Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия в конце XVII -первой четверти XVIII вв. Реформы петра 1 и их значение.
В конце XVII в. Россия представляла собой отставшую от Западной Европы страну. Причинами отставания были: 1. медленное восстановление районов, разоренных «смутой» и интервенцией начала XVII в.: 2. природно-географические и социальные условия (при небольшой численности населения и огромной территории в хозяйственный оборот вовлекались новые земли; это не создавало заинтересованности в производительном труде на старых землях); 3. огромные расходы на оборону и укрепление границ; 4. отсутствие у России выхода к морям и возможности использования простых и дешевых путей сообщения. Россия нуждалась в преобразованиях, для проведения которых нужна была личность. Такой личностью стал Петр 1 (1682-1725 гг.). Свои реформы Петр 1 замышлял и проводил под воздействием конкретных событий и своего понимания блага России. Экономическая реформа. Два фактора стали решающими при проведении реформы: теория меркантилизма и неудачное начало Северной войны. Согласно идеям меркантилизма богатство страны заключается в большом количестве денег и их постоянном накоплении за счет умелой торговли (продажи товаров за границу и препятствий ввозу иностранных товаров). Это предполагало вмешательство государства в сферу экономики путем поощрения одних видов производства и ограничения других. В то же время война со Швецией лишила Россию многих необходимых вещей, ранее привозимых из-за границы. Поэтому государство стало строить казенные мануфактуры, прежде всего, по производству военной продукции. Государство захватило и торговлю путем введения монополии (исключительного права) на продажу отдельных товаров. В 1705 г. была введена монополия на соль и табак и доходы возросли в 4-6 раз. Позже казенная монополия вводилась на хлеб, сало, икру, воск, древесину, лен. Государственная торговля сопровождалась произвольным повышением цен на эти товары и регламентацией деятельности русских купцов. В итоге государство добилось своей цели: доходы казны возросли и превысили расходы государства. Но это стало возможным благодаря насилию над простым народом, купцами и торговыми людьми. Налоговая реформа. В 1718-1724 гг. в стране была проведена подушная перепись. Единицей налогообложения вместо крестьянского двора стала «душа мужского пола» независимо от возраста. Подушную подать платили крепостные и казенные крестьяне, посадские люди. Дворяне и духовенство были освобождены от уплаты налога. В итоге реформы доходы государства резко выросли и стали постоянными; впервые появился бюджет страны.
Административные реформы (реформы органов власти и управления). Они были вызваны желанием улучшить управление страной. 22 февраля 1711 г. вместо Боярской думы был образован Сенат, ставший высшим административным и судебным органом России. В 1722 г. был создан контрольный орган – прокуратура, а генерал-прокурор П.Ягужинский стал неофициальным главой Сената. В 1718 г. вместо многочисленных приказов были образованы коллегии. Их число составляло 10-12, а в основе их деятельности заложены принципы камерализма – учения о бюрократическом управлении (коллегиальность, ответственность, регламентация обязанностей чиновников, специализация канцелярского труда, четкие размеры жалованья). Каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Кроме 4 важнейших коллегий (Иностранной, Военной, Адмиралтейской и Юстиц-коллегии), группа коллегий занималась финансами (доходами – Камер-коллегия, расходами – Штатс-коллегия, контролем за финансами – Ревизион-коллегия), торговлей и промышленностью (Комерц-коллегия, Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия). В итоге реформы была создана система высших органов власти и бюрократия – слой государственных чиновников. В 1709-1718 гг. проводились реформы местных органов власти. Вместо многочисленных уездов с воеводами Россия была разделена на 11 губерний, во главе которых стояли, назначенные Петром 1 губернаторы, обладавшие большой властью на местах и ответственные за свои действия перед царем. Реформа армии и создание военного флота. До Петра 1 вооруженные силы страны состояли из полков солдатского строя, стрельцов и дворянского ополчения, которые в конце XVII в. потеряли свои боевые качества. Военного флота Россия не имела совсем. Петру 1 пришлось создавать новую армию. Он изменил принципы ее комплектования и обучения. Вместо добровольцев была введена система рекрутских наборов. Первый из них состоялся в 1705 г. и до 1710 г. наборы проводились ежегодно: 1 рекрут с 20 дворов, что пополнило армию 30 тыс. новобранцев каждый год. Для обучения офицеров были созданы учебные заведения; армия была перевооружена. К концу правления Петра 1 Россия обладала регулярной армией (200-250 тыс. чел.) и мощным военным флотом (около 1 тыс. судов).
Реформы в области культуры и быта. Их проведение было вызвано растущими потребностями государства и образованных людей для армии и флота, в торговле и промышленности. В стране открылись учебные заведения (Навигацкая и Артиллерийская школы, Медицинское училище, Инженерная школа, издавалась научная литература («Букварь» Ф.Поликарпова, «Арифметика» Л.Магницкого). С 1702 г. стала издаваться первая газета «Ведомости», был создан музей, и в 1725 г. открыта Петербургская Академия наук. Началось быстрое сближение стран с Западом. Дворянская молодежь отправлялась для учебы за границу, правительство заботилось о том, чтобы русские люди внешне выглядели как европейцы (запрещалось носить бороды, обязательное ношение венгерского платья и немецкой обуви – башмаков). Перемены коснулись дворянского быта: указом 1718 г. вводились обязательные для дворян развлечения – ассамблеи. Указами 19-20 декабря 1699 г. вводилось новое летоисчисление: не от сотворения мира, а от рождества Христа, как в Европе. Празднование Нового года переносилось с 1 сентября на 1 января и было обязательным для всех жителей. В результате петровских преобразований была создана новая Россия – крупная держава, не уступавшая в своем развитии странам Западной Европы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.68.131 (0.005 с.) |