Создание нового социалистического федеративного государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание нового социалистического федеративного государства



Декларация прав народов России в 1917 г. провозгласила право на самоопределение для каждой нации. Конкретные обстоятельства (географическое положение, международное окружение, уровень национального самосознания и пр.) со­здавали разные условия для реализации этого права.

Польша, Финляндия, Прибалтика, опираясь на полити­ческую подддержку западных государств, отошли от группы национальных государственных образований, возникших на территории бывшей Российской Империи, стали играть роль «санитарного кордона» для Запада, отделяя его от совет­ской России.

В феврале 1919 г. на съездах Советов Белоруссии и Литвы был провозглашен союз двух республик. Осуществлению союза помешала интервенция Польши.

В апреле 1918 г. была провозглашена Закавказская респуб­лика, но через месяц она распалась на три независимых госу­дарства. Летом 1918 г. на территорию Азербайджана и Арме­нии вторгаются турецкие войска, на несколько месяцев неза­висимость этих республик была утеряна. Позже в Закавказье появляются войска Англии, которые покидают его в конце гражданской войны. В апреле 1920 г. Военно-революцион­ный комитет в Баку низложил муссаватистское правительст­во и призвал на помощь Россию и Красную Армию. В ноябре 1920 г. советской республикой была объявлена Армения. В феврале 1921 г. Красная Армия вступила на территорию Гру­зии (под предлогом урегулирования конфликтов между грузи­нами и армянами), и здесь была провозглашена советская власть.

Декларация прав народов России не сформировала идеи государственного устройства (унитарное или федеративное) будущего государства. Провозглашался «добровольный и честный союз народов России», и «говорилось, что «Совет­ская Российская республика учреждается на основе свободно­го союза свободных наций, как федерация Советских нацио­нальных республик». Федерация мыслилась как переходный этап на пути к союзу, преодолению национальных различий и к мировой революции.

С 1918 г. по 1922 г. развитие союза республик шло по пути вхождения республик и автономных областей в состав РСФСР и по пути двусторонних договоров, заключавшихся между независимыми республиками и РСФСР.

В марте 1918 г. Наркомнац сделал попытку сформировать первую автономию в рамках федерации — Татаро-Башкир-скую советскую республику. В мае 1920 г. огромная террито­рия республики была разделена на две автономные республи­ки с ограниченными правами.

В 1920—1922 гг. автономия предоставлялась киргизам, ма­рийцам, дагестанцам, бурятам, монголам, калмыкам, крым­ским татарам и пр. Наиболее широкая автономия была предо­ставлена Туркестану. В 1920 г. в Баку прошел съезд народов Востока, наметивший стратегию национально-государствен­ного строительства в этом регионе мира. К концу 1922 г. в РСФСР входило десять автономных республик и одиннадцать автономных областей. В конце 1922 г. правительство Дальне­восточной республики сложило с себя полномочия и переда­ло их Национальному Собранию. В ноябре 1922 г. дальневос­точные территории присоединились к РСФСР, что было дек­ретировано постановлением ВЦИК РСФСР.

Принятый 1 июня 1919 г. декрет ВЦИК провозглашал не­обходимость военного союза между социалистическими рес­публиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией, Латвией, Литвы и Крымом. Союз предусматривал объединение военной орга­низации и командования. Советов народного хозяйства, же­лезнодорожного управления, финансов, комиссариатов труда. Гражданская война помешала реализации проекта, од­нако модель «союза» была выработана.

В феврале 1920 г. была создана комиссия для разработки вопросов федеративного устройства РСФСР: на этой основе летом 1920 г. были образованы: Башкирская, Татарская, Казахская и Калмыцкая автономные республики.

Система двусторонних межреспубликанских договоров начала развиваться с 1920 г. В ноябре этого года был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объ­единение ведомств и функций обороны, экономики, внеш­ней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. В декабре 1920 г. аналогичный договор подпи­сали РСФСР и Украина, в январе 1921 г. - РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г. — РСФСР и Армения, в мае 1921 г. — РСФСР и Грузия.

Основу договоров составляло соглашение о тесном воен­ном и финансово-экономическом союзе республик. Полно­мочный орган РСФСР, ведавший определенной областью эко­номики и финансов, назначал своего представителя с правом решающего голоса в республиканский СНК. Другим вариан­том объединения было создание объединенных комиссариа­тов двух республик, эти комиссариаты входили в состав СНК РСФСР, а в составе республиканского (например, Украинско­го) правительства имеют своих уполномоченных. Соответст­венно республика посылала своих уполномоченных предста­вителей во ВЦИК РСФСР. Договоры с отдельными республи­ками содержали некоторые нюансы.

Договоры с тремя несоциалистическими республиками (Хорезмская, Бухарская, Дальневосточная) не включали по­ложения об объединении управленческих структур, отноше­ния между РСФСР и этими республиками строились скорее как международные, чем как федеративные. Две первые рес­публики войдут в состав СССР в процессе национально-госу-дарсгвенного размежевания в Средней Азии, а ДВР — после окончания гражданской войны на Дальнем Востоке (будет включена в состав РСФСР).

В апреле 1923 г. на партийном съезде ВКП(б) был одобрен выработанный еще в 1920 г. план разделения Европейской части России на 12 экономических районов, аАзиатской — на 9 регионов. Территориальный и экономический критерии внутреннего деления оттесняли критерии национальные. Этот план не был реализован.

В 1921—1922 гг. были ликвидированы таможенные грани­цы между республиками, и торговое пространство стало рас­сматриваться как внутригосударственное и единое. На общих принципах строилось налоговое законодательство. Респуб­лики осуществляли совместное финансирование многих хо-зяйс;венных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета. Законодательство РСФСР с согла­сия республик действовало на их территориях.

Одну из альтернативных форм объединения республик дал опыт Закавказья. Три закавказские республики образова­ли Федерацию социалистических советских республик Закавказья. В марте 1922 г. в Тифлисе был образован Высший эко­номический Совет республик Закавказья, принявший в свое ведение вопросы общей обороны, финансов, внешних свя­зей, управления экономикой и транспортом трех республик (Грузии, Армении, Азербайджана). Сложился территориаль­ный союз (конфедерация), имевший своим высшим органом Конференцию центральных исполнительных комитетов рес­публик. В декабре 1922 г. конфедеративный союз был преоб­разован в Закавказскую советскую федеративную социалис­тическую республику (ЗСФСР). Высшими органами власти стали Съезд Советов и ЦИК. Возникла новая (по сравнению с РСФСР) форма федерации, в которой составляющие ее со­юзные республики обладали более широкими правами, чем автономные в РСФСР (в области конституционного стро­ительства, вопросах гражданства и т. п.)

В августе 1922 г. для разработки модели новой федерации была создана комиссия из представителей ЦК РКП (б) и ЦК компартий республик. Предложенный для обсуждения про­ект Наркомнаца предусматривал вхождение Украины. Бело­руссии, Грузии, Азербайджана и Армении в состав РСФСР, сохранив органы последней в качестве федеративных («про­ект автономизации»). Тезисы были приняты комиссией ЦК РКП(б) в конце сентября. Однако В.И. Ленин отверг идею автономизации и предложил другой вариант: федеративные органы власти ставились над республиканскими, а в федера­цию объединялись равноправные, а не подчиненные РСФСР республики. В октябре новый проект был одобрен ЦК РКП(б). Утвержденные в конце ноября «Осчовные пункты Конституции», разработанные специальной комиссией, были направлены на обсуждение в союзные республики.

КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 Г.

Е декабре 1922 г. Первый съезд Советов СССР утвердил Дек­ларацию и Договор об образовании СССР, подписанные че­тырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. Каждая из республик уже имела свою конституцию.

Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесо­юзной конституции (проект был разработан в течение 1922 г.), которая и была утверждена Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 г. Возникшие в ходе ее разработки раз­ногласия по вопросам национально-государственного стро­ительства были урегулированы решением Двенадцатого съез­да РКП(б).

В феврале 1923 г. в проектной комиссии было сделано предложение преобразовать Совет национальностей (до этого входящий в Наркомнац как представительный орган разных национальностей) в орган СССР, превратив его во вторую палату ВЦИК. По одному проекту Совет должен был состоять из представителей всех (федеральных, автоном­ных) республик и автономных областей, по второму—только из представителей четырех федеративных республик. Была принята более сложная модель, позднее закрепленная в Кон­ституции.

Конституция Союза Советских Социалистических Рес­публик состояла из двух разделов: Декларации об образова­нии СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной политики Со-. ветского государства, на причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие). Договор состоял из одиннадцати глав: I. О предметах ведения верховных органов власти СССР; II. О суверенных правах союзных республик и о союзном граждан­стве; III. О Съезде Советов СССР; IV. О Центральном Испол­нительном Комитете СССР; V. О Президиуме ЦИК СССР; VI. О Совете Народных Комиссаров СССР; VII. О Верховном суде СССР; VIII. О народных комиссариатах СССР; IX. Об Объединенном Государственном политическом управлении;

X. О союзных республиках; XI. О гербе, флаге и столице СССР.

По Конституции в исключительное ведение Союза входи­ли внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Утверждение и изменение основных начал Конституции на­ходились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из


Союза, территория могла быть изменена только с её согла­сия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов (1 депутат от 25 000 избирателей) и от губернских съездов Советов (1 депу­тат от 125 000 избирателей).

В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирал­ся съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, составленного из представителей союзных и автономных республик (пять де­путатов от каждой) и автономных областей (по одному депу­тату от каждой). ЦИК работал в сессионном порядке, число председателей ЦИК СССР соответствовало числу союзных республик.

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим зако­нодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановле­ний съездов Советов союзных республик и отменять поста­новления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союз­ных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и рас­порядительный орган — Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР), в который входил председатель СНК, его замес­тители и десять наркомов. Наркомы руководили отдельными отраслями государственного управления. Пять наркоматов были общесоюзными: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Пять наркоматов были объединенными: ВСНХ, продовольст­вия, труда, финансов, РКИ. Общесоюзные наркоматы дейст­вовали на территории союзных республик через уполномо­ченных (уполномоченные общесоюзных наркоматов входи­ли с правом совещательного голоса в СНК республики), объ­единенные — через одноименные наркоматы союзных рес­публик. Ряд наркоматов были республиканскими: юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, просвеще­ния, социального обеспечения.

Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров (из несоюзных и объединенных комиссариатов), союзные комиссариаты имели в нем своих уполно­моченных. ЦИК союзной республики не мог приостанавли­вать решений СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК.

Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конститу­ционного суда. Право вносить изменения в Конституцию было предоставлено Всесоюзному съезду Советов, право ме­нять «неосновные начала» Конституции имели ВЦИК и его Президиум, обязанные предоставлять свои поправки на рати­фикацию Съезду.

Изменение статуса союзных республик в процессе образо­вания СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления.Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республики были представлены в структурах союзных орга­нов (Президиум ЦИК СССР, Совет Национальностей) ее представителями. Однако положения Конституции давали центру значительные полномочия для контролирования пе­риферии и были направлены на создание новой политичес­кой культуры, «пролетарской по содержанию и националь­ной по форме» (И.В. Сталин), на компромисс между комму­нистическими планами всеобщего объединения и националь­ными традициями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.190 (0.012 с.)