Методологические принципы, методы и виды педагогических исследований. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические принципы, методы и виды педагогических исследований.



Методология педагогической науки -это система или совокупность ценностных позиций, подходов, принципов организации, форм и методов исследования педагогической реальности. В этой методологии можно выде­лить два уровня.

Первый уровень (более высокий) содержит ценност­ные позиции исследователей по отношению к педагоги­ческим проблемам. А в качестве общенаучных методологических подходов ученые-педагоги чаще всего используют: сис­темный, деятельностный, культурологический, антро­пологический и другие.

Системный подход предполагает анализ внутренних и внешних связей педагогического объекта, рассмотрение всех его элементов с учетом их места и функций, пред­посылок и последствий.

Деятельностный подход предполагает рассмотрение педагогического объекта в процессе деятельности как ос­новной формы активности человека, как главного спо­соба существования и развития не только человека, но и общества в целом.

Культурологический подход — основан на аксиологии, то есть на учении о ценностях и ценностных ориентациях человека. Исходит из того, что развитие человека обусловлено его связью с культурой как системой матери альных и духовных ценностей.

Антропологический подход - это системное использование в педагогическом исследовании данных всех наук о человеке.

Второй уровень методологии включает методы педаго­гического исследования, то есть определенные наборы операций, приемов, процедур, позволяющих получить, обработать и объяснить научные педагогические факты.

Методы педагогического исследования можно подраз­делить на обшелогические и чисто научные:

Общелогические методы применяются не только в на­учном познании. Это анализ и синтез, индукция и де­дукция, абстрагирование, обобщение, аналогия и моде­лирование.

Чисто научные методы в свою очередь подразделяются на методы эмпирического уровня исследования н мето­ды теоретического уровня исследования.

Методы эмпирического уровня исследования — это на­блюдение, измерение, беседа, интервью, изучение про­дуктов деятельности и другие.

Методы теоретического уровня исследования — это мыс­ленный эксперимент. Идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному, историче­ский метод исследования и другие.

39. Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки и культуры.

Ключевые тенденции современной социокультурной си­туации, которые определяют направления развития об­разования в мире:

Смена типа культурно-исторического наследования, то есть передачи (получения) подрастающим поколениям социального опыта. Если раньше детям предстояло во мно­гом повторять образ жизни своих родителей, то в совре­менных урбанизированных странах наблюдается значитель­но больший разрыв между поколениями. Этот разрыв заме­тен и в образах жизни, и в мировоззрении, и в личностных принципах. И это приходится учитывать при разработках образовательных систем.

Смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, вклю­чающему обыденное сознание (здравый смысл), мифо­логическое, религиозное, художественное и другие виды постижения реальности. И это проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе.

Изменение роли науки в обществе и смена научных па­радигм. Ранее содержание познания в большей мере опре­делялось объектом и в меньшей мере средствами, техноло­гиями познавательной деятельности. В настоящее время про­цесс познания предполагает взаимосвязь знаний об объекте не только со средствами познания, но и с ценностно-целе­выми установками субъекта как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности.

Рзвитие информационных технологий и мировой инфор­мационной системы. Их внедрение и развитие становится решающим условием модернизации не только производ­ства, но и других сфер общественной жизни, включая образование.

Национально-культурная регионализация на фоне про­цессов интеграции и глобализации, которые раздвигают рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей и знаний. В со­временном белорусском обществе эта тенденция проявля­ется в следующем:

а) необходимость дальнейшего социально-культурного развития белорусской нации, более активного утвержде­ния национальных ценностей, в том числе через систему
образования;

б) необходимость обретения народом Беларуси но­вой профессиональной компетенции, новой технологи­ческой и общекультурной подготовки в соответствии с требованиями интеграционных процессов с Россией и Европейским сообществом;

в) необходимость формирования умений жить в усло­виях открытого, динамичного общества с рыночными от­ношениями в экономике и демократией, то есть в условиях высокой степени неопределенности, автономного сущест­вования, готовности брать на себя ответственность за свою жизнь и судьбу своих близких, за будущее нации и госу­дарства.

 

40. Две основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования.

Образование как социокультурный феномен выполняет в обществе два вида функций:

Функция воспроизводства — направлена на воспроиз­водство культуры, общественного опыта и способов дея­тельности в новых поколениях людей.

Функция развития — направлена на развитие, как личности человека, так и общества в целом.

На практике эти функции всегда взаимосвязаны:

Образование — это один из способов вхождения человека
в мир культуры.
У молодого поколения формируется ответственное отношение к усвоению, сохра­нению и обогащению как национального, так и общечело­веческого культурного наследия.

Образование — это средство социалиализации, станов­ления и развития человека как личности. Благодаря образова­нию молодежь приобщается к жизни общества, социали­зируется и интегрируется в социальную систему.служит предпосылкой для формирования у молодых людей общеразделяемой сис­темы ценностей, благодаря чему они становятся созна­тельными гражданами страны.

Образование — это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс ее профессионализации и са­моутверждения. Образова­ние обеспечивает социальную мобильность людей, часто открывает доступ к престижным должностям и званиям, является средством достижения успеха в обществе

• Образование — это фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и социального про­гресса.Благодаря связи образования с наукой происходит накопление интеллектуального и духовно-нравственного по­тенциала для формирования тенденций научно-техниче­ского развития и перспектив дальнейшего совершенство­вания общества.

41. Основные направления модернизации образования в современном мире.

Основные глобальные тенденции развития мирового об­разования:

• Демократизация образования (обеспечение доступ­ности образования для всего населения, предоставление большей самостоятельности учебным заведениям).

• Разрастание рынка образовательных услуг, платных форм обучения, увеличение продолжительности обучения.

• Расширение сети высшего образования, его прибли­жение к потребителям.

• Образование становится приоритетным объектом фи­нансирования во во многих странах.

• Отход от ориентации на «среднего» ученика, повыше­ние интереса к одаренным молодым людям.

• Существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей.

Важное значение приобретают крупные международ­ные проекты и программы в сфере образования

Основные направления развития современных систем образования:

Гуманизация образования — ориентация на развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственно­го достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманитаризация образования — ориентация на содер­жание образования, позволяющее выпускникам решать профессиональные проблемы без нанесения ущерба че ловеку; позволяющее хорошо знать языки, историю и куль­туру, чтобы свободно общаться с людьми разных нацио­нальностей.

Диверсификация образования — расширение многооб­разия учебных заведений, образовательных программ и типов управления.

Стандартизация образования — ориентация на реали^ зацию, прежде всего, государственного образовательно­го стандарта — набора обязательных учебных дисциплин.

Многоуровневость образования — где каждый уровень (этап) имеет свои цели, сроки и качественную завер­шенность в форме выдачи соответствующих дипломов.

 

Фундаментализация образования — углубление науч­но-теоретических знаний по изучаемым дисциплинам.

Информатизация образования — прогрессирующее ис­пользование в образовательном процессе информацион­ных технологий, вычислительной техники, компьютеров.

Непрерывность образования — заключается в постоянном образовании или самообразовании в течение всей жизни.

 

42. Общая характеристика Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:

- приоритета образования, прав человека;

- обеспечения равного доступа к получению образования;

- обязательности общего базового образования;

- поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства и др.

Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:

- обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования;

- обеспечение доступности образования на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;

- осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;

- осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;

- обеспечение равенства белорусского и русского языков;

- обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания.

В учреждениях образования не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

Образование может быть получено в очной, заочной формах получения образования и в форме соискательства.

43. Структура национальной системы образования и характеристика его уровней.

Национальная система образования в Республике Бела­русь включает:

· участников образовательного процесса;

· образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

· образовательные учреждения;

· органы управления образованием.

Образовательные учреждения осуществляют:

o дошкольное воспитание - –уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста (до 6 лет) в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта;

o общее среднее образование – уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе;

o внешкольное обучение и воспитание— обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования;

o профессионально-техническое образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием, служащего с профессионально-техническим образованием.;

o среднее специальное образование — уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, курсанта, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста (рабочего) со средним специальным образованием;

o высшее образование – уровень основного образования, обеспечивающий подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности.;

o подготовку научных и научно-педагогических кадров;

o повышение квалификации и переподготовку кадров.

 

44. Необходимость совершенствования среднего специального и высшего образования

Профессионально-техническое образование имеет целью подготовку рабочих кадров, приобретение гражданами трудовых и профессиональных умений в сочетаний с об­щим образованием, духовным и физическим развитием.

Дальнейшее совершенствование структур профессио­нально-технического образования предполагает увеличение числа профессиональных лицеев и профессионально-тех­нических колледжей.

Профессиональный лицей призван обеспечить не толь­ко профессионально-техническое, но и полноценное, профессионально ориентированное общее среднее обра­зование, дающее возможность поступать в высшие учеб­ные заведения.

Профессионально-технический колледж должен обеспе­чивать профессионально-техническое, общее среднее и сред­нее специальное образование. Часть выпускников таких кол­леджей получают возможность продолжения обучения в высших учебных заведениях по сокращенным срокам.

Государственная «Концепция развития профессиональ­но-технического образования в Республике Беларусь» (2000 год) предполагает формирование доступной, от­крытой, гибкой системы профессионального обучения, учитывающей требования рынка труда и запросы лично­сти, обеспечивающей бесплатное получение профессии, а также общего среднего образования, позволяющего про­должить обучение в системе среднего специального об­разования или высшего образования.

Основные задачи дальнейшего развития среднего спе­циального образования:

• Обеспечение мобильности и вариативности программ обучения;

• Обеспечение более тесной интеграции с высшим и профессионально-техническим образованием.

Клю­чевым направлением нашего международного сотрудниче­ства в области высшего образования является создание еди­ного образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ.

Другое направление — это интеграция в Европейское обра­зовательное пространство.

Реформирование белоруской высшей школы сопровож­дается в последнее время также следующими новшествами:

• Прием в вузы по результатам централизованного тес­тирования и письменных экзаменов вместо устных.

• Переход на десятибалльную систему оценки знаний (компетенций) студентов с использованием тестового контроля и рейтинговых показателей.

• Расширение на базе информационных технологий дистанционного образования и практики экстерната.

• Увеличение доли управляемой самостоятельной ра­боты студентов за счет снижения объема аудиторной учеб­ной нагрузки.

• Замена контрольных работ у заочников на компью­терное тестирование и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.126.56 (0.034 с.)