Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет № 15. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения
Этапы развития философии Возрождения: 1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век) 2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века) 3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века) 4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века) Необходимая терминология: · Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий. Светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви, ценностно-моральный акцент философии и литературы. · Гуманизм – разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье. · Калокагатия – гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека (древнегреческий термин является краеугольным в определении гуманизма). · Микрокосм – в античной натурфилософии понимание человека как вселенной (макрокосм) в миниатюре (древнегреческий термин является краеугольным в определении гуманизма). Основные черты философии эпохи Возрождения: · Отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы. Средневековая философия – «служанка богословия». · Использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура). «Восстановление» совершенного мироздания – Ренессанс есть «вторая Античность», т.к. Средние века – регресс, который необходимо остановить (бого)человеку. Продолжение идей Платона и неоплатоников, критика Аристотеля. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. · Тесная связь с естествознанием. Расцвет натурфилософии. Вместо геоцентризма – гелеоцентризм. Человек способен получить (сотворить) знание, в этом заключается величие. Новая парадигма взамен религиозной. · Исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. · Появление богочеловека. Если ранее в философии преобладала такая направленность как теоцентризм, то в Возрождение – антропоцентризм. Человек стоит на одном уровне с Богом, т.к. умеет творить.
· Гражданственность и политическая свобода. Античные идеи об устройстве полиса. Утопические тексты – насильственное насаждение равенства. Светскость государства, критика теологической теории происхождения государства. Мыслители эпохи Возрождения: · Франческо Петрарка (1304—1374). В трактате «О невежестве собственном и многих других» отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, т.к. считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени. Прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры, и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. · Джованни Боккаччо (1313–1375) высмеивает в своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан. · Эразм Роттердамский (1469-1536) в сатире «Похвала Глупости» и Франсуа Рабле (1494—1553) в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии. · Никколо Макиавелли (1469–1527) – один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства. Он обосновал необходимость светского государства, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Необходимый порядок в обществе создает юридическое мировоззрение людей, которое не может воспитать церковь, а только государство. Идеалом государственности мыслитель считал монархию («Государь»), задачей монарха - прийти к власти и удержать её, для чего хороши все средства. Макиавелли рассматривает и такие вопросы: «Что лучше: внушать любовь или страх?», «Как государи должны держать слово?», «Каким образом избегать ненависти и презрения?», «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?», «Как избежать льстецов?» и др. Также он утверждает, что «об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает». · Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). В своей «Речи о достоинстве человека» обосновывает свободу человека, утверждая, что Бог создал его существом, подобным себе и поставил его в центр мироздания. Поэтому человеку дана способность формировать своё бытие и свобода самоопределения; возможности человеческого духа определены свободой его воли и выбора, но господствующим должен быть принцип: «ничего слишком».
· Томас Мор (1478-1535) в «Утопии», сравнивая эгоистический интерес и этический идеал коллективизма и всеобщности, не скрывает своего предпочтения идеалу всеобщности. Автор утопии изображает остров с идеальной государственностью, где все люди заняты физическим трудом, послушно выполняют решения коллектива, который наделён правом определять своими декретами даже брачные отношения. Другие характеристики данного образца будущего: одинаковая одежда, одинаковое питание в столовых, веротерпимость, личные сады, которые периодически делятся заново, по жребию, чтобы избежать возможного неравенства. · Томмазо Кампанелла (1568-1639) в книге «Город Солнца» изложил своё учение о труде, отмене частной собственности, общности жён и детей. Государством, в котором регламентирована вся жизнь человека до мелочей, управляют философы и мудрецы. Браки совершаются по государственным декретам, дети воспитываются в специальных учреждениях, семьи не существует, дети не знакомы с родителями. · Лоренцо Валла (1407–1457) – этика Эпикура, стремление всего живого к избеганию страданий. Душа есть единое и неделимое, способности есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение - высшее благо. На личном благе строятся отношения людей в обществе. Добродетель есть не только аскетичная (схоластика), но и светская - разумно пользоваться богатством, брак. Попытка вывести нравственность из самой природы человека. Для Валла характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Сенсуалист: он считает ощущения единственным источником познания мира и моральной деятельности. · Николай Кузанский (1401-64). «Человек есть бог, но не абсолютным образом, ибо он – человек». Сблизил бесконечного Бога и конечный мир, преодолевая присущий теизму разрыв между творцом и его творением и фактически принимая позицию пантеизма. Бог — «абсолютный» или «бесконечный максимум», актуальная бесконечность, мир — проявление Бога, «ограниченный максимум», «абсолютный минимум» или потенциальная бесконечность. Возродил античный взгляд на человека как на микрокосм, подобный макрокосму. Человек – существо, соединяющее в себе божественное и земное. Познание осуществляется благодаря взаимодействию чувств, воображения, рассудка и разума. Разум, пребывающий в состоянии «ученого незнания» и противостоящий гордыне рассудка, бесконечно приближается к истине. Центральный герой ряда его диалогов – «простец», противостоящий схоластической «учености», выступал у Николая Кузанского как персонификация разума. · Мишель Монтень (1533–1592) – «последний гуманист». Его книга «Опыты» – нечто вроде «учебника жизни»: «Час переговоров – опасный час», «О наказании за трусость», «Выгода одного – ущерб другого», «Об умеренности», «О законах против роскоши», «О бережливости древних» и др. Выступал против теоцентристской концепции Фомы Аквинского: Бог – абсолютное бытие, а человек, как его творение – исключительное существо, которому дано, пользуясь средствами разума, бесконечно приближаться к этому бытию, проникать в «первопричину», в самую сущность вещей… Монтень не соглашается с таким антропоцентризмом; его антропоцентризм иной: он предлагает рассмотреть человека, «взятого самого по себе, без всякой тюсторонней помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами и лишенного божественной милости и знания, составляющих в действительности всю его славу, его силу, основу его существа…».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.122 (0.009 с.) |