Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической нод по постановке звука Х у детей 4-7 лет.
Тема: «Звук Х» (Постановка звука Х от звука К)
(Лексическая тема: «Играем вместе с Хрюшей»)
Цель: Постановка звука Х
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Х;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Г, схема характеристики звука, мяч, игрушка или большая картинка ХРЮША,
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область
| Вид деятельности
| Содержание деятельности
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| 1. Организационный момент
Логопед: Малыш, привет! Сегодня к нам в гости пришел ХРЮША. (выставляется картинка или игрушка).
Хрюша – ведущий программы на телевидении, он ведет программу «Спокойной ночи, малыши!»
А ты бы хотел стать телеведущим? (ДА) Чтобы стать ведущим на телевидении, нужно красиво и правильно говорить. Будем учиться правильно произносить все звуки? (ДА) А Хрюша нам будет помогать.
| Физическое развитие
Речевое развитие
| Двигательная деятельность
Речевая деятельность
| 2. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Хрюша предлагает тебе сыграть в веселую игру на внимание.
Пальчиковая игра «Ухо-нос»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот», т.е. правой рукой возьмитесь за кончик носа, а левой рукой за правое ухо. И т.д.
НУ, КТО ЗДЕСЬ САМЫЙ БЫСТРЫЙ И ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: А теперь Хрюша хочет нас познакомить с новой дыхательной гимнастикой (по Е.Ф. Архиповой)
- Вдох через одну ноздрю – выдох через другую,
- Вдох через одну ноздрю – выдох через обе ноздри,
- Вдох через одну ноздрю – выдох через рот в положении «трубочка»,
- Вдох через нос – выдох через рот в положении «трубочка» толчками порционно.
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Артикуляционная гимнастика
Логопед: Хрюша, а теперь мы тебе покажем гимнастику на звук Х:
Гимнастика для звуков К,Г,Х.
1. Покусать язык.
• Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
2. «Наказать непослушный язык»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)
3. «Лопаточка»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
4. «Горка»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
5. «Горку построим — горку разрушим»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
6. «Ветерок дует с горки»
• Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Малыш, ты рад, что ХРЮША пришел к нам в гости? Покажи? (РАДОСТЬ) Тебе будет грустно с ним расставаться? Покажи? (ГРУСТЬ). Не грусти, ХРЮША еще придет к нам в гости. Быть может даже завтра! Удивись! (УДИВЛЕНИЕ).
| Физическое развитие,
Речевое развитие
| Двигательная деятельность
Речевая деятельность
| - Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Малыш, ты помнишь, какую передачу ведет ХРЮША.
СПОКОЙНОЙ НОЧИ, МАЛЫШИ!
Давай скажем эту фразу громко, тихо, медленно, быстро, радостно, грустно, восклицательно, вопросительно и др.
| Речевое развитие, Познавательное развитие
| Речевая деятельность
Познавательная деятельность
| 7. Постановка звука Х
Логопед: А теперь давай потренируемся произносить звук Х, а ХРЮША посмотрит, хорошо ли у тебя получается.
Постановка звука /Х/ от правильного /К/.
Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук /К/. В это время получается сочетание «кх». Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук /Х/, после чего отрываем /К/ от/Х/. Получается /Х/.
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Артикуляционный уклад звука Х
Логопед: Посмотри в зеркало, как правильно произносится звук [х], нам сейчас напомнит ХРЮША:
При артикуляции звука [ Х ]
— губки и зубки свободны;
— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;
— горлышко «молчит».
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Х и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Х.
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Характеристика звука Х
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился.
Логопед: Какой звук Х?
Звук Х– согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: ХРЮША предлагает тебе немного размяться и поиграть с мячом.
Игра называется «Скажи ласково»
НОС - …носик
ГЛАЗ - … глазик
РОТ - … ротик
УХО - …ушко
РУКА - …ручка
НОГА - …ножка
ЖИВОТ - …животик
СПИНА - …спинка
БРОВИ - …бровки
И др.
| Познавательное развитие
| Игровая деятельность Познавательная деятельность
| - Игры на развитие ВПФ
Логопед: Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?
Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).
— В каком месте слова слышится звук [х]? (в начале слова)
С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ).
— В каком месте слова слышится звук [х]? (в конце слова)
Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)
— В каком месте слова слышится звук [х]? (В этом слове нет звука Х, ХРЮША ПОШУТИЛ).
Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).
— В каком месте слова слышится звук [х]? (в середине слова)
| Познавательное развитие
| Умственная деятельность, игровая деятельность
| 12. Игры на развитие фонематического слуха.
Логопед: Давай поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».
Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.
Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х].
Салат – халат,
голод – холод,
сор – хор,
год – ход,
свалить – хвалить,
гудеть – худеть,
Глеб – хлеб.
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Итог НОД, оценка работы ребенка
Логопед: Малыш, тебе понравилось играть с Хрюшей? Чему ты научился? Что у тебя получается лучше всего? ТЫ МОЛОДЕЦ!
| Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
| Речевая деятельность Изо-деятельность
| - Домашнее задание
Логопед: Хрюше тоже понравилось с тобой играть, за это он дарит тебе РАСКРАСКУ. (см. ниже)
| Социально-коммуникативное развитие
| Трудовая деятельность
| - Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД
|
|