![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и классификация органов государства
Государственный орган - это часть аппарата государства, наделённая государственно-властными полномочиями, участвующая в осуществлении его функций и наделенная в этих целях соответствующими властными полномочиями. Признаки государственного органа: - часть единой государственной системы; - выступает от имени государства; - состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и государственным органом, права и обязанности (компетенция) служащих строго определённы законом; - имеет внутреннюю структуру и систему подчиненности; - обладает определённой компетенцией, т.е. властными правомочиями; - обладает властными полномочиями; - имеет определённую материальную базу, финансы, счёт, источники финансирования, территориальный масштаб деятельности; - активно участвует в реализации функций государства; - образуется в порядке, установленном законами. Классификация органов государства: По способу возникновения: 1. Первичные органы - никакими другими органами не создаются, такие органы получают властные полномочия непосредственно от избирателей. 2. Производные органы - создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. По месту в иерархии государственного аппарата: 1. Центральные. 2. Региональные. 3. Местные. По широте компетенции: 1. Органы общей компетенции - решают широкий круг вопросов (правительство). 2. Органы специальной (отраслевой) компетенции - специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции). По способу формирования: 1. Избираемые - для них характерно выборности и сменяемость. 2. Назначаемые - при назначении к кандидату выдвигаются более жёсткие профессиональные требования. Характерно отсутствие ограничений на сроки пребывания в должности. По порядку принятия решений: 1. Единоличные - органы принимают решение путём самостоятельного императивного волеизъявления. 2. Коллегиальные - такие органы принимают решение большинством граждан, уполномоченных на то законом. С точки зрения теории разделения властей государственная власть делится на следующие «ветви»: 1. Законодательная власть. Цель данной власти - издание законов. В данной ветви публичной власти отсутствуют властная иерархия и система административного подчинения.
2. Исполнительная власть. Главная цель - исполнять законы принятые законодательными органами. В системе органов исполнительной власти существует единая вертикаль органов власти, административное подчинение нижестоящих органов вышестоящими. 3. Судебная власть. Цель - установление истины в юридическом смысле слова. 4. Учредительная власть. Функции публичной власти могут быть осуществлены народом непосредственно в форме не только референдума и выборов, но и учредительных органов публичной власти (собрания, конференции, сходы граждан). В итоге этими формами непосредственной демократии принимаются основополагающие нормативно-правовые акты. 5. Контрольная власть. Цель выделения этой ветви власти в качестве самостоятельной - обеспечить независимость входящих в нее органов от иных ветвей публичной власти. Во многих странах мира эту ветвь государственной власти образуют прокуратура, счётные палаты, иные контрольные органы. 6. Информационная власть. Средства массовой информации. Функции (лат. -functio - исполнение) государства - особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом, в которых выражается его сущность и социальное назначение. Они тесно связаны с характеристиками государства, его типом, формой, эволюцией и т.д. Признаки функций государства: - непосредственно выражают и конкретизируют его сущность; - воплощают и раскрывают практическую деятельность государства; - возникают и развиваются в соответствии с историческими целями и задачами; - отражают закономерности и особенности исторических типов государств. Классификация функций: 1. По времени осуществления: - постоянные; - временные. 2. По выражаемым интересам: - классовые; - общесоциальные. 3. По сферам общественной жизни: - внутренние (налогообложение и сбор налогов, охрана прав и свобод граждан, собственности, обеспечение правопорядка и др.) и - внешние (оборона государства, обеспечение мира и поддержание международного порядка, сотрудничество в различных областях и др.);
- экономические, политические, идеологические, социальные. Формы осуществления функций: 1. По деятельности основных звеньев госаппарата: - законодательная; - исполнительная; - судебная; - контрольно-надзорная; - информационная 2. По формам деятельности госаппарата: - правовая (правотворческая); -организаторская (организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая); - незаконная.
Вопросы для самоконтроля: 1. Раскройте сущность механизма государства? 2. В чем заключается социально-политическое значение функций государства? 3. Классифицируйте функции государства? ТЕМА 10. ФОРМА ГОСУДАРСТВА Существует два подхода к форме государства: а) элементный. Форма государства - это единство трёх её основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. б) системный. Форма государства - это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также функциональные элементы (методы деятельности). Таким образом, форма государства (ФГ) — это совокупность его внешних признаков, раскрывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти. Элементы (части) ФГ: - форма правления (ФП), т. е. организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимодействие с населением; - форма государственного устройства (ФГУ), т. е. территориалъное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также каждой из них с государством в целом; - политический режим (ПР), т. е. совокупность приемов, методов, средств управления страной, осуществления государственной власти. Таким образом: ФГ = ФП + ФГУ + ПР Классификация государств: 1. с точки зрения формы государства в целом: а) монократическая (единовластная) форма государств: - главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека (монарха), либо в руках определённой группы (партия, военно-революционный совет); - разделение властей, как и местное самоуправление, фактически не существует; - права граждан не признаются и всячески нарушаются, существует обязательная идеология или государственная религия. Независимое общественное мнение как средство воздействия на органы государственной власти фактически отсутствует. Выделяют следующие подвиды монократической формы государства: а) теократическая (Саудовская Аравия). б) экстремистская (фашистская). в) милитаристская (правление военного центра). г) социалистическая (в условиях тоталитарного социализма). б) поликратическая (многовластная) форма государства: - главным является принцип многовластия; - принцип разделения властей и местное самоуправление не только существуют, но и реально действуют. Выделяют следующие подвиды поликратической формы государства:
а) традиционная (США, Англия). б) постсоциалистическая (большинство стран бывшего «соцлагеря»). в) сегментарная (смешанная) форма государства. Это промежуточная форма между поликратической и монократической. Решающая роль здесь принадлежит исполнительной власти, местное управление носит слаборазвитый характер, права граждан не полностью отражены в законодательстве, давление на органы государственной власти носит частичный характер. Примером сегментарной формы могут послужить такие государства, как Египет, Иордания, Марокко. 2. с точки зрения формы правления: - монархии (неограниченные и ограниченные); - республики (аристократические, парламентские, президентские, смешанные, партократические (коммунистические,фашистские). 3. с точки зрения формы государственного устройства: - унитарные; - федеративные; - конфедеративные; - региональные. 3. с точки зрения политического режима: - демократические; - антидемократические (автократические — самодержавные, абсо- тистские, деспотические, тиранические; тоталитарные — фашистские, коммунистические, военно-полицейские, расистско-националистические; истократические (олигархические) — монархические, режимы «просвещенного абсолютизма»; клерикально-феодальные; теократические: христианские, исламские и т. п.)
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.1 (0.021 с.) |