![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие бюджета и бюджетного устройства РФ.
Бюджет: Как экономическая категория - финансовые отношения, связанные с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов. Как правовая категория - финансовый план публично правового образования, имеющий форму закона. Как материальная категория - фонд денежных средств публично правового образования. Объект права гос (мун) собственности. Как субъект права - соответствующие публично правовое образование. Согласно БК РФ под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения. Как видно из определения, бюджетное устройство включает в себя два составляющих элемента: а) бюджетную систему; б) принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система любого государства определяется государственным и административно-территориальным устройством (делением). Поэтому в конфедеративном, федеративном и унитарном государствах оно будет разным. Россия является федеративным государством. В связи с разграничением компетенции между Российской Федерацией и субъектами федерации вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее субъектов. А наличие административно-территориальных образований в рамках субъектов Российской Федерации предполагает и наличие местных бюджетов. БК РФ определяет бюджетную систему как основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации. Исходя из особенностей государственного и административно-территориального устройства (деления) Российской Федерации, ее бюджетная система представлена следующими видами бюджетов: 1) федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ); 2) бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе: республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые бюджеты краев 3) местные бюджеты (городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах.) Вторым составляющим элементом бюджетного устройства Российской Федерации являются принципы (основные начала) построения бюджетной системы. По БК к ним относятся принципы единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.
Принцип единства бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой; едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ; единством формы бюджетной документации (учетной, отчетной, статистической и т.д.); предоставлением с одного уровня бюджета на другой статистической и бюджетной информации, необходимой для составления консолидированных бюджетов соответствующих уровней, а также согласованными принципами бюджетного процесса и единством денежной системы. Принцип полноты бюджетной системы обеспечивается двумя моментами: полнотой своего структурного состава и полнотой источников дохода, включаемых в бюджеты, и расходов, относимых на соответствующий бюджет. Полнота структуры бюджетной системы показывает, насколько обоснованным является существование именно тех бюджетов, которые имеют место в России на данном этапе. И в этом плане ее следует признать полной, поскольку она соответствует государственному и административному устройству (делению) Российской Федерации как основному критерию своего обоснования. Принцип полноты обеспечивается и включением в бюджетную систему практически всех видов источников дохода, имеющих место на территории Российской Федерации. В этом состоит принципиальное отличие бюджетов от других денежных фондов. Принцип реальности бюджетной системы должен обеспечиваться реальными поступлениями денежных средств в бюджеты всех уровней. С этой целью в законодательном порядке определяются конкретные источники доходив, включаемые в бюджеты разного уровня. Они могут быть собственными и заемными, но эти источники должны реально существовать, а их поступление должно гарантироваться государством. Принцип самостоятельности бюджетов, как указано в законодательстве, обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечивается, во-первых, открытым всесторонним обсуждением бюджетов на предстоящий год и итогов исполнения бюджетов прошедшего года и, во-вторых, доведением до всего общества конкретных показателей бюджетов и итогов их исполнения.
Понятие бюджетного права. Бюджетное право представляет собой подотрасль финансового права, имеет особый предмет правового регулирования. Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств бюджетов всех уровней. Если более детально, то Бюджетное право включает в себя следующие группы правовых норм: 1) Нормы, устанавливающие бюджетную систему и её принципы. 2) Нормы, устанавливающие структуру бюджета и требования к его сбалансированности. 3) Нормы, устанавливающие бюджетную компетенцию субъектов бюджетного права. 4) Нормы, регулирующие порядок осуществления бюджетных расходов. 5) Нормы, регулирующие межбюджетные отношения. 6) Нормы, регулирующие бюджетный процесс. С учётом всего этого, можно дать определение бюджетного права Бюджетное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих бюджетную систему и её принципы, бюджетную компетенцию, структуру бюджета, порядок осуществления бюджетных расходов и бюджетный процесс, а также регулирующих межбюджетные отношения, устанавливающих порядок осуществления бюджетного контроля и порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Специальным источником бюджетного права является Бюджетный Кодекс. Общими источниками являются Конституция, Закон «О правительстве», законы о бюджетах. Кроме того, в каждом субъекте РФ существует региональный закон о бюджетном процессе в данном регионе. Все вышеперечисленные нормативные акты включены в структуру бюджетного законодательства, в которой приоритет отдаётся Бюджетному Кодексу. То есть при коллизии какого-либо акта с положениями Бюджетного Кодекса, руководствоваться следует именно положениями Бюджетного Кодекса. Кроме того, источниками бюджетного права являются подзаконные акты в виде указов Президента, постановлений Правительства, приказов Министерства Финансов. Большая часть бюджетно-правовых норм имеет регулятивный характер, однако присутствуют и охранительные нормы. То есть, это значит, что в БК предусмотрен ряд составов бюджетных правонарушений и процедура проведения бюджетного контроля и ответственность за эти бюджетные правонарушения.
Расходы бюджетов. Ст 6 БК: расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК источниками финансирования дефицита бюджета; Расходы можно классифицировать по: 1) функциям, с выполнением которых связаны расходы (функциональная классификация расходов) - это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по типам функций, которые исполняет государство и местное самоуправление и на которые, следовательно, выделяются бюджетные средства 2) экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов); эта классификация предусматривает деление расходов на:
Текущие расходы - это расходы на текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений. К текущим относятся расходы на закупку товаров и оплату услуг, выплаты заработной платы, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий, бюджетам других уровней, неприбыльным организациям и др.). Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, к ним относятся капитальные вложения в основные фонды (инвестиционные программы, капитальный ремонт), создание государственных запасов и резервов, капитальные трансферты, предоставление кредитов и ссуд. 3) признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов); Расходы бюджетов при составлении бюджетов формируются исходя из уже существующих расходных обязательств. Федеральный бюджет формируется исходя из расходных обязательств Российской Федерации, бюджет субъектов РФ — исходя из расходных обязательств субъекта РФ, а бюджет муниципальных образований — исходя из расходных обязательств муниципальных образований. Расходные обязательства — это обязанности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований предоставить средства соответствующего бюджета физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления и т.д. согласно законам, иным нормативным правовым актам, договорам и соглашениям (ст. 6 БК РФ). Расходное обязательство предполагает, что между Российской Федерацией (субъектом РФ или муниципальным образованием) и субъектом — получателем средств соответствующего бюджета возникает материальное правоотношение, где у Российской Федерации есть обязанность предоставить средства бюджета, а у субъекта-получателя — право требовать предоставления этих средств.
Дефицит бюджета. Под дефицитом бюджета понимается превышение расходов над доходами. Размер дефицита федерального бюджета утверждается законом о федеральном бюджете, а бюджета субъектов РФ и местных бюджетов — соответственно законом о бюджете субъекта РФ и нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год. Доходы и расходы должны быть сбалансированы, как того требует финансовое планирование, т.е. доходы должны равняться расходам. Такие бюджеты называются бездефицитными бюджетами.
Бюджеты, у которых доходы больше, чем расходы, называются профицитными бюджетами; профицит — это часть денежных средств, составляющая превышение доходов над расходами. Бюджеты, у которых расходная часть превышает доходы, называются дефицитными бюджетами. БК РФ впервые в российской истории бюджетно-правового регулирования четко установил пределы дефицитов бюджетов различных уровней бюджетной системы и источники финансирования дефицитов. Согласно ст. 92 БК РФ размер дефицита федерального бюджета в соответствующем законе о федеральном бюджете не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Дефицит федерального бюджета может финансироваться за счет внутренних и внешних источников (ст. 94 БК РФ). Внутренними источниками финансирования бюджетного дефицита являются: — кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в российской валюте; — государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; — бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; — поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; — сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; — изменение остатков средств по учету средств федерального бюджета. К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся: — государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; — кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, представленные в иностранной валюте, привлеченные Россией. Размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом этого субъекта о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Однако, если в законе предусмотрены размеры поступлений от продажи имущества, то предельный размер дефицита субъекта РФ может превысить ограничения (15%), но не более чем на величину поступлений от продажи имущества. В ст. 95 БК РФ установлены только внутренние источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ в следующих формах: — государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ; — бюджетные ссуды и бюджетные кредиты полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; — кредиты, полученные от кредитных организаций; — поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ; — изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом (решением) представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ.
В случае утверждения нормативным актом о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества, предельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение (10%), но не более чем на величину поступлений от продажи имущества. Источниками финансирования дефицита местного бюджета являются внутренние источники в следующих формах: — муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; — кредиты, полученные от кредитных организаций; — бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; — поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; — изменения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета. В ст. 93 БК РФ содержится общий запрет на финансирование дефицита бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ за счет кредитов Банка России, а также приобретенных Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при их первичном размещении.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.131 (0.025 с.) |