![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельностиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
Структура рабочей программы учебного предмета, курса является формой представления учебного предмета, курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала. Далее представлены изменения ФГОС основного общего образования, касающиеся требований к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности. С целью проведения корректировки основной образовательной программы основного общего образования изменения представлены в табличном варианте в сравнении с действующей редакцией ФГОС основного общего образования от 31.12.2015 г. №1576, 1577, 1578 (таблица 1). При разработке рабочих программ можно использовать конструктор рабочих программ, предложенный при общественном обсуждении основных образовательных программ общего образования на соответствующем портале (http://edu.crowdexpert.ru).
Таблица 1 Структура рабочей программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности (с изм. в н. 18.2.2 ФГОС основного общего образования)
Работа учителей по проектированию рабочих программ требует особого внимания к планируемым метапредметным результатам и их оцениванию. Рекомендации по формированию содержании рабочих программ учебных предметов, курсов Изменения ФГОС основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 31.12.2015 г. № 1577); показывают наличие ряда позиций, характерных для основной образовательной программы основного общего образования. Во-первых, выделяются отдельно изменения для адаптированной образовательной программы основного общего и среднего общего образования в части личностных, метапредметных и предметных результатов. Изменения, касающиеся планируемых результатов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вносятся в адаптированную образовательную программу основного общего образования. Во-вторых, выделены обязательные предметные области и учебные предметы: русский язык и литература, иностранный язык, второй иностранный язык (для уровня основного образования), математика и информатика. В-третьих, внесены изменения в предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержание рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности представлено в таблице 2, где п. 1. «Содержание рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности основного общего образования», п. 2. «Соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности содержанию основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации». Таблица 2 Рекомендации по формированию содержания рабочих программ учебных предметов, курсов
В структуру рабочих программ учебных предметов, курсов локальным нормативным актом образовательной организации могут быть включены дополнительные разделы. Например, календарно-тематическое планирование по учебному предмету, курсу; оценочные материалы. Ниже предлагается рекомендации по содержанию данных разделов. Структура рабочих программ учебных предметов, курсов утверждается локальным нормативным актом образовательной организации и может включать следующие компоненты: - титульный лист; - пояснительная записка; - содержание программы учебного курса; - календарно-тематическое планирование; - требования к уровню подготовки учащихся; - реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей;
- характеристика контрольно-измерительных материалов; - учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся. Рабочая программа учебных предметов, курсов определяет объём, порядок, содержание изучения учебных предметов, курсов. Титульный лист должен содержать полное наименование общеобразовательной организации в соответствии с уставом; наименование учебного предмета, курса; указания на принадлежность рабочей программы учебного предмета, курса к уровню общего образования; срок реализации данной рабочей программы учебного предмета, курса; сведения о разработчике (разработчиках) (Ф.И.О, должность); год утверждения рабочей программы учебного предмета, курса. Приложение №3 В пояснительной записке раскрывается статус документа, его структура, даётся общая характеристика учебного предмета, курса, его место в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется роли конкретного учебного предмета, курса в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности, ключевых компетенций учащихся. В пояснительной записке, отражаются те изменения, которые вносит учитель с учётом особенностей контингента учащихся, целевых ориентиров учебного предмета (курса), особенностей образовательной организации, а также требований к уровню подготовки учащихся, с учётом внесённых изменений. Основное содержание раскрывает необходимый уровень знаний, умений и навыков, который формируется у учащихся. Календарно-тематическое планирование. В данный раздел включается календарно-тематическое планирование, структура может состоять из следующих блоков: тема (раздел) (количество часов); тема каждого урока; дата проведения урока. В календарно-тематическое планирование с учётом особенностей учебного предмета, курса рекомендуется включать элементы содержательной и практической составляющих, которые позволят обеспечить функционально-прикладной характер обучения по учебному предмету, курсу.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам изучения предмета, курса: учащиеся должны знать / понимать (даётся перечень необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знаний); уметь (даётся перечень конкретных умений и навыков данного учебного предмета, курса, основанной на более сложной, чем воспроизведение, деятельности: анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности (группа умений, которыми учащийся может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне образовательной деятельности). При этом допускается внесение в рабочую программу учебного предмета, курса дополнительного материала, расширяющего и углубляющего знания учащихся. Рекомендуется определять требования к уровню подготовки учащихся, по итогам каждого года обучения. Планируемые результаты в предметной области «Технология» прописаны в примерной основной образовательной программе. По окончании курса технологии в основной школе, в зависимости от направления обучения, учащиеся овладевают: - безопасными приемами пользования инструментами, машинами, электробытовыми приборами; - специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки конструкционных материалов, пищевых продуктов, текстильных материалов, технологий сельскохозяйственного производства; - способами изготовления и художественного оформления изделий; - технологиями ведения домашнего хозяйства; - сведениями об основных производственных и сельскохозяйственных профессиях, профессиях сферы сервиса. Содержание программ по технологии обеспечивает развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения. Занятия по технологии могут проводиться в школьных кабинетах и мастерских, а также в межшкольных учебных комбинатах. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования. При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на предприятия с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда. При изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» желательно посетить Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения, видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет для показа современных достижений техники и технологий. Технологическая подготовка на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности. Для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную. Общетехнологическая подготовка осуществляется интегрировано со специальной технологической подготовкой в выбранной школьником сфере профессиональной деятельности. Содержание общетехнологической подготовки включает основные компоненты содержания программы, разработанной для базового уровня, и носит инвариантный характер изучаемым сферам, технологиям и профилям трудовой деятельности. Практическая деятельность учащихся при освоении общетехнологической составляющей должна быть связана с соответствующей сферой или профилем осваиваемой трудовой деятельности. Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию. Специальная технологическая подготовка в общеобразовательных учреждениях может осуществляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности, востребованным в регионах на рынке труда. При увеличении количества учебных часов, наличии необходимой учебно-материальной базы, педагогических кадров, по желанию учащихся и их родителей, с учетом потребностей регионального рынка труда такая подготовка может быть заменена начальной профессиональной подготовкой по профессиям (специальностям), соответствующим перечисленным направлениям. Рекомендации по работе с одаренными детьми и профессиональной ориентации школьников Одним из направлений педагогической деятельности учителя технологии является работа с одаренными детьми. Выявление уровня технологических знаний и умений, творческих способностей у обучающихся; привлечение школьников к выполнению общественно значимых и практически важных проектных заданий; поощрение наиболее способных и одаренных учащихся, - все эти направления решаются при проведении олимпиад по учебному предмету. Олимпиада является мощным средством развития творческих способностей обучающихся. Основными целями и задачами олимпиады являются: Повышение престижности и качества технологической подготовки школьников; Выявление и поощрение наиболее способных учащихся и творчески работающих учителей технологии. Олимпиады включают тестирование учащихся, выполнение практических работ, презентацию проектов. В олимпиаде принимают участие учащиеся 5-6 (на школьном этапе) 7-9, 10-11 (на муниципальном этапах) классов общеобразовательных учреждений. Тесты для учащихся должны отражать все разделы минимума содержания, федерального компонента государственного стандарта по технологии и программ основного общего и среднего (полного) общего образования. Практические работы должны показать, что участники олимпиады обладают определенными знаниями и умениями чертить простые принципиальные электрические цепи, собирать цепи, по заданным чертежам изделия составлять план действий, изготавливать изделия в соответствии с заданными размерами, пользоваться измерительными приборами. Модернизация содержания всероссийской олимпиады школьников по технологии через введение (расширение) номинаций по наиболее интересным и перспективным технологическим направлениям, ее преобразование (с использованием опыта Ворлдскиллс) в конкурс выполнения заданий, выявляющий способности формулировать прикладные задачи и проектировать их решения. В связи с модернизацией предметной области «Технология» будет осуществляться расширение сети региональных модельных центров дополнительного образования, а также создание центров выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» и федеральной сети детских технопарков «Кванториум». Создание условий для выявления талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий, инноваций и развитие интеллектуального потенциала страны достигаются путем формирования современной системы научно-технического творчества детей и молодежи, включая систему оценивания индивидуальных достижений. Для этого нужно: создавать условия для фиксации хода и результатов проектов, выполненных обучающимися, в информационной среде образовательной организации; осуществлять представление обучающимися выполненных ими проектов в ходе открытых презентаций (в том числе представленных в социальных сетях и на специализированных порталах), соревнований, конкурсов и т.д.; оценивать результаты проектной деятельности с участием в этой системе известных изобретателей, ученых, бизнесменов с целью популяризации технологического образования; вводить соревнования командного формата, в том числе инженерные, позволяющие обучающимся осваивать основы разделения труда, принципы командной работы, основы межличностного взаимодействия и деловой этики; участвовать в соревнованиях всероссийского конкурса профессиональных компетенций на основе Ворлдскиллс среди обучающихся; расширять сети региональных модельных центров дополнительного образования, а также создавать центры выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» и федеральной сети детских технопарков «Кванториум».
Анализ Федерального перечня учебников. Произошли изменения об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Минпросвещения России №345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Преподавание предметной области «Технология» в начальной школе может осуществляться по одному из 11 УМК, представленных в ФПУ. Перечень учебников для преподавания предмета в начальной школе
В федеральный перечень учебников для преподавания предмета в основной школе (на июнь 2019 года) не вошли УМК, выпускаемые Корпорацией «РОССИЙСКИЙ УЧЕБНИК» (Линия УМК Под ред. Сасовой И. А.; Линия УМК А.Т. Тищенко,Н.В. Синицы, В.Д. Симоненко; О.А Кожиной, Е.Н. Кудаковой, С.Э Маркуцкой). Преподавание предмета возможно по ранее закупленным учебникам в течении последующих 3-х лет. Перечень учебников для преподавания предмета в основной школе (5-9 классы) Официальные сайты издательств Таблица 4
Активные ссылки на данные образовательные ресурсы также размещены на сайте ГБУ ДПО ЧИППКРО http://ikt.ipk74.ru/services/15/.
7. Рекомендации по организации и содержанию внеурочной деятельности На основании статей 12 и 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу образовательной организации, которая определяет содержание образования. Основная образовательная программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. В соответствии с п. 14 ФГОС основного общего образования, в основной образовательной программе основного общего образования в организационный раздел включается план внеурочной деятельности, который наряду с учебным планом является организационным механизмом реализации основной образовательной программы. Одним из направлений педагогической деятельности учителя технологии является работа с одаренными детьми. Олимпиада является мощным средством развития творческих способностей обучающихся. В связи с модернизацией предметной области «Технология» будет осуществляться расширение сети региональных модельных центров дополнительного образования, а также создание центров выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» и федеральной сети детских технопарков, кванториумов и т.д. Нужно: создавать условия для фиксации хода и результатов проектов, выполненных обучающимися, в информационной среде образовательной организации; осуществлять представление обучающимися выполненных ими проектов в ходе открытых презентаций (в том числе представленных в социальных сетях и на специализированных порталах), соревнований, конкурсов и т.д.; оценивать результаты проектной деятельности с участием в этой системе известных изобретателей, ученых, бизнесменов с целью популяризации технологического образования; вводить соревнования командного формата, в том числе инженерные, позволяющие обучающимся осваивать основы разделения труда, принципы командной работы, основы межличностного взаимодействия и деловой этики; участвовать в соревнованиях всероссийского конкурса профессиональных компетенций на основе Ворлдскиллс среди обучающихся. Следует отметить, что в п. 18.3.1.2. ФГОС основного общего образования план внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно- патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность. Порядок разработки рабочих программ курсов внеурочной деятельности, внесение изменений и их корректировка определяются локальным нормативным актом общеобразовательной организации. При проектировании внеурочной деятельности для педагогов полезным будет использование пособий: 1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 177 с.; 2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014. - 127 с.; 3. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.; 4. Григорьев. Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 224 с.; 5. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования: методическое пособие / Е. Б. Евладова, J1. Г. Логинова. - Москва: Русское слово. 2015. – 296с.; 6. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / авторы- составители: 10. 10. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. - М: Просвещение, 2013. - 96 с.: В профильных классах на уровне среднего образования изучение технологии должно быть направлено не только на овладение знаниями и умениями, заданными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта содержания образования, но и на их развитие и углубление с учетом выбранной специализации. С целью социальной защиты выпускников образовательных организаций в старших классах в рамках предмета «Технология» может осуществляться профессиональная подготовка. Основными этапами проектирования программ факультативных и элективных курсов по предмету являются: 1. Обоснование актуальности курса на основе анализа нормативных документов, научно-методических материалов, социального заказа, рынка труда профессиональных интересов школьников; 2. Анализ возможностей реализации курса на основе анализа уровня требований к подготовке учащихся, образовательных программ и учебных планов; 3. Определение цели и дидактических задач курса; 4. Определение принципов отбора содержания курса и его осуществления на основе определения содержательных линий, инвариантной компоненты, принципов конструирования вариативных компонентов; 5. Планирование учебной проектной деятельности учащихся через отбор форм и методов, отбор форм контроля и самоконтроля, разработку информационного обеспечения курса; 6. Разработка вариантов планирования и методических рекомендаций; При реализации программ факультативных и элективных курсов необходимо использовать учебники, включенные в состав Федерального перечня учебников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (в ред. 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38, от 21.04 2016 г. №459, от 29.12.2016 г. № 1677, от 08.06.2017 г. № 535, от 20.06. 2017 г. №581, от 05.07.2017 №629); и/или учебные пособия, изданные в организациях, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2015г № 450; от 09.06.2016 №699). Элективные курсы могут выполнять несколько функций: дополнять содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля. Можно условно выделить следующие типы элективных курсов: 1. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный план школы: - элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно; - элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета. Примерами таких курсов из области технологии могут быть: «Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности»; «Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду», в элективных курсах такого типа выбранная тема изучается более глубоко, чем это возможно при выборе элективного курса повышенного уровня; - элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса и не входящие в обязательную программу данного предмета. Примерами таких курсов из области технологии могут быть: «Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков»; «Инженерная графика», «Мехатроника»; «Прототипирование»; - прикладные элективные курсы, цель которых знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. «Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека - технологической системе», «Нанотехнологии», «Управление в современном производстве» и др.; - элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: «Фундаментальные эксперименты в технологии», «Практикум: эксперимент и моделирование», «Методы исследований», «Как делаются открытия»; - элективные курсы, посвященные истории предмета: «История техники и технологий»; - элективные курсы, посвященные изучению теории решения изобретательских задач. 2. Межпредметные элективные курсы, цель которых интеграция знаний учащихся. Примерами курсов технологического профиля могут быть: «Компьютерное моделирование в изучении технологических процессов», «Увлекательная технология на основе ЛЕГО-конструирования» -элективные курсы, посвященные психологическим, социальным, культурологическим, искусствоведческим проблемам. Приведем примеры таких курсов, базирующихся на технико-технологическом содержании: «Основы аранжировки» и др. Методические подходы к организации обучения технологии в условиях профильного обучения, особенности предметного содержания и специфика учебнопознавательной деятельности представлены в таблице 5. Таблица 5
Тема урока: Цели урока: Деятельностная: Предметно-дидактическая: Планируемые образовательные результаты: Предметные Метапредметные Личностные Тип урока 1. По ведущей дидактической цели – изучение нового материала; закрепление изученного материала; систематизации и обобщения ЗУН; контроля результатов обучения. 2. По способу организации – синтетический, комбинированный 3. По ведущему методу обучения – репродуктивный, частично проблемный, проблемный
Методы обучения: Основной: дополнительные: Средства обучения:
Этапы Урока |
Методы обучения |
Содержание |
Формируемые УУД | Методы оценки/ Самооценки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
деятельности учителя | деятельности ученика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конструктор планируемых образовательных результатов урока
Планируемые образовательные результаты урока
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.12.192 (0.155 с.) |