![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История о науке и ученых за 2в – 1873 года.Стр 1 из 4Следующая ⇒
История о науке и ученых за 2в – 1873 года. К 40-м – начало эмпирической деятельности, объединение ученых и инженеров, схема организации научных подразделений. 60-е – оформление в самостоятельную отрасль исследования. Аналитические и нормативные исследования. Аналитические – раскрывают закономерности функционирования и развития науки как сложной системы (внутренний закономерности развития науки), структура научного знания, типология связей науки с другими социальными институтами. Нормативные – базируются на аналитических, представляют собой разработку теоретических основ научной политики государственного регулирования науки (выработка рекомендаций по новым эн-сти научной деятельности, критериев ее оценки, определение наиболее перспективных оформлений, для долговременного планирования науки). Наука как способ познания мира. Наука – специфическая деятельность людей, которая имеет цель – конечный продукт, методы и средства для его получения; направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет; представляет собой деятельность субъектов, вступающих в определенные социальные отношения и образующие разные формы социальных институтов. Включает в себя деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности – сумму знаний, лежащий в основе научной картины мира. Цели научной деятельности: · Описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составление предмета ее изучения на основе открываемых ею законов. Главная цель – получение знаний о действительности. Научное знание – достоверные логически непротиворечащие знания о законах природы, общества и мышления. Характерные черты научного знания: · Систематизированные знания: 1. Стремление к полноте; 2. Ясное представление обоснования систем и их непротиворечивости. · Выводимость (дают возможность предсказать факты и явления ранее неизвестные на основе созданных законов и теорий); · Воспроизводимость (всякий научный результат предполагает возможность его многократного воспроизведения, как автором, так и иными лицами при наличии условий, которыми он был получен); · Доступность для обощений и предсказаний (система научного знания организована так, что бы было расширение этого знания за пределы той области, в которой оно было получено)
Предсказание – выход за границы той области знания, в которой данное знание было получено. Обобщение – распространение данного результата на все явления, соответствующей предметной области. · Фиксируется в языке наук; · Имеет практическую ценность; · Критичность (всякое научное утверждение время от времени пересматривается).
16.02.2012 (лекция) продолжение. · Проблемность (с решением научной проблемы общее количество научных проблем не уменьшается, а возрастает); · Наука исследует сущность явления; · Относительная адекватность отражаемого объекта. Виды научного знания – факты, закономерности, теории, научные картины мира. Средства науки: (то, чем мы пользуемся) 1. Язык науки 2. Приборы 3. Эталоны 4. Единицы измерения 5. Различного рода устройства, вычислительные средства и прочее. Первым языком науки была латынь. Естественный язык – исторически сложившийся в данном обществе язык, на котором говорят, пишут и общаются все люди данной национальности. Пригоден во всех видах общественной деятельности и чувствителен к социальным изменениям. Язык науки – система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания, для получения, обработки, хранения и применения знаний. Отличается точностью и однозначностью понятий.
Функции языка: 1. Коммуникативная (позволяет людям общаться между собой) 2. Мыслеоформляющая необходима для формирования знаний, реализации результатов мышления. Объект и предмет науки. Объект науки – то, на что направлено исследование. Предмет науки – определенная сторона объекта, выделенная для исследования. Один и тот же объект может быть предметом различных наук, а вот предметы разных наук всегда отличаются друг от друга. Субъект науки – ученые. История науки. 1. Модели исторической конструкции науки: - 19 – н.20 в – Наука – это коммуникативный поступательный процесс; - сер.20в. – история развития науки через научные революции; - сейчас – Кейстадис (одновременное существование нескольких теорий и парадигм).
2. Дата и место рождения науки: - Если наука как формы общественного сознания, то наука возникла в Древней Греции; - Если наука как обобщенное знание и любая деятельность по производству этих знаний, то наука появилась в начале становления человеческой культуры; - Если наука как социальный институт, то наука возникла в Новое время; -Если наука как система подготовки научных кадров, то наука возникла в середине 19 в.; - Наука – производственная сила, то появилась во 2 пол. 20 в. 3. Предварительные условия для возникновения науки: - критика разрушения экологических систем; - Достаточно высокий уровень развития производства (разделение умственного и физического труда); - Богатая культурная традиция. 4. Факторы развития науки: - Взаимодействие и взаимосвязь наук в форме дифференциации и интеграции; - Социально – экономические условия; - Личность.
Наука и практика.
1.03.12 Закономерности развития науки: 1. Положение об ускоренном развитии науки (Ф.Энгельс 1844). 2. Развитию науки свойственен кумулятивный характер, т.е. накопительный. Научные революции - это разрешение многогранного противоречия между старым и новым знанием в науке на определенном этапе ее развития, которое сопровождается кардинальными изменениями в содержании основания науки. Бывают: 1. Глобальные – революционный переворот в основании всей науки; 2. Комплексная – радикальные изменения в ряде научных областей. 3. Частная научная революция – кардинальный переход к новому пониманию предметов области, на основании создания новых фундаментальных теорем. 4. Научно-техническая революция. Качественное преобразование производительных сил, условия и характер содержания труда на основе внедрения результатов научного познания во вс сферы человеческой деятельности. Глобальные революции и научные картины мира. · Первая революция завершилась в 16-17 вв. Как соц.институт. Соответствует механистическая картина мира. · Вторая – происходит в практике как теория относительности и квантовой теории. Научная картина мира – вероятностная. · Третья НТП - сроки к.20 – нач. наше время. Синергетика. В науке утверждаются системы организации и развития. Эволюционно – синергетическая картина мира. Научная картина мира – фундаментальное понятие философии науки. Представляет собой синтетическое, систематизированное и целостное представление о природе на данном этапе развития научного познания.
Характеристики научной картины мира: - эволюционность – соответствует эволюционному характеру научного знания (каммулятивного, динамичного); - парадигмальность научной картины мира – совокупность научных воззрений, которые свойственны той или иной научной эпохе; - интегративность – научные картины мира – центр собирания, согласования данных отдельных наук с целью создания целостного образа мира. Периодизация науки: Периодизация по методам построения знаний: 1. Преднаука (зарождающаяся наука). 2. Стадия науки. Формируется новый тип знания – теория. Периодизация – по соотношению объекта и субъектов. 1. Классическая наука (17-19 вв). Господствует объективный стиль мышления, познаем предмет сам по себе, не расстраивая историю его изучения. Условия объективны истинного описания явлений мир – осмысление связей между объектами и деятльностью субьъекта. 2. Постклассическая наука (2я половина 20 – начало 21 века). Учитываем характер получаемых знаний об объекте, особенности средств и операций деятельности субъекта, а также постоянную включенность субъекта в процесс получения знания. Парадигма – синергетика. При смене данных этапов работает закон субординации, т.е. между этапами существует преемственность (каждое из предыдущих этапов входит в последующее). Периодизация науки с точки зрения анализа и синтеза. 1. Аналитическая (Особенности: непрерывная дифференциация науки, преобладание эмпирических знаний над теоретическими, акцент на самих объектах, а не на их изменениях и развитиях); 2. Синтетическая (интегративная). Соответствует постклассическому естествознанию. Ее особенности – возникновение междисциплинарных научных направлений (биофизика, биохимия, психофизика и т.д.), идет построение целостной науки о природе и о всей действительности в целом. 3 типа исследования. 1. Фундаментальные (направлены на получение нового знания о явлениях и законах действительности, не преследует никаких практических задач, истина ради нее самой. Они делятся на свободные и целенаправленные. Свободные носят индивидуальный характер, ученый работает в условиях свободного поиска и любая идея может изменить ход поиска. Целенаправленные – направление поиска твердо определено, часто носит коллективный характер. Возможно планирование затрат технических и материальных средств).
2. Прикладные (нацелены на получение нужного решения практических задач, знания). 3. Исследовательские проектно-конструкторские разработки (цель – выполнение конкретного технического задания). Наука и производство. Рисунок. Диалектика – развитие науки. 1. Роль количественных и качественных изменений в развитии науки. В науке переход количественных характеристик в качественные происходит при накоплении новых фактов, происходит открытие (открытие в науке = скачку). Переход количественных изменений в качественные раскрывают механизм работы науки 2. Закон отрицания – на каждом новом этапе происходит отрицание предыдущего. Этот закон показывает, как происходит развитие науки 15.03.12 Абсолютное знание – полное исчерпывающее воспроизведение представлений об объекте, абсолютное совпадение в образе события. Познание бывает чувственное и рациональное. Чувственное познание обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Сюда относятся ощущения (отражение мозгом объектов и явлений, которые окружают человека), восприятие (то же, что и ощущения, но речь идет о тех ощущениях, которые мы ощущаем в данный момент), представление (вторичный образ объектов и явлений). Рациональное познание дополняет чувственное познание. Основная форма абстрактное мышление. Способствует осознанию сущности процессов и выявлению закономерности событий. Мышление – обобщенное отражение в мозгу существенных свойств, причинных отношений и закономерностей, связей между объектами и явлениями. Абстракция и идеализация. Идеализация – такой процесс познания, когда познающий субъект создает рял объектов в природу не существующих. Абстракция – мысленное отвлечение от некоторых сторон, свойств изучаемых объектов, от некоторых отношений между ними. Они либо усиливаются. либо ослабевают, представляются в виде отдельного объекта, который существует по собственным законам. Моделирование (от лат. modulus – мера или образец) – исследование объектов на их моделях; построение изучение моделей, реально существующих в природе, и конструируемых объектах. Основные виды моделирования: 1. Предметное моделирование – мы имеем модель. которая воспроизводит основные характеристики оригинала. 2. Физическое моделирование – объект и модели имеют одну физическую природу, но разные размеры. 3. Предметно-математическое моделирование – наше явление исследуется путем опытного изучения явления другой физической природы, но описывается теми же математическими выражениями. Моделями служат знаковые образования какого-либо вида. Развитие любой науки можно трактовать как теоретическое моделирование. Моделирование дает исследователю новые факты и новые данные, но никогда не дает полного представления об объекте. Формализация – отражение знания в знаково-символическом виде (формализованный язык). Служит основой для программирования компьютеризации.
Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором его основу кладутся некоторые положения, аксиомы (постулаты). Индукция и дедукция. Индукция – это обобщение, которое связано с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных прошлого опыта (т.е. это переход от частного к общему). Дедукция – противоположный индукции процесс – движение от общего к частному. Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного познания, который заключается в создании связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Его структура: 1. Ознакомление с фактическим материалом, который требует теоретического объяснения. Попытка с помощью существующих теорий сделать это, если нет, то следующие шаги; 2. Выдвижение догадки (гипотезы) о причинах и закономерностях данного явления с помощью разных логических приемов; 3. Оценка основательности предположений (гипотез) и выбор из множества наиболее вероятной; 4. Выведение из гипотезы некоторых следствий (использование дедуктивного метода); 5. Экспериментальная проверка данных следствий. Лучшая гипотеза по результатам проверки переходит в теорию. Основная особенность – предположительный характер. Виды гипотез: а) по масштабу: 1. общая гипотеза – предположение обо всем классе изучаемых объектов. 2. единичная гипотеза – предположение об отдельных объектах или явлениях. 3. частная гипотеза – предположение о некоторой части изучаемого класса объектов. б) по содержанию: 1. рабочая гипотеза – (самая распространенная) отражает основное содержание исследования. Выводится из общих законов или теорий и является основанием для дальнейших исследований; 2. эмпирические гипотезы – частные следствия рабочей гипотезы; 3. статистические гипотезы – гипотезы, сформулированные в терминах математической статистики. Их наличие обязательно для исследования и он служат для организации сравнения и обработки полученных данных. Гипотеза не может быть истинной или ложной, т.к. утверждение, которое в ней содержится, носит проблематичный характер. Предположения, входящие в гипотезу, должны соответствовать следующим требованиям: 1. Логическая простота – гипотеза не должна содержать ничего лишнего. 2. Требование вероятности – основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности реализации. 3. Требование научной новизны – предполагает, что гипотеза должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми. 4. Требование широты применения – гипотеза может выводить объяснения не только тех явлений, для которых предназначена, но и возможно более широкий класс явлений. 5. Требование верификации – любая гипотеза может быть проверена. 6. Требование концептуальности – гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозируя дальнейшее развитие теории. 7. Требование логической непротиворечивости: - все суждения, которые входят в гипотезу, не являются отрицанием друг друга; - гипотеза не противоречит достоверным фактам; - она соответствует установленным и устоявшимся в науке законам. 12.04.12 Схема «Общая характеристика познания».
Знания – как удостоверенные сведения о действительности.
Виды познания:
Схема «Наука в системе знания». Научное знание
Философия – знание о всеобщем, обобщение всего сущего.
Вненаучное знание 19.04.12
Алгоритм: Сбор данных
Научная идея В Гипотеза А Предсказание
Эксперимент
Результат эксперимента согласуется с предсказанием
Если да à гипотеза подтверждается Если нет à вывод à В
Достаточно ли она проработана?
да нет à А
теория
эксперимент или наблюдения
Э=Т Да нет à парадокс à В
Классификация наук. Классификация наук – сведение всех областей человеческого знания в определенную систему. Основание истории классификации наук – это интерпретации соотношения философии и конкретно научного знания. Связь философии и науки: I этап – 7 век до н.э – 16 век н.э:
Физика Медицина Философия Политология Астрономия Психология II этап – 17 век – середина 19.
Биология Философия Физика Химия Правоведение
III этап – середина 19 века – по настоящее время: Философия (мировоззрения)
Физика Химия Биология История и т.д.
I этап – единая философская наука древности и отчасти средневековья. Аристотель, Платон. Принципы классификации науки: разделение всего знания по его объекту на три главнее области: 1. Объект природы - физика; 2. Объект общества – этика; 3. Объект мышления – логика. Средневековье – система «7 свободных искусств». Два цикла: 1. Тривиум (trivium – трехпутье) – грамматика, риторика и диалектика. 2. Квадривиум (quadrivium - четырехпутье) – арифметика, геометрия, астрономия, музыка. II этап – философия распалась на ряд обособленных наук. Принцип классификации наук субъективный. Память = история. Воображение = Поэзия. Рассудок = Философия. Кто – то развил идею субъективного принципа. III этап. Первое направление классификации науки: 1. Первый подход – формальное решение на основе принципа координации от общего к частному. Сен-Симон (фр.философ и ученый) выдвинул объективный принцип классификации наук. Конт перенял идею Сен-Симона и усовершенствовал ее. Выдвинул 6 основных наук: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология. 2. Второй подход – формальное решение на основе принципа координации от абстрактного к конкретному. Спенсер, Нильс, Уэвелл и т.д. Опровергается предыдущее решение о том, что все науки имеют свою абстрактную научную часть. Утверждается, что все науки делятся на: абстрактные (логика и математика), конкретные (астрономия, биология, геология, психология и социология), промежуточные – абстрактно-конкретные (механика, физика, химия). Второе направление классификации науки: внедрение принципа субординации, который основан на идее всеобщей связи с природой. К.Маркс и Ф.Энгельс – основание для классификации науки – основные законы материалистической диалектики. Бонифатий Михайлович Кедров (советский философ) – делит всю действительность на природу и человека. Науки о природе – естественные, науки об обществе – социальные, науки о мышлении – философские.
Классификация наук приобретает характер сложный и разветвленный в отличии от простого однолинейного в предыдущих этапах. Типовая структура вуза.
Институт Факультет Кафедра Аспирантура Докторантура
Ученый совет Ректор Проректор Руководство Деканат Декан Зав.кафедры Профессор Доцент ППС – профессорско- Старший преподаватель преподавательский Ассистент состав Курс Поток Староста студенты Группа
Этика науки.
Этика науки – это раздел этики, который разрабатывает нравственные принципы научной деятельности. Основополагающие этические ценности науки (Мертон): 1. Универсализм – изучаемые явления всюду протекают одинаково. Истинность учений оценивается независимо от субъекта. 2. Общность – знание должно свободно становится общим достоянием. 3. Незаинтересованность – любые положительные санкции науки – это ее следствие, а не цель. 4.Организованный скептицизм – каждый ученый отвечает за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами.
Этика науки делится на внутреннюю и внешнюю. К внутренней этике относится: авторство и плагиат, критика работ, экспертизы и лицензирование, преподавание, популизация науки и т.д. К внешней этике относится взаимоотношения между наукой и обществом. Позитивные санкции науки: - цитирование; - престижные премии или награды;
Негативные санкции: - за фальсификацию результатов; - за присвоение себе чужих достижений; - за плагиат.
Популяризация науки – процесс распространения научного знания в современной доступной форме для широкого круга людей. Средства популяризации науки – СМИ, Интернет, научные издания, деятельность различных фондов, музеи и различные демонстрации (выставки, семинары и т.д). 3.05.12 Внешняя этика. Главный аспект - отношения между наукой и обществом. Функции науки. Взаимодействие общества и науки. - наука получает от общества: · Финансовые ресурсы. Затраты на науку (на начало 20 века): США – 280 млрд.дол Страны ЕС – 180 млрд.дол Германия –54 млрд. дол Япония – более 100 млрд.дол Китай – 80 млрд.дол Россия – 4 млрд.дол · Материальные ресурсы (здания, энергия) · Интеллектуальные ресурсы · Общественный статус науки Знания используются для принятия важных управленческих решений, для развития новых технологий Общество получает от науки знание. Функции науки в жизни общества: 1. Практическая – при применении научных знаний на практике в производственной сфере получаем экономический эффект, а в не производственной сфере – социальный эффект (например, применение методик в образовании). 2. Социально-управленческая – наука используется для управления социальными процессами. 3. Познавательная – имеем увеличение расширения знания об окружающей природе, обществе, мышлении, новые закономерности, законы и т.д. Взаимосвязь культуры и науки. Культура – система материальных и духовных ценностей, форм и результатов усвоения действительности, которая выражает современный способ функционирования общества, создается в ходе творческой социально - преобразующей деятельности людей. Культура делится на духовную и материальную. Наука является и материальной и духовной одновременно. Наука как материальная культура – это научная деятельность в материальном производстве, совокупность материальных благ, полученных в ходе этой деятельности (опытно-конструкторские разработки). Наука как духовная культура - это одна из форм духовной культуры общества, созданные в процессе научной деятельности духовные ценности (поисковые и фундаментальные исследования). Сциентизм (сайентизм) – это такой подход к науке, который подтверждает, что наука – кричащая ценность, всегда необходим научный подход для решения всех проблем в жизни людей, только дальнейшее развитие науки может спасти человечество. Антисциентизм - такой подход к науке, который утверждает, что наука – антигуманна, необходимо ограничить ее развитие и воздействие на общество. Эпос науки – комплекс норм и ценностей, которые воспроизводятся от поколения к поколению и обязательны для человека науки. Нормы науки (сформулированы норвежским философом Скирбик): 1. ищи истину; 2. избегай бессмыслицу; 3. выражайся ясно; 4.старайся проверять свои гипотезы более основательно. Ценностью в науке является истина. Тенденции развития науки. 1. Дальнейшее развитие информационной науки; 2. Использование нано-технологий; 3. Прогресс в создании новых материалов; 4. Создание новых технологий и средств для лечения болезней и увеличения срока жизни; 5. Дальнейшее исследование максимально рационального использования природных ресурсов; 6. Решение глобальных проблем с помощью науки; 7. Разработка и внедрение более совершенных методов управления и организации экономики и социальной сферы; 8. Дальнейшее усиление взаимодействия наук; 9. Изменения в системе подготовки научных кадров; 10. Усиление популяризации науки.
История о науке и ученых за 2в – 1873 года. К 40-м – начало эмпирической деятельности, объединение ученых и инженеров, схема организации научных подразделений. 60-е – оформление в самостоятельную отрасль исследования.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.195.142 (0.154 с.) |