Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основні функції політичної влади. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции: 1. Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство. 2. Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти. 3. Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др. 4. Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов – постоянную готовность и способность подчиняться. 29) Поняття легітимності політичної влади її типи за теорією Вебера Легитимность политической власти - это состояние, когда правомочность данной власти признают общество и международное сообщество; это форма поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления правления государством. Легитимность политической власти - форма поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления правления государством или отдельными его структурами и институтами. Легитимность не является синонимом законности, поскольку политическая власть не всегда опирается на право и законы, но всегда пользуется определенной поддержкой хотя бы части населения. Основными источниками легитимности, как правило, выступают три основных субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры. Возможности политических субъектов поддерживать определенную систему правления предусматривают различные типы легитимности власти.
Самой известной является классификация типов власти, предложенная М. Вебером: - традиционный, который опирается на веру в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть по этой традиции; - Харизматичный (греч. Charisma - милость, благодать, дар Божий исключительный талант), основанный на вере в сверхъестественное святость, героизм или другие исключительные достоинства обладателя и созданной или полученной им власти; - Рациональный (легальный), основанной на вере в законность существующего порядка, профессионализм властных структур. Легитимность имеет свойство изменять характер и степень поддержки власти и ее институтов. В связи с этим можно говорить о кризисах легитимности. Кризис легитимности - снижение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественные изменения их ролей и функций. В современных условиях общественно-политического развития кризиса легитимности вызваны неспособностью органов власти осуществлять свои функции, нелегитимных формами насилия над людьми, неспособностью правительства адаптироваться к динамичной изменения условий общественного развития, разрушением конституционного порядка, разрывом между конституционными нормами и практикой их реализации, отсутствием серьезных структурных изменений. 30) Поняття держави та її роль у політичній системі. Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно: 1. Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных; 2. Границах по признаку гражданства; Является единственным носителем суверенитета; 3. Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; 4. Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности); 5. Обладает, как правило, монополией на правотворчество; 6. Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта); Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем: 1. Установления правового режима организации и функционирования всех других субъектов политической системы; 2. Осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности субъектов политической системы; 3. Только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) за нарушение действующего законодательства; 31) Історичні умови виникнення інституту держави - Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это осложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешное руководство этими процессами. - Необходимость организации крупных общественных работ, объединения с этой целью больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п. - Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходящие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводят к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергается эксплуатации. - Необходимость поддержки в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен. Это обеспечивается, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не отвечающие их интересам, несправедливые.
- Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. То, что происходит в этот период накопления общественных богатств приводит к тому, что становится выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление любого государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства. 32) Функції держави Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе. Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции: 1) экономическая, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию предпринимательской деятельности и т.п.; 2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.; 3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве; 4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры. Внешние функции: 1) экономическое сотрудничество с другими странами; 2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ; 3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов; 4) борьба за мир и мирное существование; 5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами; Типологія держави Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного. Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс). Выделяют следующие формационные типы государства: - рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;
- феодальное государство - диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков; - буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство); - социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей. 34). Типологія держав за ознакою форми державного устрою По устройству государства бывают унитарными, федеративными и конфедеративного. В унитарном государстве образуются общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы власти; функционирует единые системы законодательства, правовая и денежная система, единая гражданство. Все административно-территориальные единицы (области, округа департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус без какой-либо политической самостоятельности; но являются автономными в хозяйственной и социально-культурной сфере. Унитарные государства это - Польша, Венгрия, Болгария, Италия, Швеция, Дания, Франция, Испания и др. Уровень централизации власти в унитарном государстве может быть высоким и несколько ослабленным. Федеративное государство является добровольным объединением нескольких самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. В наше время федерациями являются 20 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Германия (ФРГ), Индия, Канада, Мексика и т.д. Территорию федерации образуют территории ее субъектов (штатов, кантонов, республик) внутренние границы федерации возможно изменить только с согласия его субъектов. В федерации существует два уровня власти: федеральный и республиканский, полновесный органов власти обоих уровней разветвленные федеральной конституцией. Федерации характерно - двойная правовая система, двойное гражданство, двухпалатный парламент; внешнеполитические функции осуществляют союзные органы государства. Федерации строятся по территориальному (США), национальной (Индия) или смешанными признаками (Россия), которые определяют характер и содержание государственного устройства.
Конфедерация - союз нескольких независимых государств, которые объединяются для проведения единой политики в общих целях (например, для совместной обороны, решение экономических, энергетических, транспортных проблем и т.д.). Для осуществления согласованной политики государства конфедерации образуют отдельные органы управления; но их решения не имеют прямого действия и должны утверждаться центральными органами власти стран-членов. В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство; участники в полном объеме осуществляют международную деятельность, и могут по собственной воле оставить конфедерацию и разорвать конфедеративное договор.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.217 (0.027 с.) |