fi
ш.
Наконец, эшахуа также является активным принципом магии. Самая распространенная форма
колдовства-это положить красный банан на пути жертвы, чтобы наступить на него, чтобы колдовство проникло
в тело через его или ее ноги. Этот вид магии называется эдзиоджи цуйаджи, что буквально означает
304
ДЕЛО
С
ДУХИ
способ проткнуть или ударить по ногам: как только жертва наступит на банан, ей или ей станет
плохо, и единственный способ спасти ее или его-срезать растение, из которого появился банан
, чтобы нейтрализовать его эшахуа. Интересно, что Эндрю Грей (1996) сообщил, что некоторые
из самых опасных колдунов в обществе Аракмбут происходят из других групп, таких как
Мацигенка и Эсе Эджа. По словам автора, они исполняют ваи, что означает
“след”. “Эти колдуны используют следы, чтобы творить свою магию с помощью аяхуаски или чего-то еще
другая форма заклинания. Однако подойдет любая часть, такая как стрижка ногтей, волосы или кусочки
личной собственности” (Грей 1996: 164).
Срезание растения для предотвращения колдовства-это тот же метод, который используется для нейтрализации
последствий нарушения пищевых табу. Если плод стал опасным из-за того, что человек
, сорвавший его, занимался сексом до того, как фрукт был съеден, дерево, с которого он взошел, должно быть
уничтожено.
Итак, что мы можем сделать с эшахуа? Это активный принцип; у него есть тело, но оно не
сосуществует с ним; оно может действовать независимо; и все же разрушение тела, из которого оно исходит
, сводит на нет силу действия эшахуа. Это явно не “дух” или “призрак”,
как сразу же предполагает идея “анимы”, хотя старый дуализм разума, духа и тела
больше не является данностью в так называемой западной эпистемологии, не говоря уже о межкультурном
сравнении. Но, как я уже сказал, меня интересует эшахуа как явление, а не как
концепция. Как я это понимаю, эшахуа это активный принцип, который делает возможным взаимодействие
между определенными существами: Ese Ejja, мертвыми, другими людьми и могущественными существами.
КУШАЮЩИЙ
ЭТОТ
ДУША
Убийство могущественными существами всегда является формой ненасытного потребления, что также видно
из описания эш-ахуа плотоядных
fi
рыбы, которые разъедают организм изнутри и
вызывают лейшманиоз. Но что означает это потребление для Ese Ejja? Как правило
, это способ действия врагов, которые пытаются съесть вас и забрать ваших детей в качестве
супругов. Эдосикиана убивает и варит свою добычу в большом котле, в котором, как говорят некоторые, вода кипит
без
fi
огонь и превращает их в животных. Но это не небесный каннибализм
Аравете (Вивейрос де Кастро, 1992), где души умерших варятся в
шипучей воде – кипятят без
fi
Вновь для того, чтобы стать богами и
fi
найдите небесных супругов.
Также шипучая вода не является средством инициации, как у вари (Виласа 1992).
Еда Эдосикианы или то, что ее едят, не является составляющей социальности, вместо этого она воспринимается
как хищничество и признак невозможности правильной социальности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
:
БЕЗНАДЕЖНЫЙ
ИНАКОВОСТЬ
И
ОБЩНОСТЬ
ОТ
ЭТОТ
ДУША
В заключение я хочу предположить, что в этом контексте анимизм является социально - космологическим
принципом. Для Эсе Эджа другой находится повсюду за пределами группы своих близких родственников
, и все остальные являются потенциальными врагами (см. Лепри 2005); следовательно, они
окружены врагами. Категория прочее включает в себя автофокусировку
fi
нэ, которые в социальной философии, широко
разделяемой индейскими народами, считаются необходимым злом: они “опасны, но
необходимы” для “сохранения социальной группы” (Оверинг 1986: 151). Эсе Эйя кто
ТЕЛА
,
ДУШИ
И
МОЩНЫЙ
СУЩЕСТВА
305
говорят на другом диалекте и живут в другом месте, называемые “теми, кто живет/спит
где-то в другом месте”, находятся на еще одном уровне инаковости. Еще дальше находятся другие коренные
народы, некоренные народы, боливийцы и гринго, а также мертвые и могущественные
существа.
11
Но инаковость могущественных существ неисправима, и ее нельзя превратить
в социальность. Напротив, любой контакт с ними, за исключением шаманов, приводит к
смерти.
Страх перед другими занимает центральное место в жизни Ese Ejja, где другие-это существа, принадлежащие к
противоположному сообществу Ese Ejja, городу, лесу и подводному миру.
Портачуэло-Альто и Баджо полны взаимных врагов, которые сплетничают друг о друге
и готовы наслать колдовство при малейшем оскорблении,а лес и река
опасны тем, что в них обитают хищные существа. Но в то время как далекие Ese Ejja,
dejja и даже гринго в конечном счете могут быть одомашнены, могущественные существа не могут.
Что важно в могущественных существах, так это не их моральный статус, а то влияние
,которое они оказывают на людей: что они опасны, что они могут сделать их больными и съесть их,
и необходимо принять меры, чтобы помешать им сделать это с помощью шаманства,
запретов на пищу и противодействия магии. Однако иногда мер недостаточно
fi
эффективен, когда
чья-то неосторожность в разделении пищи и секса или чье-то желание причинить вред
с помощью магии делают нападения со стороны могущественных существ неизбежными. Возможность
смерти постоянно присутствует в повседневной жизни в виде смертельных заболеваний, особенно
для маленьких детей, несчастных случаев на реке или во время охотничьих экспедиций, в виде
нападений животных, таких как ягуары и анаконды, и нападений с помощью магии, которые все
вызваны недоброжелательностью врагов. Мое предположение состоит в том, что эти отношения, социальные или антисоциальные
то, что они могут быть, возможно, потому что все эти существа, включая Эсе Эджа,
обладают общей точкой зрения, то есть душой.
ПРИМЕЧАНИЯ
1