![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Установите соответствие между понятиями и их признаками. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
· Социальная ситуация развития. №………………. · Ведущая деятельность. №………………. · Психологические новообразования. №……………………
1. Порог «самостоятельной жизни». 2. Учебно-профессиональная деятельность. 3. Готовность к личностному и профессиональному самоопределению. 4. Развитие самосознания 5. Формирование мировоззрения. 6. Формирования системы ценностных ориентаций.
Задачи Задача 1. Проанализируйте данный отрывок с целью выделения особенностей и закономерностей развития в юношеском возрасте. О каком новообразовании юношеского возраста идет речь в данном примере? А) «Несмотря на то, что наши рассуждения для постороннего слушателя могли показаться совершенной бессмыслицею — так они были неясны и односторонни,— для нас они имели высокое значение. Души наши так хорошо были настроены на один лад, что малейшее прикосновение к какой-нибудь струне одного находило отголосок в другом. Мы находили удовольствие именно в этом соответственном звучании различных струн, которые мы затрагивали в разговоре. Нам казалось, что недостает слов и времени, чтобы выразить друг другу все те мысли, которые просились наружу»[23]
Б) «Я собрался зайти к старику Спенсеру, моему учителю истории, попрощаться перед отъездом... -Значит, ты уходишь от нас? -Да, сэр, похоже на то. -Что же тебе сказал доктор Термер?, -Ну... всякое. Что жизнь — это честная игра. И что надо играть по правилам. -Как же твои родители отнесутся к этому? -Как сказать... Рассердятся, наверно, — говорю. — Ведь я уже в четвертой -Эх! — говорю. Это у меня привычка говорить «Эх!», отчасти потому, что у
В) «Надо воспитывать в себе Человека с большой буквы. Это трудно. Но это необходимо. Эти мысли терзают меня сейчас. Мне трудно все это изложить в письме, но со мной происходит какая-то катастрофа, в результате которой я становлюсь опытней и глубже всматриваюсь в жизнь, постигаю то, что раньше не знал. У меня сейчас много сомнений, неясностей, и все это требует ответа.»[25]
Г) «По-моему, я мало чем отличаюсь от других. Учусь, хожу в школу. Люблю читать хорошие книги, смотреть телевизор, слушать музыку. Только на все это времени почти не остается: в школу, со школы, уроки, вечером занятия. Часто не хватает усидчивости, силы воли, терпения. На данный момент самое большое желание – сдать выпускные экзамены и поступить на архитектуру……. А вообще хочется идти вперед. Постоянно куда-то спешить и никогда не быть равнодушной. Спешить жить».[26] Задача 2. Если в младших классах перед учителем стояла задача «Учиться учиться», то как должна формулироваться задача в старших классах? Задача 3. В эксперименте старшеклассникам было предложено прочитать текст с незнакомыми словами. Затем их спросили, все ли понятно. Почти никто не пытался прояснить не понятное[27]. Задача 4. Подростки в оценке учителя ставит на первое место его личностные качества (эмоциональный отклик, умение понять), на второе – профессиональную компетентность, уровень знаний и качество преподавания, а на третье – умение справедливо распоряжаться властью. Задача 5. Родители часто наблюдают, что их пятнадцатилетние дети заняты нескончаемыми бесплодными разговорами, пытаются рассуждать о вещах, которые в их возрасте и с их знаниями понять трудно. Родителей это коробит, они считают, что лучше бы уделяли больше времени учебе. С чем связано такое поведение юношей? Как реагировать на философствование в юности?
Темы творческих заданий 1. Проблема профессионального выбора в юношеском возрасте 2. Проблема личностного самоопределения в ранней юности. 3. Формирование ценностных ориентаций в юношеском возрасте. 4. Особенности познавательной деятельности старшеклассников. 5. Стиль общения учителя со старшеклассниками. 6. Дружба и любовь в старшем школьном возрасте.
7. Поиски смысла жизни в юности. 8. Жизненные планы и выбор профессии в ранней юности.
литература к теме 8 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. 2. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов. Под ред. М.В.Гамезо и др. М.,1984. 3. Волков Б.С. Психология юности и взрослости: Учебное пособие. – М., 2006. 4. Гамезо М.В. Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.,2003. 5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. 6. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. 7. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. 8. Крайг Грейс, Бокум Дон. Психология развития. – СПб.: Питер, 2007. 9. Мудрик А.В. Мы нужны им / Популярная психология для родителей М.,1988. 10. Прихожан А.М. Проблема подросткового возраста // Психологическая наука и образование. – 1997. №1. 11. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М.,1998. 12. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 1996. 13. Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.,1991. 14. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.,1989. 15. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.,2004. 16. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М.,1998. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Автономная речь - использование устойчивых звукосочетаний, интонационно-выразительных и по смыслу равных предложений, понять значение которых можно, только ориентируясь на наличную ситуацию, в целом. Акме – расцвет, вершина в развитии человека. Акмеология – наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности. Актогенез – развитие какого-либо процесса в организме в ответ на воздействие конкретного раздражителя. Акцентуация характера – чрезмерная выраженность каких то индивидуальных особенностей (черт) в характер человека. Аналитические методы психологического исследования – группа методов, применяемых в психологии для отбора (анализа) необходимой информации. В психологии с этой целью используются: – метод анализа теоретических данных – изучение теоретических источников информации с целью выделения и отбора необходимой информации. – метод анализа эмпирических данных – изучение и отбор необходимой информации, полученной эмпирическим (опытным) путем. Может включать в себя также систематизацию и интерпретацию анализируемой инфрмации. – метод анализа биографических данных – изучение и отбор сведений об особенностях жизни и деятельности человека по его биографическим данным с целью установления личностных, интеллектуальных, социальных и т.п. характеристик его психики.
Анимизм – мировоззренческое предполагающее одушевление всех объектов.
Безусловный рефлекс – наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира или изменение внутренней среды обитания.
Биогенетическое направление -учение, признающее предопределенность хода психического развития ребенка, игнорирующее конкретно-исторический характер этого процесса, его зависимость от форм и способов взаимоотношений ребенка с окружающим миром и собственной деятельности. Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах личности ребенка на данной стадии его развития и в которой наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребенка и взрослых, а через это его отношение к действительности.
Ведущие потребности возраста – совокупность наиболее значимых потребностей и мотивов, определяющих основное направление развития ребенка на данном возрастном этапе, реализация которых возможна только в условиях ведущей деятельности. Внимание – направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нем. Возрастные новообразования — психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, весь ход его развития в данный период. Воля - сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Воображение – психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти. Восприятие – целостное отражение предметов, событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя на рецепторные поверхности органов чувств. Геронтопсихология – раздел психологии, изучающий проблемы и особенности психических состояний людей пожилого возраста. Госпитализм – синдром патологии психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери. Готовность к школьному обучению – желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка. Гукание – короткие согласные звуки типа «кхх» Гуление – протяжные гласные звуки, напоминающие пение. Девиантное поведение – отклоняющееся от принятых норм поведения. Депривация – лишение, недостаточность. Зона актуального развития - комплекс психических функций, определяющих знания умения и навыки ребенка, доступных ему в самостоятельной деятельности. Зона ближайшего развития -комплекс психических функций, определяющих знания умения и навыки ребенка, доступных ему для выполнения при помощи взрослого. Игра с правилами — это игра со скрытой воображаемой ситуацией, скрытой игровой ролью и открытыми правилами Игра-драматизация – это игра, в которой актерами являются сами дети, берущие на себя роли каких-либо литературных персонажей. Сюжет такой игры заимствован из сказок, фильмов или спектаклей.
Идентификация – уподобление себя значимому другому как образцу на основании эмоциональной связи. Идентичность — набор черт или индивидуальных характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других людей. Идентичность – тождественность. Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики через усвоение (перенос) внешних действий в процессе социального взаимодействия. Историогенез – психовозрастные особенности развития человека в меняющихся социальных и социально-экономических условиях. Классическое обусловливание - способ научения, при котором на основе непроизвольных безусловных рефлексов врожденного характера складывается реактивное поведение.Комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция ребенка, возникающая на появлении взрослого. Комплекс Электры (по З.Фрейду) - детские переживания, в основе которых лежит влечение дочери к своему отцу, усугубляемое негативным ревностным отношением к матери. Кризис психического развития – период бурного, резкого изменения психического развития, отделяющий один возрастной период от другого, обусловленный противоречиями между новыми возросшими потребностями человека (ребенка) и ранее сложившимися формами взаимоотношений с окружающими и видами деятельности. Кризис середины жизни – кризис смысла жизни. Лепет – повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое общение взрослого. Личный миф - вера в уникальность собственных страданий, любви и т.д. Лонгитюдный – длительное, систематическое изучение одних и тех же испытуемых. Методы обработки данных – группа методов, применяемых для систематизации и классификации полученных результатов исследования. В психологических исследованиях для этого применяются: – методы количественной обработки – предполагают количественный подсчет и процентное (долевое) выражение изучаемых качеств, свойств, характеристик и т.п. у испытуемых или количественное выражение числа испытуемых, показавших те или иные характеристики. – методы качественной обработки – предполагают вербальное (качественное) описание, полученных при изучении характеристик психики. – методы статистической обработки – предполагают использование специальных методик статистического анализа для оценки значимости полученных результатов, установления зависимости между изучаемыми явлениями, выявления доминантных характеристик из полученного массива данных и т.п.
Мудрость – это когнитивное качество, в основе которого лежит кристаллизованный интеллект, определяемый культурными традициями и связанный с опытом и личностью. Мышление – психический процесс обобщенного, опосредованного отражения объективной действительности. Наглядно-образное мышление – выполнение операций мышления с опорой на наглядный образ.
Негативизм – ребенок отказывается выполнять определенные требования взрослых. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающей обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание другого человека. Онтогенез – процесс индивидуального развития организма. Ориентировочные действия - действие, направленное на обследование предметов с целью получения информации. Орудийные действия – это действие с предметами в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования (рисовать карандашом, есть ложкой и т.д.). Отклоняющееся поведение – поведение человека, нарушающее социальные законы и нормы права, вступающее в противоречие с правилами общества. Память – запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом собственного опыта. Подражание – воспроизведение человеком образца активности на основе переживания своей идентичности с этим видом активности. Полевое поведение – поведение, определяемое тем зрительным полем, в котором ребенок сейчас находится. Потеря непосредственности – отход от связанности конкретной ситуации. Предметная деятельность - ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предмета. Предметная игра – это многократное воспроизведение различных способов использования предметов (например, ребенок стеллит платок, укрывает Катю, вытирает игрушки и т.д.) Преформизм — учение, в котором организм рассматривается как заранее запрограммированный по всем показателям развития. Профессиональный цикл - это изменяемая последовательность периодов и этапов жизни человека, включающая знакомство с миром профессий и профессиональный выбор, получение образования и профессиональную подготовку, начало самостоятельной работы и накопление опыта, продвижение по служенной линии периоды дальнейшей профессионализации. Психологический возраст – указывает на то, насколько человек адаптирован к требованиям среды. Он включает уровень интеллекта, способность к научению, двигательные навыки, а также субъективные факторы, как чувства, установки и мотивы.
Режиссерская игра – это игра, которая происходит не с другими людьми, а с игрушками, изображающими различных персонажей. Игрушки являются действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает в роли режиссера, управляющего действиями своих актеров. Рефлекс – закономерно возникающий ответ организма на раздражение. Рефлексия – процесс самопознания человеком внутренних психических особенностей и состояний через соотнесение собственных представлений о себе с оценками, представлениями, действиями и высказываниями других людей. Рефлексия – способность к соотнесению реального результата действий и поступков с их целью. Речь внутренняя – вид использования языка вне процесса реальной коммуникации. Самооценка – отношение человека к самому себе, которое может колебаться от позитивного до негативного. Самосознание – оценка человеком своих потребностей, мотивов, влечений, способностей и личностных качеств. Самоутверждение – стремление реализации собственных притязаний на признание и вызванное этим стремлением поведение. Своеволие – стремление к самостоятельности в намерениях, замыслах, отказывается от помощи взрослых. Сенсорные эталоны – сложившиеся представления об основных свойствах предметного мира. Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве основного момента деятельности и отношений взрослых. Соотносящиеся действия – это действие с двумя или несколькими предметами, в которых необходимо соотносить свойства разных объектов - их форму, размер, местоположение и пр. (например, закрывание коробки, нанизывание колец пирамиды, матрешка). Соподчинение мотивов - управление собственной мотивацией, подчинение мотива со знаком «хочу» мотиву со знаком «надо». Социализация – это исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и использования человеком социального опыта. Социальная ситуация развития — это специфические для данного возраста отношения между ребенком и окружающей его социальной действительностью, оказывающие доминирующее влияние на психическое развитие ребенка на данном этапе развития. Социальные нормы – правила организации активности человека, основанные на представлении о предмете его взаимодействия с другими людьми. Социальный возраст оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам.
Социогенетическое направление - учение, признающее абсолютный приоритет социальных факторов в развитии психики человека, упраздняющее специфику его биологических характеристик и их роль в развитии. Сравнительные методы психологического исследования – группа методов, позволяющих получить данные о психических особенностях человека путем сравнения (сопоставления) результатов с аналогичными проявлениями других групп испытуемых. – близнецовый метод – выяснение роли наследственности и факторов внешней среды при изучении развития психики близнецов. – кросс-культурный метод – метод сравнения тех или иных особенностей развития психической сферы человека в условиях различных культур, наций, культурных сообществ и т.п.
Строптивость - протест против порядков в доме.
Упрямство – ребенок настаивает на своем требовании, решении.
Условный рефлекс – приобретенный рефлекс, возникающий в течение всей жизни организма при определенных условиях действия раздражителя.
Учебная деятельность –особая деятельность школьника, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения, воспринимаемых учеником в качестве своих личных целей. Главным результатом этой деятельности является изменение самого ученика, его развитие. Учебная задача -структурный компонент учебной деятельности, представляющий обобщенную познавательную задачу проблемного характера, направленную на освоение общего способа действия при решении целого ряда (типа, класса) конкретных задач по овладению какими-либо знаниями, умениями, навыками. (Например: научиться способу анализа любого поэтического текста). Учебные действия - специальные действия моторного, перцептивного, мнемического и мыслительного характера, направленные на решение учебной задачи. Феномен «воображаемой аудитории» - состоит в убеждении, что подростка постоянно окружают некие зрители, а он находится на сцене.
Филогенез – эволюционно-исторический процесс развития какого-либо вида живых организмов. Ценностные ориентации – субъективное индивидуальное отражение сознания человека, социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе. Чувство взрослости – центральное новообразование подростка, выражающееся притязанием на признание его взрослых прав. Эгоцентризм -неспособность человека изменить исходную познавательную позицию по отношению к кому-либо или чему-либо, сосредотачиваясь на собственной точке зрения. Эгоцентризм – отношение к себе самому как к центру вселенной. Эдипов комплекс (по З.Фрейду) - детские переживания, в основе которых лежит влечение мальчика к своей матери, усугубляемое негативным ревностным отношением к отцу. Эмпатия – вчувствование в переживание другого человека. Эмпиризм – научная позиция, признающаярешающее влияние обучения, жизненного опыта, внешних факторов. Эмпирические методы психологического исследования – группа методов, применяющихся в ряде отраслей психологии, направленная на получение новых данных опытным (эмпирическим) путем. К этой группе относятся: – наблюдение – систематическое прослеживание протекания какого-либо психического явления с целю его изучения, предполагающее целенаправленное, планомерное, системное восприятие и регистрацию поведения изучаемого человека. – эксперимент -целенаправленное вызывание какого-либо психического явления, свойства или процесса для его специального изучения. – беседа -метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы. – анкетирование -метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым). – анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, музыка, сочинения, тетради, дневники). – тестирование – стандартизированный метод изучения интересующих особенностей психики человека посредством вербальных или невербальных ответов на упорядоченную систему специальных заданий (вопросов). – социометрический метод – диагностический способ анализа межличностных отношений в малых группах. [1] Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — МГУ, 1982. - С. 22-42 [2] Л.Ф.Обухова. Две парадигмы в исследовании детского развития //Вопросы психологии. 1996. №5. С.30-38 [3] По И.В.Шаповаленко. Возрастная психология. М., 2004. С. 138. [4] Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935.) [5] По кн.Абрамовой Г.С. Практикум по возрастной психологии. М., 1999.
[6] Л.Ф.Обухова. Возрастная психология. М., 1996. С.219. [7] Б.С.Волков, Н.В.Волкова Детская психология в вопросах и ответах. М.,2001.- С.91. [8] Б.С.Волков, Н.В.Волкова Детская психология в вопросах и ответах. М.,2001.- С.86.
[9] Волков Б.С., Волкова Н.В.Детская психология в вопросах и ответах. М.,2001.- С.62. [10] Там же С.100. [11] Там же С.101. [12] Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М.,2001.- С.132. [13] Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.:2003.- С.62.
[14]Волков Б.С., Волкова Н.В.Детская психология в вопросах и ответах. М.,2001.- С.141. [15] Волков Б.С., Волкова Н.В.Детская психология в вопросах и ответах. М.,2001.- С.152. [16] Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.:2003.- С.343.
[17] В.Г.Распутин. Уроки французского. М.,1982. С.22. [18] Сестры Воробей. Игры с огнем. Роман для девочек. М.,2002. С.34 [19] В.Железников. Чучело. М.,1988., С.23. [20] Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.,2004. С.259. [21] Е. Вильмонт. Находка для шпиона. М.,2004. С.85 [22] Л.Н.Толстой. Детство.Отрочество.Юностью., М.,1988. [23] Толстой Л.Н. Отрочество // Избранные произведения. М., 1985.С. 222. [24] Шаповаленко И.В. Возрастная психология М.,2004. С.281-282. [25] Из дневников современников. М.,1965. [26] Абрамова Г.С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития. М.,1999. – С.82. [27] Волков Б.С. Психология юности и молодости. М.,2006.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.101.167 (0.105 с.) |