. Облегчение процесса адаптации во многом зависит от родителей, воспитателей, и от той среды, в которой находится ребенок. В связи с этим создание оптимальных условий в адаптационный период требует пристального изучения.

Н.М. Аскарина, одна из первых указала на важность адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Она делала акцент на необходимости охраны нервной системы ребенка, бережного, внимательного отношения к нему в период привыкания к детскому саду.

В настоящее время потребность в общественном воспитании детей раннего возраста не только не утратила своей актуальности, но и возросла. Растущая потребность населения в ясельных группах ставит задачу возрождения уникальной системы общественного воспитания детей раннего возраста. Но прежде чем ребенок начнет нормально жить и развиваться в условиях дошкольного учреждения ему необходимо преодолеть тяжелый этап в своей жизни – привыкание к дошкольному учреждению, так как установлено, что именно в раннем возрасте адаптация детей к детскому саду проходит дольше и трудней, чаще сопровождается болезнями. Педагогически грамотный подход поможет решить эту проблему.

В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, Н.Д. Ватутиной, где рассматриваются особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

НАДО ДОПОЛНЯТЬ

Цель: изучить содержание и формы комплексного сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Объект – адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Предмет - комплексное сопровождение адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи исследования.

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме

исследования.

2. Описать виды адаптации ребенка раннего возраста к условиям

дошкольного образовательного учреждения.

3.

4.

 


Глава I. Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

ПРАВЬТЕ НАБОР ТЕКСТА

СДЕЛАТЬ ОБЩИЙ ВЫВОД ПО ОПРЕДЕЛЕНИЯМ

Цель адаптации - достичь оптимума эффективности деятельности, обеспечить развитие организма, человека и, как минимум, сохранить их жизнеспособность, функционирование в своей целостности. МОЖНО ШИРЕ ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ

Адаптационный синдром - совокупность неспецифических изменений, возникающих в организме животного или человека при действии любого патогенного раздражителя

Адаптационный синдром имеет определенные и хорошо известные стадии, а именно:

1) стадию тревоги, продолжающаяся от нескольких часов до двух суток и включающую фазы шока и противошока (на последней происходит мобилизация защитных реакций организма);

2) стадию сопротивляемости, характеризующуюся повышением устойчивости организма к различным воздействиям;

3) стадию либо стабилизации состояния (выздоровления), либо истощения [8].

Адаптация связана со стрессом. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений, которые, воздействуя на ребенка одновременно, создают для него стрессовую ситуацию.

Основоположником учения о стрессе является канадский ученый Ганс Селье. Основное внимание Г. Селье и его последователи уделяли биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов. В функциональном и морфологическом отношении стресс выражается общим адаптационным синдромом.

Т.В. Середа, объединяя на содержательном уровне стресс и адаптацию, рассматривает последнюю как «диалектический, системный процесс активного приспособления биосистемы к неадекватным условиям среды ценой дополнительных энергетических затрат, результатом которого является возможность биосистемы оптимально функционировать" [источник].

Адаптация по А.А. Ершову понимается как единство стресса (общего адаптационного синдрома), памяти и доминанты. Адаптация и преобразование как виды активности человека взаимообусловлены. Адаптация подчиняется законам не только сохранения равновесия, но и развития, экономии сил [источник].

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Виды и формы адаптации

В отечественной науке рассматривают несколько видов адаптации.

Физиологическая адаптация: (ХАРАКТЕРИСТИКА)

Физиологическая адаптация — это устойчивый уровень активности и взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность организма и трудовую активность человека в новых (в том числе и социальных) условиях существования и способность к воспроизведению здорового потомства. Каждая новая среда обитания, каждый воздействующий фактор имеют свои специфические особенности не только по своей физической природе, но и по специфике своего физиологического воздействия на определенные системы организма.

Психологическая адаптация ХАРАКТЕРИСТИКА

это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. Термин морально устарел, иногда используется в клинической психологии.

Понятие психической адаптации рассматривается как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне "оперативного покоя"), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Социальная адаптация в общем рассматривается как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, т.е. способность индивида изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий [источник].

Успешность последней определяется оптимальным соотношением сторон, составляющих активную деятельность индивида; преобразования ("приспособления") себя и преобразования среды ("приспособления к себе"), т.е. правильным пониманием того, как, насколько и ко всему ли возможно и необходимо приспосабливаться. В психосоциальном аспекте часто указывают на важность согласования с реальностью самооценки, уровня притязаний и возможностей субъекта.

Н.А. Милославова полагает, что "процесс социальной адаптации может выступать не только как объективный механизм приспособления, приноровления к социальной среде (пассивное приспособление кого-либо к чему-либо), но и как механизм субъективной деятельности, направленный на приспосабливание индивида к тем или иным нормам, стандартам, меркам (активное приспосабливание кем-либо кого-либо)" [источник].

На активную природу механизма социальной адаптации указывает и А.А. Реан [источник]. Анализируя типы адаптационного процесса, автор предполагает, что один тип адаптации характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоением и приспособлением к себе. Другой тип адаптационного процесса связан с активным изменением личности себя, с коррекцией собственных социальных установок и привычных инструментальных поведенческих стереотипов.

Всякая адаптация временна, имеет пределы. Так биологические пределы адаптации организма заключены в генах, психофизиологическая адаптация к среде обусловлена возможностями темперамента, социальная адаптация осуществляется в рамках объективно складывающихся норм, ценностей, отношений, целей и убеждений.

Адаптацию малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя. Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо - резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет - (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.
Если родителям пустить ситуацию на самотек, это может перерасти в серьезные нервные заболевания и расстройства. В некоторых случаях нельзя будет обойтись без консультации специалиста, а если малыш не адаптируется к новым условиям в течение года, возможно, - подумать о том, чтобы прекратить посещать детский садик. Даже при последнем раскладе необходимо тщательно следить за состоянием малыша, чтобы позже, когда придет время идти в школу, не было подобных проблем.
Второй тип адаптации - легкая, противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно (это происходит приблизительно в течение месяца), ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации "срывы" все же возможны.
И последний тип адаптации - средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически "всплакнуть", но ненадолго. В среднем, этот период длится до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.
Вне зависимости от типа ребенка, в первое время вероятность подхватить вирус очень высока, особенно на 4-10 день пребывания в детском саду. Поэтому рекомендуется в этот промежуток времени воздержаться от походов в садик.???????

Выводы по 1 главе

 

Глава II. Особенности комплексного сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

1.4. Сущность и содержание комплексного сопровождения адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

ТРИ ВИДА АДАПТАЦИИ

Библиографический список

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.

2. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6 – с.46 –51.

3. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.

5. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007.

6. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. И др.

 


Приложение 1

 

Адаптационная карта ребёнка

Фамилия, имя Иванова Екатерина__________

Дата рождения 12.05.2006 г._________________________

Дата01.123.125.129.1211.1213.1216.12.18.12.22.1224.12.1-2-2-1-1-1-+1+1+1+2+22-2-2-2-2-2-2-1-1-1-13-1-1-1-1-1-1+2+2+2+24+1+1+2+2+1+1+2+2+2+2уровень-2Ср.+7

 

Дата первого посещения 15.11.2009 г._________________

 

Заболеваемость: низкая

№МесяцыДни, пропущенные по болезниВсего дней1.Ноябрь20-2342.Декабрь19-2133.Январь004.Февраль10-13, 17-219

Степень адаптации: средняя___________

 

Приложение 2.

 

Группа

№Уровень адаптации1средняя2средняя3усложнённая4лёгкая5средняя6средняя7дезадаптация8средняя9лёгкая10средняя11средняя12усложнённая13средняя14средняя15средняя

Группа

№Уровень адаптации1средняя2средняя3усложнённая4лёгкая5средняя6лёгкая7лёгкая8средняя9лёгкая10усложнённая11средняя12усложнённая13средняя14средняя15средняя

Приложение 3

 

ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Имя_____________________________

Возраст__________________________

Дата_____________________________

 

НазваниеБаллы1Лови шарик1 2 3 42Спрячь шарик1 2 3 43Разборка и складывание матрешки1 2 3 44Разборка и складывание пирамидки1 2 3 45Парные картинки1 2 3 46Цветные кубики1 2 3 47Разрезные картинки1 2 3 48Конструирование из палочек1 2 3 49Достань тележку1 2 3 410Нарисуй1 2 3 4

НЕЗНАКОМЫЙ ПРЕДМЕТ

Имя___________________________

Возраст________________________

Дата___________________________

 

Интерес к незнакомому предметуВключенность в деятельностьИнициативное обращение взросломуВнимание и точность воспр. образцаНастойчивость0 1 2 30 1 2 30 1 2 30 1 2 30 1 2 3

Общение и речь

Имя__________________

Возраст_______________

Дата__________________

 

Показатели общенияБаллыСреднееПримечанияИнициативностьЧувствительность к воздействиям взрослогоСтремление действовать по образцуЧувствительность к оценкеСредства общения экспрессивно-мимические предметно-действенные речьАктивная речьПонимание речиВыполнение речевых инструкций

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ИГРА

Имя___________________

Возраст________________

Дата___________________

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Имя____________________

Возраст_________________

Дата____________________

 

ПробыПринят. задачи.Вовлеч. в д-тьХар-р д-тиСамост..Самооц.Поиск оценкиОтнош. К оценкеСуммаПирамидка0 1 2 3 40 1 2 3 40 1 2 3 40 1 2 3 40 1 2 3 40 1 2 3 40 1 2 3 40 1 2 3 4Грузовик0 1 2 3 40 1 2 3 40 1 2 3 40 1 2 3 40 1 2 3 40 1 2 3 40 1 2 3 40 1 2 3 4Домик0 1 2 3 40 1 2 3 40 1 2 3 40 1 2 3 40 1 2 3 40 1 2 3 40 1 2 3 40 1 2 3 4

Приложение 4

 

Легкая адаптация

РебёнокВозраст при поступлении в д.с.Умственное развитиеПознават. активностьЦеленапр. И самостоят.ОбщениеРечьПроцес. игра12,52761410,73,71522,331122014,562332,1034101613,282141,932111512,362152,137101713,26,52362,33391510,7823

Адаптация средней тяжести

РебёнокВозраст при поступлении в д.с.Умственное развитиеПознават. активностьЦеленапр. И самостоят.ОбщениеРечьПроцес. игра71.928101493,21582,331121112,662092,1034101513,5810101,932111413,5621112,128101383,221122,333111512,681713230101313,56,515142,52791212,7419152,830101312,63,710162,536121111,66,519172,737101510,85,515182,4311114123,719192,934101112,6417201,93491311,63,718212,332101210,85,515222,53210118,66,610232,7301213143,717242,132911134,319

Тяжелая адаптация

РебёнокВозраст при поступлении в д.с.Умственное развитиеПознават. активностьЦеленапр. И самостоят.ОбщениеРечьПроцес. игра252,83681410,7414262,334111211,2617272,134101412614281,932111512,4614292,637101310,7617302,43281510,7419

 

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

1.1 Сущность понятия «адаптация»………………………………………..

1.2. Виды и формы адаптации………………………………………

1.3. Особенности психофизического развития детей раннего возраста

1.4.Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Выводы по первой главе

Глава II Особенности комплексного сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

2.1. Сущность и содержание комплексного сопровождения адаптации детей раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения.

2.2. Методические рекомендации…….

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения- это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняется режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. д. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Характер и степень тяжести адаптации детей к детскому саду во многом обусловлены их индивидуальными психофизиологическими особенностями и уровнем социального развития, однако абсолютно для всех детей поступление в детский сад — непростой жизненный период, требующий мобилизации нервно-психических сил и ресурсов организма. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи на этапе подготовки и поступления в детский сад позволяет оптимизировать процесс адаптации к новой социальной среде и избежать многих проблем и трудностей адаптационного периода. Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители совместно с работниками детского сада должны приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу адаптироваться к изменившимся жизненным условиям.

Успешная адаптация — основа эмоционального благополучия и условие полноценного развития ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Проблема адаптации детей к дошкольному учреждению в современных условиях является весьма актуальной.

Новая среда предъявляет к ребенку особые требования, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать его индивидуальным особенностям и склонностям.

Поступление в МДОУ связано с включением ребенка в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными чертами. Перемена обстановки ставит малыша в такие условия, при которых возникает необходимость подчинять свои побуждения определенным требованиям и правилам.

Одни дети быстро и хорошо привыкают к новым условиям. Для других этот процесс сложен и труден и может привести к нервному перенапряжению, срыву. Облегчение процесса адаптации во многом зависит от родителей, воспитателей, и от той среды, в которой находится ребенок. В связи с этим создание оптимальных условий в адаптационный период требует пристального изучения.

Н.М. Аскарина, одна из первых указала на важность адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Она делала акцент на необходимости охраны нервной системы ребенка, бережного, внимательного отношения к нему в период привыкания к детскому саду.

В настоящее время потребность в общественном воспитании детей раннего возраста не только не утратила своей актуальности, но и возросла. Растущая потребность населения в ясельных группах ставит задачу возрождения уникальной системы общественного воспитания детей раннего возраста. Но прежде чем ребенок начнет нормально жить и развиваться в условиях дошкольного учреждения ему необходимо преодолеть тяжелый этап в своей жизни – привыкание к дошкольному учреждению, так как установлено, что именно в раннем возрасте адаптация детей к детскому саду проходит дольше и трудней, чаще сопровождается болезнями. Педагогически грамотный подход поможет решить эту проблему.

В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, Н.Д. Ватутиной, где рассматриваются особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

НАДО ДОПОЛНЯТЬ

Цель: изучить содержание и формы комплексного сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Объект – адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Предмет - комплексное сопровождение адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи исследования.

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме

исследования.

2. Описать виды адаптации ребенка раннего возраста к условиям

дошкольного образовательного учреждения.

3.

4.

 


Глава I. Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

ПРАВЬТЕ НАБОР ТЕКСТА

Сущность понятия «адаптация»

Понятие «адаптация» является междисциплинарным и представлено в разных науках: философии, биологии, физиологии, психофизиологии, психологии, педагогике.

В Новейшем философском словаре (2003г.) адаптация (позднелат. adaptatio - приспособление, прилаживание) обозначается как термин, первоначально использыемый в биологической науке для обозначения процесса приспособления строения и функций организмов (популяций, видов) и их органов к определенным условиям внешней среды [НОМЕР ИСТОЧНИКА В БИБЛИОГРАФИИ ].

 

В словаре по психофизиология () адаптация (лат. ad — к; aptus — пригодный, удобный; aptatio — прилаживание; поздне-лат. adaptatio — приспособление) определяется как совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям существования, выработанных в процессе длительного эволюционного развития [].

Адаптация физиологическая(Безруких М.М.) — приспособление к условиям внешней среды путем формирования функционального состояния, адекватного условиям обитания и осуществлению необходимой деятельности, которое обеспечивается изменением структуры гомеостатического регулирования. В этом определении хотя и обоснованно отражена физиологическая сущность адаптации человека к условиям обитания, но понимание адаптации сведено только к рассмотрению гомеостатического регулирования без учета информационного и энергетического обеспечения деятельности.

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

Адаптация — приспособление строений и функций организма к условиям среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостазиса. Понятие А. применяется в качестве теоретического в тех психологических концепциях, которые трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с. (это в библиографию). В педагогическом словаре

Психологический словарь

Адаптация (от лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.

Социологический словарь

Адаптация — приспособление самоорганизующийся системы к изменяющимся условиям среды.

Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я. (

Налчаджян А.А Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1998.

ЕЩЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ РАЗНЫХ АВТОРОВ, ТЕХ, КТО ИЗУЧАЕТ ПРОБЛЕМУ (АКСАРИНОЙ И ДР).

СДЕЛАТЬ ОБЩИЙ ВЫВОД ПО ОПРЕДЕЛЕНИЯМ

Цель адаптации - достичь оптимума эффективности деятельности, обеспечить развитие организма, человека и, как минимум, сохранить их жизнеспособность, функционирование в своей целостности. МОЖНО ШИРЕ ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ

Адаптационный синдром - совокупность неспецифических изменений, возникающих в организме животного или человека при действии любого патогенного раздражителя

Адаптационный синдром имеет определенные и хорошо известные стадии, а именно:

1) стадию тревоги, продолжающаяся от нескольких часов до двух суток и включающую фазы шока и противошока (на последней происходит мобилизация защитных реакций организма);

2) стадию сопротивляемости, характеризующуюся повышением устойчивости организма к различным воздействиям;

3) стадию либо стабилизации состояния (выздоровления), либо истощения [8].

Адаптация связана со стрессом. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений, которые, воздействуя на ребенка одновременно, создают для него стрессовую ситуацию.

Основоположником учения о стрессе является канадский ученый Ганс Селье. Основное внимание Г. Селье и его последователи уделяли биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов. В функциональном и морфологическом отношении стресс выражается общим адаптационным синдромом.

Т.В. Середа, объединяя на содержательном уровне стресс и адаптацию, рассматривает последнюю как «диалектический, системный процесс активного приспособления биосистемы к неадекватным условиям среды ценой дополнительных энергетических затрат, результатом которого является возможность биосистемы оптимально функционировать" [источник].

Адаптация по А.А. Ершову понимается как единство стресса (общего адаптационного синдрома), памяти и доминанты. Адаптация и преобразование как виды активности человека взаимообусловлены. Адаптация подчиняется законам не только сохранения равновесия, но и развития, экономии сил [источник].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.224 (0.126 с.)