![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деловая игра 3: «Поведение потребителя»
Цели и задачи. Данная игра позволит студентам: 1. Усвоить понятия «полезность», «функция полезности», «предельная полезность», «таблица Менгера», «бюджет потребителя», «равновесие потребителя», «ликвидность», «бартер» и др. 2. Понять способ представления функции полезности в виде таблицы Менгера. 3. Научиться определять оптимальный (равновесный) набор продуктов при заданных функции полезности и бюджете потребителя в частном случае, когда функция полезности представлена в виде таблицы Менгера. 4. Приобрести элементарные навыки активного поиска торгового партнера, обсуждения условий сделки, бартерного обмена и т. д. Понятия - Полезность (U) — удовлетворение, полученное человеком в результате потребления некоторого набора продуктов. - Функция полезности — зависимость полезности от объемов потребления продуктов (число независимых переменных этой функции равно числу разных продуктов в наборе). - Предельная полезность i-й единицы продукта (MUi) — прирост полезности набора, достигнутый в результате добавления в него i-й единицы данного продукта при неизменном количестве в наборе всех других продуктов. - Бюджет потребителя — сумма, которую человек может расходовать на приобретение набора продуктов. - Равновесие потребителя — ситуация, когда при заданном бюджете потребитель получает максимальную полезность. - Ликвидность — способность товара быстро обмениваться на другие товары в соответствии со сложившимися рыночными ценами. Деньги — товар с наивысшей ликвидностью. - Бартер — обмен товарами, которые не являются деньгами. Таблица Менгера — специфическая форма записи функции полезности. Она применяется, когда продукты дискретны (яблоки, конфеты), а предельная полезность одного продукта не зависит от объема потребления других продуктов. Например, если добавочное «удовольствие», доставленное потреблением дополнительного куска хлеба, не зависит от того, сколько при этом потребляется молока, то в этом случае функцию полезности можно записать в виде таблицы Менгера. Для набора из двух продуктов X и У таблица Менгера имеет вид: Таблица Менгера
Полезность набора, состоящего из т единиц продукта Y, равна сумме первых т элементов первого столбца, сложенной с суммой первых п элементов второго столбца:
Umin=(MU1x +... + MUmx) + (MU1y... + MUny). Пример, Бюджет Федора составляет 4 рубля. Набор состоит из яблок, груш, тортов и кексов. Яблоко и груша стоят по 1 рублю, а торт и кекс — по 2 рубля. Предельные полезности этих продуктов указаны в таблице “Предпочтения Федора”. Найдем равновесный набор. Заметим, что из четырех продуктов отношение предельной полезности первой единицы продукта к цене больше у яблок (7/1 против 5/1,9/2 и 11/2). Поэтому в равновесный набор надо включить яблоко. Представим, что Федор уже съел первое яблоко, и продолжим наши рассуждения. Отношение предельной полезности следующего (второго по счету) яблока к цене по-прежнему превосходит отношение предельной полезности первой единицы продукта к цене для остальных продуктов (эти продукты еще не потребляли, поэтому мы рассматриваем предельную полезность их первых единиц — самых «вкусных»). Предпочтения Федора
Представим, что Федор съел и второе яблоко. Теперь наибольшее отношение предельной полезности к цене будет у кекса (11/2 против 5/1, 5/1 и 9/2). Итак, равновесный набор состоит из двух яблок и одного кекса. Формально он записывается так: (2; 0; 0; 1). Максимальная полезность равна (7 + 6) + 11 = 24. Любой другой набор стоимостью 4 рубля даст меньшую полезность. Правила игры 1. Имеются четыре продукта: гусь, утка, курица и фазан (рассматриваются животные, — как у К. Менгера). Каждая из птиц изображается карточкой: * гусь — красной; *утка — синей; * курица — коричневой; * фазан — зеленой. 2. Цена гуся, утки и курицы — $1, фазана — $2 (фазан — дичь, поэтому он дороже). 3. Каждый студент разводит (или добывает в лесу) птиц одного вида и продает (обменивает) их на рынке. Каждый продавец выходит на рынок, располагая продуктами стоимостью $4 (бюджет потребителя): * у продавца гусей — 3 гуся и $ 1; * у продавца уток — 3 утки и $1; * у продавца кур — 3 курицы и $1; * у продавца фазанов — 1 фазан и $2. 4. Студентам выдаются соответствующие наборы (птицы плюс доллары). Роль доллара у нас выполняет любая монета, вышедшая из обращения.
5. Каждый продавец является и потребителем. Он получает свою таблицу Менгера. Используя ее и учитывая заданный бюджет потребителя ($4), студент должен определить равновесный набор продуктов и максимальную полезность, т. е. решить задачу, аналогичную рассмотренной выше. 6. Конечная цель потребителя-продавца — получить равновесный набор в материальной форме (карточка плюс деньги) и предъявить его преподавателю. Необходимо особо подчеркнуть, что вместо любой птицы студент может предъявить соответствующее ее стоимости количество долларов. Таким образом, роль доллара в этой игре похожа на роль джокера в картах, который может «превратиться» в любую карту. Пример. Равновесный набор продавца состоит из двух гусей и двух кур. Он получит максимум полезности, если предъявит преподавателю один из следующих наборов: * 2 гуся, 1 курицу и $1; * 2 гуся и $2; * 2 курицы и $2; * 1 гуся и $3 и т. д. 7. Для того чтобы «добыть» равновесный набор, студент вынужден меняться продуктами с другими студентами. Обычно успеха добиваются студенты, которые громко объявляют о том, какие продукты им нужны и какие продукты они предлагают для обмена. Понятно, что обменять птицу на доллар сложнее, чем доллар на птицу. Это связано с тем, что доллар обладает большей ликвидностью, а поэтому он ценнее гуся или курицы. 8. В игре особо выделяется случай, когда студент предъявляет преподавателю $4. Этот студент — абсолютный победитель игры, потому что он добился сложной цели, — получил максимально возможный объем ликвидных средств. Для этого, несомненно, нужен предпринимательский талант (возможность рэкета мы исключаем). Мы даже «прощаем» этим студентам ошибки в определении равновесного набора. 9. Баллы присуждаются по следующим правилам: * пять баллов. Предъявлены $4; * четыре балла. Правильно определены равновесный набор и максимальная полезность, причем равновесный набор предъявлен преподавателю (если помимо птиц сдаются доллары, то необходимо объяснить, какую птицу «заменяет» каждый доллар); * три балла. Правильно определены равновесный набор и максимальная полезность, но студенту не удалось совершить нужный обмен и сданный набор не является равновесным (продавец обладает экономическими знаниями, но ему не хватило предпринимательских способностей); * два балла. Равновесный набор определен неверно, предъявлен набор стоимостью $4 (продавцу не хватает экономических знаний, и он не продемонстрировал предпринимательского таланта); * один балл. Предъявлен набор стоимостью меньше $4 (продавца обманули партнеры по сделке, или товар, попросту, украден). 10. Побеждает студент (студенты), получивший наибольшее количество баллов. Подготовка игры 1. Подготовить карточки четырех цветов и монеты. Число карточек каждого цвета должно быть приблизительно равно числу студентов в группе. Число монет должно на 25% превосходить число студентов в группе. 2. Подготовить карточки с таблицами Менгера (по числу студентов группы). На каждой карточке надо указать, каких птиц продает данный потребитель (табл. 2.3). 3. Определить равновесный набор и максимальную полезность для каждой таблицы Менгера, учитывая заданные цены продуктов и ограничения бюджета (табл. 2.4).
4. Подготовить таблицу для регистрации преподавателем результатов игры (табл. 2.5). Порядок проведения игры 1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для поведения игры. Предпочтения участников игры
2. Решить на доске задачу на определение равновесного набора. 3. Объяснить студентам цели и правила игры. 4. Выдать каждому студенту: * карточку с таблицей Менгера, задающей индивидуальные потребительские предпочтения; * карточки, заменяющих в игре птиц: для продавцов гусей, уток и кур — три, для продавцов фазанов — одну. Эти карточки должны соответствовать виду птиц, указанному над таблицей Менгера; * монеты: для продавцов гусей, уток и кур — одну, для продавцов фазанов — две.
Равновесные наборы участников игры
5. Предоставить студентам 20-30 минут, за которые они должны успеть: * определить равновесный набор и соответствующие максимальные значения полезности;
* обменять «ненужных» птиц на «нужные» птицы или монеты и получить равновесный (оптимальный) набор; * предъявить преподавателю равновесный набор и сообщить ему значение максимальной полезности; либо сдать $4; либо сообщить состав равновесного набора и сдать неравновесный набор. Одновременно сдать преподавателю карточки с таблицами Менгера. 6. Подвести итоги игры, используя таблицу 2.4. Выставить студентам баллы. Сообщить каждому студенту его равновесный набор и максимальную полезность, используя ту же таблицу. Проанализировать ошибки, допущенные при решении задачи равновесия потребителя и обмен! продуктов. Объявить победителя (победителей) игры. Пример игры 1. Исходные данные: • студентов — 12; • карточек «Гусь», «Утка» и «Курица» — по 9; • карточек «Фазан» — 3; • монет — 15. 2. В результате проведенных студентами расчетов и обменов получены следующие данные: Результаты игры «Поведение потребителя»
Примечания: - в первом столбце таблицы указывается порядковый номер студента в соответствии с последовательностью предъявления преподавателю наборов продуктов; - в третьем столбце указывается номер карточки с таблицей Менгера (номер варианта); - в четвертом столбце записывается: сданный набор продуктов, если студент считает его оптимальным; либо, в противном случае, сокращение «неопт.»; - в пятом столбце указывается полезность равновесного набора (по мнению студента). Студенты, полагающие, что сданный ими набор не оптимален, указывают максимальную полезность рассчитанного, но не «добытого» ими равновесного набора; - в шестом столбце ставится знак «плюс» студентам, правильно определившим равновесный набор, независимо от того, «добыли» они его или нет. Студентам, не определившим равновесный набор, ставится знак «минус»; - для студента, сдавшего 4 доллара, в столбцах 4-6 записывается знак «$4». 3. Итоги игры: • абсолютным победителем игры стал Яковлев, сдавший $4 (5 баллов); • пять студентов также можно признать победителями. Каждый из них верно определил и с помощью обмена «добыл» равновесный набор: Григорьев, Петрова, Антонов, Глебова, Иванова (4 балла); • два студента верно определили равновесный набор, но не смогли произвести необходимый обмен: Дмитриев, Маринин (3 балла); • три студента не смогли правильно определить равновесный набор: Сергеева, Борисов, Федотов. Это грубая ошибка (2 балла); • студентка Алексеева верно определила равновесный набор, но в ходе обмена потеряла одну птицу (или доллар). Этот серьезный просчет на практике приводит к снижению полезности на большую величину, чем ошибка в определении равновесного набора (1 балл).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 III. Творческие задания Задание 1: “Организация маркетинга”
Три фирмы продвигали свой товар на рынок. Первая фирма, благодаря своему уникальному товару, оказалась монополистом. Вторая фирма действовала в условиях конкуренции, но товар, продвигаемый на рынок большой емкости, пользовался значительным спросом и беспрепятственно продавался. Третья фирма попала в условия ожесточенной конкуренции на рынке покупателя. В какой степени нужна маркетинговая служба на этих фирмах, и какие функции маркетинг мог бы выполнять на каждой из фирм?
Задание 2: “Организация маркетинга” Назовите 5 наиболее важных факторов, способствующих внедрению на фирме комплексного маркетинга.
Задание 3: “Организация маркетинга” Назовите 5 отличий маркетинга крупных и мелких компаний.
Задание 4: “Маркетинговая среда” Крупная фирма собирается открыть ресторан. Какие факторы макросреды она должна учесть?
Задание 5: «Цели маркетинговых исследований» Топ-менеджер одной из местных туристических фирм, занимающихся организацией оздоровительного выездного туризма, принимает решение о том, стоит ли его компании приступить к развитию медицинского направления. Сформулируйте проблему маркетингового исследования. Определите цель, задачи и рабочую гипотезу для сформулированной проблемы.
Задание 6: «Социологический опрос в маркетинговых исследованиях»
Разработайте рабочий вариант анкеты для выявления степени удовлетворения гостями бизнес-отеля предоставляемыми услугами.
Задание 7: «Исследование рынка»
С использованием метода цепных отношений предложите формулу для расчета реальной емкости рынка 3-звездочных гостиниц города Минска. Условие: все данные, используемые в формуле, должны быть общедоступны, т.е. их можно получить только с помощью кабинетных исследований (данные государственной статистики, web-представительства гостиниц, различные публикации, аналитические статьи и другие вторичные источники).
Задание 8: «Позиционирование» Сеть пиццерий использует стратегию дифференцированного маркетинга. Ее целевыми сегментами являются молодежь – преимущественно студенты, а также семьи с детьми, имеющие средний и выше среднего доход. Предложите для каждого из целевых сегментов сети пиццерий стратегию позиционирования и маркетинговый комплекс. Решение оформите в виде таблицы.
Задание 9: “Понятие товара в маркетинге”
Дайте характеристику продуктам в соответствии с трёхуровневой схемой
Задание 10: “Стратегии развития” Туристическая компания по организации корпоративного внутреннего туризма выбирает один из трех вариантов стратегии развития: а) разработка новых туров выходного дня, которые понравились бы постоянным клиентам; б) формирование сети турагенств по Республике, продвигающих их услуги по договору франчайзинга; в) организация школьных туров выходного дня. Определите тип описанных маркетинговых стратегий. Какой вариант стратегии на Ваш взгляд оптимален и почему?
Задание 11: “Стратегии ценообразования” Диско-клуб, популярный в городе среди гламурной пафосной аудитории, принимает решение о введении новой услуги – организации VIP-детских праздников в утренне-дневное время. Какую стратегию ценообразования Вы посоветуете выбрать? Обоснуйте ответ.
Задание 12: “Коммуникационная стратегия” Туристическое агенство, направлением которого являются недорогие молодежные программы внутреннего туризма, разрабатывает маркетинговый план по увеличению объема продаж на следующий год. Предложите возможную стратегию достижения цели, в соответствии с которой обозначьте цели программы продвижения, стратегию коммуникационного воздействия.
Задание 13: «Стратегический маркетинг»
Используя матрицу Бостонской консалтинговый группы, покажите позицию фирмы, оцените риск и порекомендуйте каждой туристической фирме соответствующую стратегию поведения на рынке, если: а) фирма «Вояж» обладает значительным потенциалом, но вы- б) фирма «Экстримтур» обладает сильным потенциалом и Задание 14: “Факторы маркетинговой среды ”
Перечислить контролируемые и неконтролируемые факторы маркетинговой среды организаций. Вариант 1: Ресторан «Пельмень» предлагает комплекс услуг: организацию общественного питания, проведение банкетов, презентаций, корпоративных мероприятий. В меню ресторана – обеденная продукция, горячие, холодные, десертные блюда, закуски, напитки, готовая деликатесная продукция. Помимо продукции собственного производства, ресторан предлагает посетителям товары, поступающие в готовом виде от других предприятий: хлеб, некоторые кондитерские изделия, фрукты, ягоды, шоколад, алкогольные напитки, табачные изделия. В основном зале находится сцена, на которой на большом киноэкране проецируется изображение с установленного видеопроектора. Это оборудование позволяет ежедневно транслировать различные развлекательные, спортивные программы со спутниковой антенны. Кухонное оборудование ресторана имеется в недостаточном количестве, и меню строится так, чтобы не задействовать мощностей на приготовление очень сложных закусок. Холодные закуски превышают количество горячих закусок из-за их низкой рентабельности, большого объем трудозатрат на изготовление при невысоком уровне спроса. Вариант 2: Культурно-развлекательный комплекс «Боулинг-Центр» –единственный в городе развлекательный комплекс подобного масштаба. Посетителям предоставляются следующие услуги: игровой зал 6 дорожек AMF с качественным оборудованием, бильярдный зал, универсальный Синий бар, который до 17.00 работает в режиме Мульт-кафе, где с детьми играют клоуны, после 17.00 организуются просмотры спортивных мероприятий, экспресс-кафе «Для двоих», игровые автоматы. На начальных этапах формирования стратегии «Боулинг-Центра» было принято ориентировать комплекс маркетинга на элитарную аудиторию: генеральные директора крупных и средних предприятий, организаций, фирм, известные гости города, деятелей искусства, певцы, «золотая молодежь», политики, т.е. на ограниченный круг лиц. Комплекс действует согласно закону Паретто: 20 % клиентов обеспечивает 80 % прибыли.
Задание 15: “Критерии сегментации” Какие факторы сегментирования следует использовать предприятиям, предоставляющим следующие услуги: а) пицца на вынос; б) еда с доставкой; в) кейтеринг; г) торты на заказ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
IV. Расчетные задачи
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.142.21 (0.122 с.) |