![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Михаил евграфович салтыков-щедрин. Сказки. «история одного города».
Хроника жизни и творчества. 1826, 15 (27) января. Родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. 1838-1844. Учёба в Царскосельском лицее. 1844. Зачислен в штат канцелярии военного ведомства. 1847. Начал сотрудничать с журналами «Современник» и «Отечественные записки». 1848-1855. Ссылка в Вятку. 1856. Женитьба на Елизавете Аполлоновне Болтиной. 1856-1857. В журнале «Русский вестник» публикует сатирический цикл «Губернские очерки». Подписался «Н.Щедрин». 1858. Назначен вице-губернатором в Рязань. 1860-1862. Вице-губернатор Твери. 1862-1864. Входит в состав редакции журнала «Современник». 1866. Вступает в должность управляющего Тульской казённой палатой. 1867. Переезжает в Рязань, служит в качестве управляющего казённой палатой. 1868. Получает отставку, входит в состав редакции журнала «Отечественные записки», возглавляемой Н.А.Некрасовым. 1869-1870. Публикует в «Отечественных записках» роман «История одного города». 1878. Утверждён редактором «Отечественных записок». 1880. Опубликован роман «Господа Головлёвы». 1887-1889. В «Вестнике Европы» напечатан роман «Пошехонская старина». 1889, 28 апреля (10 мая). Умер, похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.
Сатирическая традиция в русской литературе Избрать в русской литературе путь обличителя – значит заранее обделить себя, сознательно идя на определённую конфронтацию с властями, на жертвы во имя правды и справедливости. Об этом писал Н.А.Некрасов в стихотворении «Блажен незлобивый поэт…» Сатирическое творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина продолжает традиции сочинителей ХУIII века Кантемира, Фонвизина, Радищева, Крылова, а также писателей начала ХIХ века Грибоедова, Пушкина, Гоголя. Щедрину свойственно обличение недостатков и пороков дворянской верхушки, осуждение рабской покорности людей из народа, передача абсурдности происходящего через иносказания, Эзопов язык, различного рода художественные преувеличения, привлечение сказочных или даже фантастических элементов в рассказ о реальности. Творчество Щедрина получило продолжение и развитие в сатирических произведениях таких писателей ХХ века, как Саша Чёрный, Тэффи, Аверченко, Маяковский, Зощенко, Булгаков, Ильф и Петров, Замятин, Платонов. В современной литературе его традиции развивают Кунин, Жванецкий, Альтов, Задорнов, Войнович и др.
Терминология и понятийный аппарат Комическое – есть результат несоответствия между целями и средствами их достижения, формой и содержанием, действиями и обстоятельствами, сущностью и формами её проявления, причинами и последствиями и т.п. Юмор – дружелюбный смех над явлениями, не противоречащими идеалу. Объект юмора, даже если подвержен критике, в целом сохраняет свою привлекательность. Сатира – бичевание пороков оружием смеха. Сатира отрицает осмеиваемое явление с целью противопоставления ему идеала. Сатира может быть смешной или несмешной, даже страшной. Сатирические приёмы: · язык аллегорий и иносказаний – эзопов язык. Это художественная речь, выявляющая скрытый смысл через иносказание, подтекст, недосказанность, аллегорию, замену одних понятий или предметов другими; · ирония – способ осмеяния со скрытой оценкой, когда истинный смысл не прямой, а подразумеваемый; · сарказм – предельно едкая, язвительная, злая ирония, изобличающая особо опасные явления; · пародия – частичное подражание оригиналу с осмеянием его смысла и стиля. Выразительные средства сатирического изображения: · контраст (антитеза, парадокс) – резкое противопоставление явлений, предметов. Понятий, образов; · гипербола – чрезмерное преувеличение; · гротеск – предельная гипербола, приобретающая фантастический, сказочный характер.
Сатирические сказки Щедрина и их особенности Жанр сатирических сказок «для детей изрядного возраста», как сам Щедрин назвал этот цикл своих произведений, - это несомненно художественное открытие писателя. Сюжет и смысл сказок двойственны: они обычно имеют конкретный исторический или политический аспект, но при этом обращены ещё и к универсальным истинам, вечным темам, вопросам общечеловеческим, нравственным. Композиция и стилистика сказок также двойственны: с одной стороны, используются компоненты приближения к жанрам народной сказки (зачин, концовка, третичная композиция, герои-животные, сказочная лексика, борьба добра и зла и т.п.), с другой стороны, искусно вплетаются в повествование признаки авторского литературного произведения, политические или бытовые подробности современной жизни, передача чиновничьей, канцелярской лексики, современные сюжеты.
В сказках Щедрина, как и в произведениях Гоголя, переплетаются, становятся неразличимыми подробности реальной жизни и элементы чудес, фантастики.
Сатирический роман «История одного города» Это новаторское произведение – сатирический роман, фантасмагория, написанная в форме пародии на историческую хронику – летопись истории вымышленного провинциального города Глупов, в котором за 95 лет сменилось 22 градоначальника. Самой формой произведения пародируется официальная историческая монография типа «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина: от общего исторического очерка – к жизнеописанию отдельных правителей. После вступительных глав автор даёт совершенно анекдотическое и в то же время местами страшноватое краткое описание каждого из 22-х градоначальников («Опись градоначальников…»). В романе абсурдно всё: абсурдны, прежде всего, градоначальники, тупые и безголовые (порой в прямом смысле), жадные и развратные, жестокие солдафоны, главные занятия которых – объедание, прелюбодеяние, сбор недоимок и сечение граждан; абсурдны и смешны даже смерти градоначальников: один заеден клопами в собственной постели, другой переломлен пополам бурей вследствие высокого роста и худобы, третий умер от объедания во время всеобщего голода, четвёртый съеден сам, пятый совершал столько прелюбодеяний, что в итоге умер от истощения сил; абсурдно и беспрекословное повиновение глуповцев, предки которых – головотяпы – основали город на болотине (намёк на строительство Петербурга) в доисторические времена, добровольно променяв собственную свободу на подчинение княжеской власти; наконец, абсурдным выглядит необыкновенно-спокойный, размеренный и серьёзный стиль повествования летописцев о творящемся в Глупове идиотизме и беспределе, что приводит читателя к мысли о привычке ко всему и способности не удивляться даже самой дикой небывальщине. Авторский эзопов язык доводит повествование до гротеска. Смешением черт и примет Щедрин рисует не просто картину жизни безумного города, но сатирический обобщённый образ всей России. Перенеся действие в недавнюю историю (на сто лет назад), автор подразумевает происходящее сегодня и скорбит о настоящем и будущем. Когда и либеральные, и реакционные критики обвинили писателя в осмеянии народа и глумлении над его историей и родиной, сатирик ответил: «Изображая жизнь под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а не веселонравия». Не Щедрин глумится над народом и историей, а сама история глумится над народом. Однако по Щедрину, в народных несчастьях виновата не только власть, виноват и сам народ, пассивный, превратившийся в стадо или рой, согласный на всё, раз за разом добровольно подставляющий себя под очередные «сечения». Предостережения писателя оказались пророческими: исторический грех пассивности до сих пор тяготеет над российским народом. Роман Щедрина – это пародия на русскую жизнь, остающуюся неизменной под игом любого очередного безумия.
Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» Хроника жизни и творчества 1821, 30 октября (11 ноября). Родился в Москве. 1838-1843. Годы учения в Главном инженерном училище в Петербурге (Михайловский замок). 1846. Знакомство с В.Г.Белинским и Н.А.Некрасовым. Публикация в «Петербургском сборнике» первого романа «Бедные люди». 1847. Входит в кружок М.В.Петрашевского. 1848. Повесть «Белые ночи». 1849, апрель. Арест с группой петрашевцев, приговорён к смертной казни. В декабре на эшафоте был помилован и сослан на четыре года на каторгу. 1850-1854. Каторжные работы в Омском остроге. Вынашивание литературных замыслов, в том числе – будущего романа «Преступление и наказание». 1854-1859. Жизнь в Семипалатинске до получения разрешения вернуться в Петербург. 1860. Очерки «Записки из Мёртвого дома». 1861. Роман «Униженные и оскорблённые». 1861-1863. Издание вместе с братом М.М.Достоевским журнала «Время». 1864-1865. Издание журнала «Эпоха». 1866. Романы «Преступление и наказание» и «Игрок». 1868. Роман «Идиот». 1870-1871. Роман «Бесы». 1873. Работа в качестве ответственного редактора журнала «Гражданин», где печатается «Дневник писателя». 1874-1875. Роман «Подросток». 1878-1879. Роман «Братья Карамазовы». 1880, 28 мая (8 июня). Речь на торжествах по случаю открытия памятника Пушкину в Москве. 1881, 28 января (9 февраля). Умер в Петербурге, похоронен Александро-Невской лавре.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.29.151 (0.018 с.) |