Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Работа с научной литературой
Информационное обеспечение исследования Научные тексты – главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения – важная составляющая труда исследователя. Можно много прочесть, но сделать работу посредственно, и наоборот, на малом материале выполнить ее блестяще. Выбор и изучение литературы осуществляется в два этапа: 1. Первичное ознакомление и беглое прочтение источника. 2. Глубокое чтение и анализ. На первом этапе отсеивается ненужная литература. Литература для чтения и изучения отбирается: - по ключевым понятиям, составляющим тему исследования; - по рекомендации научного руководителя; - из имеющихся «под рукой» источников (например, из периодической печати). Если для реферата литературу рекомендует научный руководитель, то при написании курсовой и дипломной работ студент сам осуществляет подбор и выбор источников, что и определяет степень его самостоятельности. Чтение научной литературы должно сопровождаться работой со словарями, учебниками, записями лекций. Это помогает адекватно понимать научную терминологию, актуализировать знания и лучше их использовать. При выборе книги или статьи для чтения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности, можно более рационально спланировать изучение источников, начав с более легких для понимания и постепенно переходя к более трудным. Последними, как правило, бывают теоретические тексты, менее сложны – методические, то есть эмпирические, описательные. Целесообразно начать чтение научной литературы с источника, в котором интересующая вас проблема представлена более широко или даже целиком. Он даст общее представление о теме и вопросах, ее касающихся. Им может быть даже учебник или учебное пособие. Хорошо такой источник законспектировать и пользоваться им для ориентировки в ходе всего исследования. Вторичное чтение литературы – чтение более медленное, продуманное, глубокое, с обязательным конспектированием, к тому же целенаправленное и ведущееся по плану, составленному в соответствии с задачами исследования и планом написания работы.
Подбор литературы следует проводить, учитывая: - жанр (монография, статья, тезисы, методические разработки); - предметную тематику (по психологии, педагогике, социологии, философии); - период издания (издания прошлых лет, новые и новейшие); - авторские научные школы. Конечно, выбор диктует цель и план работы, но при этом надо помнить о целесообразности разнообразия источников. Непременно следует познакомиться с работами своих преподавателей, сотрудников своего вуза и поспособствовать развитию их научной школы. Минимальный объем научного текста, изучаемый при выполнении исследовательской работы, составляет: для реферата – не менее 200 страниц, для курсовой – не менее 500 страниц, для дипломной работы – не менее 1500 страниц. Конспектирование источников
Конспект – это краткое изложение первичного текста, приспособленное к задачам исследования. Конспектирование – это процесс образования нового знания на основе изучаемого. Оно соответствует особенностям читающего и задачам его деятельности. Конспектирование – способ переработки информации для последующего ее использования самим конспектирующим. Теоретический текст конспектируется с учетом структуры его содержания. Конспектирующий выделяет понятия, категории, законы, принципы, идеи, определения, теории, гипотезы, выводы, факты и т. д. Затем выявляются связи и отношения между этими компонентами текста. Эмпирический текст конспектируется с учетом специфики его структуры. В нем чаще всего будут представлены факты, события, ситуации, даты, статистические данные, конкретные свойства явлений и т. д. Виды конспектирования: - выборочное и сквозное; - репродуктивное и продуктивное. Каждый вид конспектирования отличается особенностями, определяющими пригодность его для решения разных задач. Поэтому выпускнику предстоит каждый раз определять, каким конспектированием следует воспользоваться. Формы конспектирования довольно разнообразны. Это: - выписки; - составление плана; - тезисы; - аннотация; - рецензия. Технологические приемы конспектирования:
- выписки цитат; - пересказ своими словами; - выделение идей и теорий; - критические замечания; - уточнения; - перевод на более простой и понятный язык; - собственные разъяснения; - сравнивание позиций; - реконструкция текста в виде создания таблиц, рисунков,схем; - описание связей и отношений; - введение дополнительной информации и др. В процессе конспектирования проводится анализ текста. При этом могут использоваться разные виды анализа: - обзорный; - сравнительный; - системный; - проблемный; - аспектный; - критический; - феноменологический; - контент-анализ; - герменевтический; - комплексный; - функциональный и др. Каждый из этих видов анализа имеет свою технологию, что приводит к разным результатам. Конспектировать лучше на одной стороне листа, чтобы потом можно было свободно использовать этот материал: разрезать, вставить в текст, перенести из рамок одной темы в другую и т. д. Критерии хорошего конспекта: - краткость (не более 1/8 первичного текста); - целевая направленность; - аналитичность; - научная корректность; - ясность, четкость, понятность. Правильному и целенаправленному конспектированию лучше учиться в самом начале исследовательской работы, то есть на стадии выполнении реферата.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.186 (0.008 с.) |