![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А с к е т и ч е с к а я и н т р о в е р з и я .
Интроверзия есть центростремительное направление ума. В интроверзии ум должен быть правильно центрирован. К какому центру должен быть обращен ум? В ответе на этот вопрос — вновь коренное различие релипий, мистики и мистико-аскетических методов, целая пропасть, через которую никакими синкретистскими мостами не перешагнуть. Теос (Бог) и его Логос — единственный подлинный центр,— отвечают на поставленный вопрос религия, аскеза и мистика Логоса-Христа. Теоцеятризм индуизма иллюзорен, радж-иог пытается реализовать в себе Божество, Атмана-Брамана, чтобы затем идентифицировать себя с Божеством, притом или человек растворяется целиком в Божестве и от человека не остается следа, или Божество растворяется в человеке (адвайта — монизм). А в конце концов и Божество, и человек, и Космос (мир), растворяются в Небытии, в ничто. Тантрическая Йога влечет человека к микрокосму, илм к Змею (Кундалини), как центру. Ни Теос, ни Космос — отвечает. Гаутама Будда, — а Человек есть центр всего. И в процессебуддизации Теос и Космос сосредотачиваются вокруг Антропоса (человека), как единственного искупителя. Современник Гаутамы на Западе, знаменитый софист Протагор нашел гениальную формулу для антропоцентризма: «Человек есть мера всех вещей», — Протагора нужно считать основателем западного гуманизма. Христос открыл вновь человечеству подлинный Центр Бытия, Идею Идей, утерянную человечеством, а Его умная аскеза стала школой интроверзии, с направлением к внутреннему Логосу в сердце, стала школой теофилин и теоцентризма человеческого ума. Интроверзия требует больших усилий. Каллист и Игнатий говорят: «Плод внутрисердечной (умной) молитвы требует долгого времени, подвига и нуждения себя и вообще все доброе немалым трудом и времени достигается» («Добротолюбие», 5,104). Об обращении и внутрь-направлении ума говорит Григорий Палама: «Как при обращении очей во вне, через видение вещей, ум рассеивается по сим вещам, так и при возвращении очей внутрь, это движение их естественно туда же внутрь сердца повлечет и ум того, кто усиливается дать ему обратное движение, собрав отвне внутрь» («Добротолюбие, 5,320). Филимон говорит: »Старайся хранить ум нерассеянным, всеусердно внимающим внутренним помыслам» (Добротолюбие, 3,403)».
Григорий Палама, отмечая различные фазы интроверзии, говорит о восхождении ума, как конечной стадии интроверзии: «Возвращение ума в себя есть хранение себя, а восхождение его к Богу производится молитвою. Когда кто прибудет в сей собранности ума, тогда сильным самопринуждением утесняя быстротечность своих мыслей, умом приближается к Богу, встречает неизреченное, вкушает будущего века и духовными чувствами познает, сколь благ Господь» (Добр., 5,325). С О Б И Р А Н И Е. Главной чертой катастасиса является рассеивание и чрезмерное расходование сил человеческой три-мерии (духа, души и тела). Состояние, обратное ка-тастатическому рассеиванию сил, есть собранность, сосредоточенность духа и души, концентрация ума, воли и чувств. Силы, не расходуемые вне, на мир и мирские вещи, остаются внутри и собираются. Собранные силы тримерии имеют энергию и действие более значительные, чем при рассеивании их. Нельзя, конечно, вовсе не тратить силы на текущие жизненные нужды. Жизнь огромного большинства людей полна тяжелого труда. Учение о концентрации имеет в виду неразумное расточение внутренних богатств ума и души. Речь идет также не о подавлении жизненных функций, как утверждает поверхностная критика, а об ограничении их до известного минимума, чтобы дать место более интимным, скрытым духовным функциям и необходимую энергию для их проявления. Речь идет об борьбе с излишествами биологического ума: игрой представлений, потоком ассоциаций, навязчивых мыслей и образов, особенно с эффективной окраской и излишествами страстного ума, фантазии чувствительного сердца. Речь идет об ограничении внешнего человека, чтобы дать место и силы для проявления внутреннего человека. Концентрация носит в древнецерковной аскетике название «собирания». Это есть выполнение завета Логоса-Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лук., И, Рассеяние, мечтательность, страстная деятельность ума и сердца есть расточение. Аскетический идеал трезвения, о котором говорит Ап. Павел и все древнецерковные аскетические писатели, есть главное условие для собирания. Собирание есть возвращение к самому себе, по Василию Великому, и возвращение к Отцу. Таков и эзотерический смысл евангельской притчи о блудном сыне:
«Пришедши в себя, сказал: встану и пойду к отцу моему» (Лук., 15,17). С возвращением к отцу кончилось расточение, подобное смерти, и началась жизнь: «Ибо сын мой был мертв и ожил; пропал и нашелся» (Лук., 15,24). Исаак говорит о способах собирания ума: «Когда пребываешь наедине, то занимай себя всегда чтением тропарей и кафизм, памятствованием о смерти, надеждой будущего. Все это собирает ум воедино, и не позволяет ему кружиться, пока не придет подлинное созерцание» (Слово, 72,362). Состояние, обратное собранности ума, есть кружение и парение ума, рассеяние по предметам мира сего. «Ум наш легок, и если не связан каким-либо размышлением, не прекращает парения» (там же, 362). Собирание ума, как и собирание чувств и души, связано с «хранением» их. Отдельные виды и формы аскезы, как собирание, хранение, затвор и трезвение, тесно связаны друг с другом. Легкий и подвижный ум легко возбуждается фантазией, вращающей ум по своему усмотрению. Собирание ума есть в то же время и возвращение его к самому себе, по Василию Великому. О значении собранности ума в литургии Исаак говорит: «Когда священник станет на молитву, молясь и собирая ум воедино, тогда Дух Св. нисходит на хлеб и вино, предложенные на жертвеннике» (Сл., 16,73). Признаком собранности ума является способность его к созерцанию, а вершиной собранности является состояние восхищения и изумления ума (экстаза). Собранный воедино ум обретает черты божественного ума в смысле единства и простоты и способен к восприятию Единого. Аскетическое упрощение и унификация ума есть плодсобственного ума. В этом религиозно-аскетическом собирании ума достигаются и другие высшие состояния ума: исихия (мир, покой), блаженство, бесстрастие и безволие ума, мистическое единение с Богом. Наивысшим пунктом собранности ума является также его эротопоэз, превращение в любовь, при соединении ума с его умным, духовным чувством, без чего невозможно подлинное, чистое ведение (знание) и тайновидение. Собранный ум является главным фактором преображения и просветления человека, его уподобления, усыновления, обожания. В концентрации ума принимают участие и другие силы духа: воля и сила. Собирание ума есть в то же время собирание духа и души. О собирании души Исаак говорит: «Смирение собирает душу воедино безмолвием и сосредотачивается она (душа) в самой себе» (Сл., 48, 214). О некоторых признаках сосредоточенности души он говорит: «От самого себя погрузиться внутри себя, войти в безмолвие, и вселиться в нем, оставив всецело все свои прежние мысли и чувствования, соделаться чем-то как бы несуществующим в твари, не пришедшим еще в бытие, вовсе незнаемым даже самой душе своей» (там же). Аскетическое собирание связано с отречением от мира и от мирских вещей, рассеивающих ум и чувства. Чувства, По Диадоху, собираются в сердце и возрождают в нем внутреннее или единое чувство души и сердца. Собирание души невозможно без собирания чувств. Концентрация ума способствует и концентрации чувств, связанных с их хранением. «Чувства целомудренные и собранные воедино порождают в душе мир, и не попускают ей входить в испытание вещей. А когда душа не приемлет в себе ощущения вещей, тогда победа совершается без борьбы». (Исаак Сирианин, «Творения. Слова подвижнические», Москва, 1893. Сл. 5,32).
Собирание чувств невозможно без ограничения чувственности, без отказа от «ощущения вещей» и наслаждения вещами. Страсть есть антипод и враг собирания, концентрации. В страстной деятельности рождается рассеяние в мирском. Развитие своей тримерии или «собирание себя» есть основное условие реинтеграции человека и его апокастасиса (восстановления). Когда человек «собран в себе», он «уготовлен внимать Богу» (Исаак, ел. 16,72). «В это время, когда совершаются молитвословия и моления перед Богом и собеседования с Ним, человек с усилием отовсюду собирает воедино все свои движения и помышления и погружается мыслию в едином Боге, и сердце его бывает наполнено Богом и оттого разумевает он непостижимое» (Исаак, Сл. 16, 74). Молитва является универсальным средством самособирания человека. В молитве внимание и сосредоточение или собирание неотделимы друг от друга. Собирание в молитве совершается сокровенным образом, действием Логоса-Христа и Св. Духа. Ум приходит в изумление и упоение (там же). Собранность в себе связана со смирением, целомудрием чувств и другими религиозными добродетелями. Собирание ума носит у Дионисия Ареопаги-та название синеликсис и он говорит о «вхождении души в саму себя». Собирание себя при мистическом единении Дионисий называет симитиксис, когда осуществляется — «единая и неделимая жизнь в Божественной Монаде и боголюбивое совершенство через священное единение разрозненых сил» (ЕКК1. №ег. 1.3). Разъединенные и автономно действующие силы тримерии в их общей интенции при молитвенной концентрации теряют свои катастатические черты. Они очищаются, обновляются и одухотворяются, приобретают свою прежнюю, первозданную интеллигибельность и аганичность (любовность). Молитвенная концентрация вместе с хранением и трезвением есть путь к катаренсу (очищению), реинтеграции (восстановлению цельности), триадизации и метаморфозу (преображению). Михаил Пселл говорит о примате ума и концентрации: «Душа, идущая к совершенству, должна принес™ прежде всего разум в движение, придти к созерцанию ума. Разум делает это не сам по себе, а соединившись с умом» (Patr. M. t. 122, Deanima, 1029-1033) Таким образом, в духовном делании разум (душевный ум) должен оторваться от чувственности, фантазии и рассудочности, то есть от своих обычных функций. Он делает это в концентрации, где он достигает соединения с духовным умом. Примат ума подтверждается следующими соображениями:
«Ум сродственен Богу, а уму сродственна логическая душа, логической душе — неразумная душа, а ей — природа, природе — тело, а телу — материя. Нужно всю душу привлечь к этой ближайшей к Богу разумной части души». Пселл говорит дальше о тотальной инерции души в концентрации: «Нужно все силы души, познавательные и жизненные, все энергии души бросить вверх, открыть всю бессмертную глубину души и всего себя, чтобы перенестись к Господу», (там же, 1137). Величайший представитель древнехристианского гно-зиса Климент Александрийский говорит: «Не перенося в мышление ни зрение, ни какие-либо из других чувств, касаясь предметов только чистым умом, обучаться истинной философии и в чистом уме созерцать божественное» («Stramat», Pair. M. t. 8/g. lib. 5, cap. 11,1011). В религиозной аскезе возникает проблема очищения ума и чем полнее концентрация, тем чище ум. Очищение ума достигается в молитвенной концентрации полным изгнанием фантазии и всякой репродуктивной деятельности ума, так как образы и представления опечаливают ум, оставляют в нем следы, загрязняющие ум. Ориген говорит: «И войдя в клеть свою, и закрыв двери чувств, нисколько не устремляйся наружу, не позволяя и фантазии действовать в уме» (О молитве, Patr. Migne, t. 11/1,480).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.205.192 (0.019 с.) |