![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины и факторы возникновения конфликтов
Существуют четыре основные группы причин и факторов возникновения и развития конфликтов: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные. Первые две группы являются объективными, а вторые две — субъективными. Объективные и субъективные причины и факторы конфликта взаимодействуют между собой. На этом основании их нельзя разделять и противопоставлять друг другу. В конкретном конфликте всегда присутствует та или иная объективная причина, возникшая под действием субъективных факторов. Таким образом, большинство объективных причин имеют определенную степень субъективности, а многие субъективные причины — объективную основу. Объективные факторы возникновения конфликтов. К ним относятся: 1) естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности; 2)слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей; 3)недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; 4)образ жизни многих россиян (очевидно, что бедный, неустроенный человек, которому не удалось реализовать себя и свой потенциал, более конфликтен по сравнению с человеком, который более-менее успешно решил эти проблемы); 5)достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России, СССР, Российской Федерации, способствующие возникновению конфликтов. Эти стереотипы формировались достаточно долго и являются частью национального мышления и менталитета. Так, человек, родившийся и выросший в советское время, с детства впитывал в себя определенные стереотипы разрешения конфликтов — ведение непримиримой классовой борьбы, беспощадное уничтожение врага, нетерпимость к классовым противникам. Постоянная борьба с внешними врагами и внутренними «вредными элементами» оказала определенное влияние на характер и особенности межличностного взаимодействия людей в целом; 6)серьезные нарушения экологии, что особенно касается городов, где сильное влияние могут оказать такие факторы экологической нестабильности, как химически загрязненная вода, воздух, пища и т. п.;
7)отклонения от нормы в характеристиках электронных полей, которые могут быть вызваны повышенной солнечной активностью или применением технических устройств; 8)техногенные катастрофы; 9)стрессовые ситуации, в которых находится человек, что также особенно явно прослеживается в городах и мегаполисах, где ритм жизни сам по себе формирует постоянное стрессовое состояние организма и психики. Организационно-управленческие причины конфликтов. Эти причины имеют тесную связь с созданием и функционированием разного рода организаций, коллективов, групп и т. п. и потому имеют больший по сравнению с группой собственно объективных факторов субъективный элемент. Организационно-управленческие факторы конфликта можно разделить на четыре подгруппы: 1. Структурно-организационные причины. Основанием для возникновения этих причин является несоответствие структуры организации и требований и деятельности, которой данная организация занимается. Негибкость руководства, которое не может приспособить созданную структуру к изменившимся требованиям и обстоятельствам, и ведет к конфликтам. 2. Функционально-организационные причины. Эти причины основаны на неоптимальных внешних и внутренних организационных связях: связи организации и среды, между структурными элементами организации, а также между отдельными ее работниками. Так как любая организация — это часть более обширной системы, важно, чтобы внешние связи со средой имели максимально полное соответствие с теми задачами, которые она решает. Конфликт возникает тогда, когда эти связи нарушаются. 3. Личностно-функциональные причины. Эти причины основаны на неполном профессиональном, нравственном и ином соответствии работника занимаемой должности и тем задачам, которые она предполагает. Конфликт может возникнуть как на вертикальном уровне (с начальством, с собственными подчиненными), так и на горизонтальном (с коллегами). 4. Ситуативно-управленческие причины. Данная группа причин основана на ошибках, которые допускают в процессе решения различных профессиональных и управленческих задач как подчиненные, так и руководители. Когда управленское решение неправильно, ошибочно, оно становится источником конфликта между тем, кто его принял, и теми, кто его должен исполнять. При этом невыполнение решения также выступает источником конфликта.
Социально-психологические причины конфликтов. К подобным причинам относятся: 1)возможные существенные искажения и потери информации в процессе взаимодействия; 2)несбалансированное ролевое взаимодействие людей; 3)непонимание партнерами по общению того факта, что несовпадение позиций и проблема могли возникнуть не из-за принципиальных разногласий между ними, а из-за подхода к данной проблеме с различных сторон; 4)различные способы оценки оппонентами результатов деятельности и личности друг друга; 5)психологическая несовместимость. 6)напряженные межличностные отношения партнеров по общению. Такие неблагоприятные отношения могут сложиться на основе предыдущего взаимодействия и спровоцировать конфликт, в то же время возникший конфликт еще больше ухудшает существующие взаимоотношения. Личностные причины конфликтов. Являются психологическими причинами. К ним относятся: 1) низкий уровень социально-психологической компетентности одного или обоих партнеров по общению. Под социально-психологической некомпетентностью понимаются неподготовленность человека к определенному поведению, неумение прочувствовать напряженные моменты, неумение выразить правильную реакцию на действия другого; 2)недостаточная психологическая устойчивость (толерантность) к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия; 3)плохо развитая способность к эмпатии, которая означает умение понять эмоциональное состояние другого человека, сопереживать и сочувствовать ему; 4)неадекватный уровень притязаний и самооценки, большие расхождения между ними. 5)тип темперамента. Относительно часто основой конфликтного взаимодействия является холерический темперамент, который отличается неустойчивой и подвижной нервной системой. Но также этот тип темперамента быстрее переходит на неконфликтный тип взаимодействия после соответствующей эмоциональной разрядки; 6)акцентуации характера. Под акцентуацией характера понимается наличие нескольких ярко, чрезмерно выраженных черт характера, которые, являясь крайним вариантом нормы, граничат с психопатией.
Основные виды социальных конфликтов Основные типы конфликтов представлены в таблице 1.
Таблица 1. Классификации конфликтов
Существуют и другие классификации конфликтов. Типологию социального конфликта можно представить и таким образом: - конфронтация – пассивное противостояние групп; - соперничество – борьба за признание личностных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы; - конкуренция – когда цель - получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам. К. Боулдинг выделяет следующие виды конфликтов: 1)действительный конфликт, который объективно существует в определенной социальной группе; 2)случайный конфликт, когда основное влияние на его возникновение оказывают второстепенные причины, которые могут и не зависеть от главных причин; 3)заместительный конфликт, который выступает как проявление скрытого конфликта, но его предмет может не совпадать с главным конфликтом; 4)когнитивные конфликты, основанные на плохом знании или его отсутствии, и в качестве причины таких конфликтов выступает плохое управление; 5)латентные (скрытые) конфликты, когда уже сформирована основа конфликта, но не появились предпосылки для его выхода в открытую фазу; 6)фальшивые конфликты, возникающие по субъективным причинам и без реальных оснований. Кроме того, есть конфликты типа - схватки, когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу; - дебатов, где возможен спор, маневры и обе стороны могут рассчитывать на компромисс; - игр, если обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются и не могут завершится разрушением всей структуры отношений. М.Дойч выделял следующие типы конфликтов: - подлинный – столкновение интересов существует объективно; - условный - зависит от случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств; - смещенный – воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе; - неверно приписанный – приписывается не тем сторонам; - скрытый – в силу объективных причин должен иметь место, но не актуализируется; - ложный – не имеющий объективных оснований, возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.2.223 (0.014 с.) |