![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкальная грамота в I классе
Как уже неоднократно отмечалось, музыкальная грамотность не самоцель, а путь, средство, повышающее качество восприятия и исполнения музыки. Поэтому нельзя рассматривать музыкальную грамоту как изолированный «раздел». Вместе с тем ее нельзя давать и хаотично, как попало, вне продуманной системы, от случая к случаю. Существуют две точки зрения на начальный этап ознакомления детей со свойствами музыкального звука: одни считают, что раньше следует давать детям то, что им более близко из жизненного опыта, т. е. длительности, связывая их с движениями «шаг» и «бег», и тщательно проработать весь раздел метроритма, а затем— осваивать звуковысотность. Другие, исходя из того, что для музыки особенно характерна высота звуков, рекомендуют с этого и начинать знакомство с музыкальными понятиями (муз- грамотой) и тоже тщательно проработать сначала звуковысотный раздел, а затем — метроритмический. Однако если исходить из музыкальных впечатлений, а именно к этому призван урок музыки, то фактически и высота, и длительности звуков неразделимы, поэтому и знакомить с ними целесообразно почти одновременно. Но все же не сразу, чтобы можно было сконцентрировать внимание детей пока на чем-то одном. Так, например, можно познакомить детей с тем, как по-разному звучат на рояле (или на другом музыкальном инструменте) разные группы звуков. Одни звуки легкие, прозрачные, тонкие, как будто летят вверх, высоко, — они и называются высокими. Другие — густые, тяжелые, как будто опускаются вниз,— они называются низкими. При пении и слушании внимание детей следует обращать не только на высоту звуков, но и на то, что одни звуки тянутся, другие — нет, т. е. на то, что звуки отличаются не только по высоте, но и по протяженности, долготе, длительности, что в музыке есть звуки более долгие и более короткие. Опять-таки объяснять понятие длительности нужно на звучащем материале. Вначале лучше дать такие музыкальные примеры, где длительности звуков наиболее контрастны. Например, «Мишка» Вик. Калинникова. К этим двум свойствам музыкального звука — высота, длительность— все время привлекается внимание детей и при пении, и при слушании, и нужно, чтобы их все дети усвоили правильно и прочно. Практика показывает, что некоторые ребята довольно долго считают, что высокие— это звуки «солидные», «толстые», «большие», как, например, взрослые люди; а звуки низкие — это «маленькие», «легонькие», как маленькие зайчики, птички, т. е. эти дети совершенно иначе представляют образ и его понятие. От верного понимания «высоко — низко» зависит и последующее понимание движения мелодии «вверх — вниз», т. е. наиболее важные ввуковысотные понятия. Они легко закрепляются в игровой форме. Например, учитель предлагает детям на высокие звуки «танцевать» руками над головой, а на низкие — пальцами опущенных рук. При разучивании песен и слушании пьес с яркой мелодической линией первоклассники с интересом показывают руками высоту звуков (даже изменение направления движения мелодии) или звучание разных регистров (без названия этого слова, хотя его можно и дать, поскольку детям очень нравится, что они узнают новые, итальянские, слова).
Важно, чтобы первоклассники ориентировались свободно в таких понятиях, как «выше —ниже», «поступенно» (вверх —вниз), «через ступень» (вверх — вниз). Опять-таки здесь хорошо применить игровой прием: пение по «лесенке». Мальчик (или девочка) по-разному движется по «волшебным», «поющим» ступенькам: то идет, наступая на каждую ступеньку, плавно, то прыгает через ступеньку и т. п. (Н. Л. Гродзенская), Многие педагоги связывают «лесенку» с понятием «звукоряд» — рядом звуков, идущих поступенно вверх или вниз. Говорят они и о названии этих звуков (до, ре, ми...) и о том, что таких основных названий — ступеней—всего семь, но у каждого звука есть похожие, только выше или ниже, а если их сыграть тихо вместе, то все они сливаются друг с другом. Как известно, сейчас в практике изучения нотной грамоты применяются две системы—относительная (релятивная) и абсолютная, имеющие целью наглядно представить детям основные музыкальные свойства — высоту и длительность. Если педагог уже в I классе имеет в виду дальнейшее знакомство с абсолютной системой, то названия ступеней он дает слогами сразу правильно; до, ре, ми..., поясняет, что вместе они составляют не «этаж», а октаву, что поэтому различают, в какой октаве — первой, второй или какой-то другой (некоторые педагоги ограничиваются только этими двумя, другие же дают и названия других октав) —звучит данная ступень (<?ot до2 и т. п.). Если педагог придерживается не абсолютной, а относительной системы, то он дает условные обозначения тех же ступеней: «йо», «ле», «ви»... или «мо», «ле», «ви»,.. и, применяя ручные обозначения, ту же «лесенку», формирует музыкально-слуховые представления детей в области звуковысотности.
Метроритмические понятия формируются параллельно, но целесообразнее ограничить их вначале лишь двумя длительностями. Разные педагоги применяют разные обозначения: «шаг» и «бег» (четверть и восьмая), «та» и «ти» (также четверть и восьмая), графическое изображение (длинной или короткой черточками), мотивируя это тем, что дети могут при таком обозначении быстро писать диктант и на бумаге и в воздухе, когда сразу видно, кто из учащихся понял или не понял сути данного музыкального явления: чередования четвертных и восьмых длительностей. Большинство методистов и «шаг» и «та» предлагают давать в графическом изображении четверти, а «бег» и «ти» — восьмой. В старой программе I класса указанными понятиями и ограничивается объем знаний в области метроритма. В новой программе, в «Предварительных замечаниях» к ней, указываются еще и такие понятия, как «соотношение сильных и слабых долей. Количество их в такте и соотношение звуков мелодии по их относительной длительности». Эти понятия также даются на основе музыкального репертуара. Например, в хорошо знакомой детям песне «Во поле береза стояла» отмечаются ударные слоги: во поле бе-рё-за сто-я-ла. Затем записывается ритм песни, отмечаются ударные доли, соответствующие ударным слогам: J>J)J)J> J J) J) J J После нескольких аналогичных примеров на одном из последующих уроков (чтобы не перегружать внимание детей элементами грамоты) рассказывается, что перед каждой сильной долей (кроме первой, если с нее начинается мелодия) ставится черта, которая называется тактовая, а расстояние от одной тактовой черты до другой называется тактом. Отсюда в дальнейшем дается понятие о метре (размере): соотношении сильных и слабых долей в такте. Обычно сопоставляются мелодии, написанные в двухдольном и трехдольном размере. Большой трудностью для школьников является усвоение того факта, что количество звуков в разных тактах может быть разное, но в сумме их длительностей они равны. Особенно наглядна в этом плане мелодия той же песни «Во поле береза стояла»:
где количество звуков в тактах разное: четыре, три, два, а в сумме везде две четверти (может быть показан размер ^-j. б Заказ № 4164 81 Детям довольно трудно дается представление о различии между терминами «метр» и «ритм», поэтому в I классе не следует стремиться к тому, чтобы все учащиеся прочно их усвоили: к этому вопросу учащиеся еще будут возвращаться и во втором, и в более старших классах. В области музыкальной грамоты и старая, и новая программы предусматривают знакомство детей с нотной записью: с рисунком записи мелодии на нотном стане. После того как дети освоили понятие движения мелодии по ступеням и через ступень (вверх и вниз), запомнили названия ступеней, можно дать им понятие нотного стана, как своего рода «лесенки», где каждый нотный знак также соответствует какой- либо ступени. При объяснении записи нот на нотном стане следует обратить внимание детей на такую, казалось бы, простую вещь, как запись нот на линейках и между линейками.
Обычно дети представляют ноту на линейке лежащей на ней. И им нужно дать совсем другой образ: на линейке — это тогда, когда кружок ноты как бы нанизан на линейку, а между линейками— это когда линейки как бы зажимают кружок ноты, он находится между ними. Если с самого начала ясно объяснить технику записи нот, то дети легко это запоминают. Запись мелодий песен на нотоносце является хорошим наглядным способом их освоения даже и тогда, когда дети не сольфеджируют, а лишь видят во врямя пения графический рисунок, следят по нему за движением мелодии. Отмечая, что понятия высоты и длительности музыкальных звуков даются в непосредственной связи, все же процесс ознакомления с ними имеет свою систему, опирающуюся на логическую последовательность освоения их детьми. Понятие о высоте дается в такой последовательности: 1) ознакомление с характером звучания контрастных регистров и понятие о высоких и низких звуках. После их освоения дается понятие «средние» звуки (между высокими и низкими те, которые обычно поют дети); 2) освоение направления движения мелодии «вверх» и «вниз», на одной высоте; 3) движение поступенное («лесенка») и через ступень; 4) разные звуки по высоте по-разному и называются: вводятся либо условные обозначения слогами «мо», «ле», «ви» и т. д., или до, ре, ми и т. д.; сведения о разных октавах, в связи с чем объясняется понятие, например, до первой октавы, до второй октавы; знакомство с нотной записью; 5) вводится понятие о завершенности (устойчивости) или \ незавершенности (неустойчивости) звучания, понятия «тоника», i «тоническое трезвучие»; 6) исходя из разного звучания тонических трезвучий в знакомых ] песнях и пьесах, дается понятие о минорной и мажорной окраске. j Каждое из названных понятий закрепляется в процессе всех видов музыкальной деятельности на уроке. I Понятие о длительности дается в такой системе: 1) звуки долгие и короткие в наиболее контрастном звучании; 2) две наиболее часто встречающиеся в песнях I класса длительности — четверть и восьмая, даваемые различными услов- ными обозначениями. Самое главное при этом, чтобы дети поняли метрическую пульсацию («доля», «четверть», «шаг», «та») и ритмическое разнообразие сочетаний даже всего двух длительностей. Например: та-ти-ти, та-ти-ти; ти-ти-та, ти-ти-та; та-та-ти- ти-та и т. д.
Для закрепления этих понятий дети поют знакомые мелодии на условные ритмические слоги. Например, мелодию «Маленькой елочки» М. Красева: Шаг-бег-бег, шаг-бег-бег, бег-бег-бег-бег-шаг илиэ Та-ти-ти, та-ти-ти, ти-ти-ти-ти-та. Если дети хорошо усвоили соотношение этих двух длительностей, то вводятся названия «четверть» — J и «восьмая» J) (т. е., что JzJ)J)). Затем — понятия сильной и слабой доли, тактовой черты, такта 2 3 и размера (метра) — и —. 4 4 В новой программе I класса все вышеизложенные частные знания группируются вокруг предложенных тем, направленных на освоение учащимися ключевых знаний. I четверть — «Три кита» в музыке: песня, танец и марш» — дает представление об основных, наиболее «демократичных» музыкальных жанрах. II четверть — «О чем говорит музыка»,— продолжая ознакомление с «тремя китами», раскрывает своеобразие каждого из них и в то же время возможности музыки в передаче разных чувств, настроений человека, окружающей его жизни. Важная задача состоит в подведении школьников к таким понятиям, как «выразительность» и «изобразительность» в музыке. III четверть — «Куда ведут нас «три кита» —позволяет естественно и доступно для первоклассников дать начальные представления о таких важнейших формах серьезного музыкального искусства, как опера, балет, симфония, концерт, о музыкальных характеристиках действующих лиц (что в дальнейшем послужит освоению связи музыки с другими видами искусства). IV четверть — «Что такое музыкальная речь»—является логическим продолжением и в некоторой степени обобщением знаний, полученных в процессе приобщения школьников к разнообразным музыкальным явлениям. В то же время эта тема является важнейшим подготовительным этапом к овладению содержанием программы II класса. Поскольку I класс является началом школьных музыкальных занятий, ему придается особо важное значение. Нужно, чтобы С* 83 фундамент был заложен верно, надежно. Поэтому не следует спешить в сообщении тех или иных знаний, в формировании навыков: все они будут укрепляться, углубляться и в последующих классах. Самое главное, чтобы с I класса дети полюбили уроки музыки, понимали и чувствовали, что каждый урок вносит что-то новое в их жизнь, обогащает их знания и представления о замечательном искусстве— музыке.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.121.54 (0.018 с.) |