Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические принципы, методы и виды педагогических исследований. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Методология педагогической науки -это система или совокупность ценностных позиций, подходов, принципов организации, форм и методов исследования педагогической реальности. В этой методологии можно выделить два уровня. Первый уровень (более высокий) содержит ценностные позиции исследователей по отношению к педагогическим проблемам. А в качестве общенаучных методологических подходов ученые-педагоги чаще всего используют: системный, деятельностный, культурологический, антропологический и другие. Системный подход предполагает анализ внутренних и внешних связей педагогического объекта, рассмотрение всех его элементов с учетом их места и функций, предпосылок и последствий. Деятельностный подход предполагает рассмотрение педагогического объекта в процессе деятельности как основной формы активности человека, как главного способа существования и развития не только человека, но и общества в целом. Культурологический подход — основан на аксиологии, то есть на учении о ценностях и ценностных ориентациях человека. Исходит из того, что развитие человека обусловлено его связью с культурой как системой матери альных и духовных ценностей. Антропологический подход - это системное использование в педагогическом исследовании данных всех наук о человеке. Второй уровень методологии включает методы педагогического исследования, то есть определенные наборы операций, приемов, процедур, позволяющих получить, обработать и объяснить научные педагогические факты. Методы педагогического исследования можно подразделить на обшелогические и чисто научные: Общелогические методы применяются не только в научном познании. Это анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия и моделирование. Чисто научные методы в свою очередь подразделяются на методы эмпирического уровня исследования н методы теоретического уровня исследования. Методы эмпирического уровня исследования — это наблюдение, измерение, беседа, интервью, изучение продуктов деятельности и другие. Методы теоретического уровня исследования — это мысленный эксперимент. Идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический метод исследования и другие.
39. Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки и культуры. Ключевые тенденции современной социокультурной ситуации, которые определяют направления развития образования в мире: • Смена типа культурно-исторического наследования, то есть передачи (получения) подрастающим поколениям социального опыта. Если раньше детям предстояло во многом повторять образ жизни своих родителей, то в современных урбанизированных странах наблюдается значительно больший разрыв между поколениями. Этот разрыв заметен и в образах жизни, и в мировоззрении, и в личностных принципах. И это приходится учитывать при разработках образовательных систем. • Смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, включающему обыденное сознание (здравый смысл), мифологическое, религиозное, художественное и другие виды постижения реальности. И это проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе. • Изменение роли науки в обществе и смена научных парадигм. Ранее содержание познания в большей мере определялось объектом и в меньшей мере средствами, технологиями познавательной деятельности. В настоящее время процесс познания предполагает взаимосвязь знаний об объекте не только со средствами познания, но и с ценностно-целевыми установками субъекта как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности. • Рзвитие информационных технологий и мировой информационной системы. Их внедрение и развитие становится решающим условием модернизации не только производства, но и других сфер общественной жизни, включая образование. • Национально-культурная регионализация на фоне процессов интеграции и глобализации, которые раздвигают рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей и знаний. В современном белорусском обществе эта тенденция проявляется в следующем: а) необходимость дальнейшего социально-культурного развития белорусской нации, более активного утверждения национальных ценностей, в том числе через систему
б) необходимость обретения народом Беларуси новой профессиональной компетенции, новой технологической и общекультурной подготовки в соответствии с требованиями интеграционных процессов с Россией и Европейским сообществом; в) необходимость формирования умений жить в условиях открытого, динамичного общества с рыночными отношениями в экономике и демократией, то есть в условиях высокой степени неопределенности, автономного существования, готовности брать на себя ответственность за свою жизнь и судьбу своих близких, за будущее нации и государства.
40. Две основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования. Образование как социокультурный феномен выполняет в обществе два вида функций: • Функция воспроизводства — направлена на воспроизводство культуры, общественного опыта и способов деятельности в новых поколениях людей. • Функция развития — направлена на развитие, как личности человека, так и общества в целом. На практике эти функции всегда взаимосвязаны: • Образование — это один из способов вхождения человека • Образование — это средство социалиализации, становления и развития человека как личности. Благодаря образованию молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему.служит предпосылкой для формирования у молодых людей общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему они становятся сознательными гражданами страны. • Образование — это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс ее профессионализации и самоутверждения. Образование обеспечивает социальную мобильность людей, часто открывает доступ к престижным должностям и званиям, является средством достижения успеха в обществе • Образование — это фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и социального прогресса.Благодаря связи образования с наукой происходит накопление интеллектуального и духовно-нравственного потенциала для формирования тенденций научно-технического развития и перспектив дальнейшего совершенствования общества. 41. Основные направления модернизации образования в современном мире. Основные глобальные тенденции развития мирового образования: • Демократизация образования (обеспечение доступности образования для всего населения, предоставление большей самостоятельности учебным заведениям). • Разрастание рынка образовательных услуг, платных форм обучения, увеличение продолжительности обучения. • Расширение сети высшего образования, его приближение к потребителям. • Образование становится приоритетным объектом финансирования во во многих странах. • Отход от ориентации на «среднего» ученика, повышение интереса к одаренным молодым людям. • Существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей. Важное значение приобретают крупные международные проекты и программы в сфере образования
Основные направления развития современных систем образования: • Гуманизация образования — ориентация на развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Гуманитаризация образования — ориентация на содержание образования, позволяющее выпускникам решать профессиональные проблемы без нанесения ущерба че ловеку; позволяющее хорошо знать языки, историю и культуру, чтобы свободно общаться с людьми разных национальностей. • Диверсификация образования — расширение многообразия учебных заведений, образовательных программ и типов управления. • Стандартизация образования — ориентация на реали^ зацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин. • Многоуровневость образования — где каждый уровень (этап) имеет свои цели, сроки и качественную завершенность в форме выдачи соответствующих дипломов.
• Фундаментализация образования — углубление научно-теоретических знаний по изучаемым дисциплинам. • Информатизация образования — прогрессирующее использование в образовательном процессе информационных технологий, вычислительной техники, компьютеров. • Непрерывность образования — заключается в постоянном образовании или самообразовании в течение всей жизни.
42. Общая характеристика Кодекса Республики Беларусь об образовании. Государственная политика в сфере образования основывается на принципах: - приоритета образования, прав человека; - обеспечения равного доступа к получению образования; - обязательности общего базового образования; - поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства и др. Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются: - обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования; - обеспечение доступности образования на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования; - осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию; - осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих; - обеспечение равенства белорусского и русского языков; - обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания.
В учреждениях образования не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций. Образование может быть получено в очной, заочной формах получения образования и в форме соискательства. 43. Структура национальной системы образования и характеристика его уровней. Национальная система образования в Республике Беларусь включает: · участников образовательного процесса; · образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; · образовательные учреждения; · органы управления образованием. Образовательные учреждения осуществляют: o дошкольное воспитание - –уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста (до 6 лет) в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта; o общее среднее образование – уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе; o внешкольное обучение и воспитание— обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования; o профессионально-техническое образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием, служащего с профессионально-техническим образованием.; o среднее специальное образование — уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, курсанта, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста (рабочего) со средним специальным образованием; o высшее образование – уровень основного образования, обеспечивающий подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности.; o подготовку научных и научно-педагогических кадров; o повышение квалификации и переподготовку кадров.
44. Необходимость совершенствования среднего специального и высшего образования Профессионально-техническое образование имеет целью подготовку рабочих кадров, приобретение гражданами трудовых и профессиональных умений в сочетаний с общим образованием, духовным и физическим развитием. Дальнейшее совершенствование структур профессионально-технического образования предполагает увеличение числа профессиональных лицеев и профессионально-технических колледжей.
Профессиональный лицей призван обеспечить не только профессионально-техническое, но и полноценное, профессионально ориентированное общее среднее образование, дающее возможность поступать в высшие учебные заведения. Профессионально-технический колледж должен обеспечивать профессионально-техническое, общее среднее и среднее специальное образование. Часть выпускников таких колледжей получают возможность продолжения обучения в высших учебных заведениях по сокращенным срокам. Государственная «Концепция развития профессионально-технического образования в Республике Беларусь» (2000 год) предполагает формирование доступной, открытой, гибкой системы профессионального обучения, учитывающей требования рынка труда и запросы личности, обеспечивающей бесплатное получение профессии, а также общего среднего образования, позволяющего продолжить обучение в системе среднего специального образования или высшего образования. Основные задачи дальнейшего развития среднего специального образования: • Обеспечение мобильности и вариативности программ обучения; • Обеспечение более тесной интеграции с высшим и профессионально-техническим образованием. Ключевым направлением нашего международного сотрудничества в области высшего образования является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ. Другое направление — это интеграция в Европейское образовательное пространство. Реформирование белоруской высшей школы сопровождается в последнее время также следующими новшествами: • Прием в вузы по результатам централизованного тестирования и письменных экзаменов вместо устных. • Переход на десятибалльную систему оценки знаний (компетенций) студентов с использованием тестового контроля и рейтинговых показателей. • Расширение на базе информационных технологий дистанционного образования и практики экстерната. • Увеличение доли управляемой самостоятельной работы студентов за счет снижения объема аудиторной учебной нагрузки. • Замена контрольных работ у заочников на компьютерное тестирование и т.п.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.126.56 (0.034 с.) |