![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема «Методика лексики и фразеологии»Стр 1 из 10Следующая ⇒
Значение, основная цель и задачи изучения раздела «Лексика». Место раздела в школьном курсе русского языка. Лингвистические основы изучения лексики и фразеологии. Содержание и этапы работы по изучению лексики и фразеологии. Основные принципы изучения раздела: экстралингвистический, лексико-грамматический, семантический, диахронический. Межпредметные связи русского языка и их использование при изучении лексики и фразеологии. Связь лексики со словообразованием. Методы и приемы изучения лексики и фразеологии. Система и виды упражнений, используемых в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. Роль и методика лексического разбора. Лексические ошибки и недочеты. Работа над лексическими нормами. Словарная и словарно-стилистическая работа по обогащению словарного запаса учащихся, работа над тематическими группами слов. Методика использования лингвистических словарей при изучении лексики и фразеологии. Список рекомендуемой литературы 1. Актуальная лексика: устаревшие слова и неологизмы [Текст] // Рус. яз. в шк. и дома. — 2004. — № 4. — С. 1. 2. Балакай, А. Г. Уроки словаря: заметки современного читателя о словаре В. И. Даля [Текст] / А. Г. Балакай // Рус. словесность. — 2004. — № 5. 3. Баранов, М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка [Текст] / М. Т. Баранов. — М., 1988. 4. Бороздунова, Л. В. Синонимы в художественной речи [Текст] / Л. В. Бороздунова // Рус. яз. — 2004. — 23—30 авг. (№ 32). 5. Грудникова, А. В. Лексика в школьном курсе русского языка [Текст] / 6. Гужва, Ф. К. Лексика и фразеология русского языка [Текст] / Ф. К. Гужва, 7. Зайцева, Н. А. Использование фразеологизмов в речи [Текст] / Н. А. Зайцева // Рус. яз. — 2003. — 1—7 янв. (№ 1). — С. 16. 8. Зайцева, Н. А. «Русской речи государь по прозванию Словарь» [Текст] / Н. А. Зайцева // Рус. словесность. — 2002. — № 5. 9. Калинина, О. Ф. Виды словарей [Текст] / О. Ф. Калинина // Рус. яз. — 2004. — 23—30 апр. (№ 16). — С. 9. 10. Козырев, В. Н. Слово в системе словарей русского языка [Текст] / В. Н. Козырев, В. Д. Черняк. — Л., 1992. 11. Куманяева, А. Е. Изучение текстообразующей функции лексических средств в X—XI классах [Текст] / А. Е. Куманяева // Рус. яз. в шк. — 2004. — № 3. — С. 9. 12. Лексический разбор в школе [Текст] // Рус. словесность. — 2000. — № 2.
13. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов, 14. Мокиенко, В. М. Загадки русской фразеологии [Текст] / В. М. Мокиенко. — СПб., 2005. 15. Откупщиков, Ю. В. К истокам слова [Текст]: рассказы о науке этимологии / Ю. В. Откупщиков. — М., 1986. — То же. — 2005. 16. Панов, М. В. О том, как можно преподавать лексику в школе [Текст] / 17. Потиха, З. А. Лингвистические словари и работа с ними в школе [Текст] / 18. Скороход, Л. К. Словарная работа на уроках русского языка [Текст] / 19. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М., 1980. 20. Челнокова, Т. С. Лексическое и грамматическое значение [Текст] / Т. С. Челнокова // Рус. яз. — 2004. — 1—7 авг. (№ 29). — С. 5. Вопросы и задания 1. В чем заключается особенность и значение изучения раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка? 2. Каковы лингвистические основы школьного курса лексики и фразеологии? 3. В чем причина затруднений учащихся в усвоении основных лексических понятий? 4. Выполните сравнительный анализ учебного материала раздела «Лексика» в двух учебниках — стабильном (авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.) и учебном комплексе под ред. В. В. Бабайцевой. 5. В учебном комплексе под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта лексика и словообразование как два раздела курса русского языка объединены в одном разделе — «Лексика. Словообразование. Правописание». Ознакомьтесь с содержанием этого раздела и обоснуйте такую подачу материла. 6. Ознакомьтесь со статьей М. В. Панова «О том, как можно преподавать лексику в школе» (Рус. яз. — 2003. — № 33), составьте тезисы. 7. Лексико-фразеологические упражнения нацелены на обогащение словарного запаса учащихся, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями. Какие упражнения служат решению этих задач? Дайте сравнительный анализ упражнений в учебном комплексе под ред. В. В. Бабайцевой и учебниках под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
8. Ознакомьтесь со схемой и образцом лексического разбора в учебнике «Русский язык: Практика» для 5 класса (сост. А. Ю. Купалова; науч. ред. В. В. Бабайцева). Найдите и выполните упражнение на лексический разбор слова. Каково значение этого вида языкового разбора? 9. Сделайте анализ учебного материала по фразеологии в разных учебных комплексах (распределив их между собой по рекомендации преподавателя): какие сведения по фразеологии даются ученикам, какие виды упражнений предлагает учебник, какие умения и навыки формируются у учащихся. 10. Какие словари целесообразно использовать при изучении лексики и фразеологии в школьном курсе русского языка? Ознакомьтесь с указанной литературой по этому вопросу и подготовьте сообщение о видах специальных словарей, их назначении и методике использования. Тема «Методика преподавания морфемики Значение, задачи изучения морфемики и словообразования в школе. Место раздела в школьном курсе русского языка, его структура. Программные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся при изучении раздела. Содержание раздела «Морфемика». Морфема и ее разновидности. Определение морфемы как наименьшей значимой (в лингвистическом или грамматическом плане) части слова. Выработка у учащихся умения выделять значимые части слова. Связь морфемики с орфографией. Содержание раздела «Словообразование». Предмет и основные понятия синхронного словообразования: производная и производящая основы, словообразующее средство, словообразовательная цепочка, способы словообразования. Формообразование и словообразование. Принципы изучения морфемики и словообразования: структурно-словообразовательный, лексико-словообразовательный, мотивационный. Основные методы и приемы изучения морфемики и словообразования. Морфемный анализ слова. Словообразовательный анализ слова. Значение этих видов разбора, их задачи, методика проведения, связь между ними. Этимологический анализ слова. Использование словарей при изучении морфемики и словообразования. Трудности изучения данного раздела. Список рекомендуемой литературы 1. Докукина, М. Н. Использование компьютерных программ при изучении морфемики [Текст] / М. Н. Докукина // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 6. — С. 26. 2. Крамаренко, Г. М. Вспомним морфемику и подготовимся к экзамену [Текст] / Г. М. Крамаренко, Н. В. Малюшкин // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 5. — С. 24. 3. Кулаева, Г. М. Словообразовательные средства выражения комического [Текст] / Г. М. Кулаева // Рус. яз. — 2004. — 1—7 апр. (№ 13). — С. 7. 4. Литневская, Е. И. Изучение морфемного состава слова в углубленном курсе русского языка [Текст] / Е. И. Литневская // Рус. словесность. — 2000. — № 1. 5. Львова, С. И. Значение и строение слова [Текст] / С. И. Львова. — М., 1993. 6. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов, 7. Милославский, И. Г. Как разобрать и собрать слово [Текст] / И. Г. Милославский. — М., 1993. 8. Откупщиков, Ю. В. К истокам слова [Текст]: рассказы о науке этимологии / Ю. В. Откупщиков. — М., 1986. — То же. — 2005. 9. Панов, Б. Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка [Текст] / Б. Т. Панов, А. В. Текучев. — М., 1991.
10. Пересветова, Е. В. Морфемика в 5 классе [Текст] / Е. В. Пересветова // Рус. яз. — 2004. — 16—22 авг. (№ 31). 11. Потиха, З. А. Школьный словарь строения слов русского языка [Текст] / 12. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. — М., 1980. — С. 155—163. 13. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка [Текст] / А. Н. Тихонов. — М., 1991. Вопросы и задания 1. Какое значение имеет изучение раздела «Морфемика и словообразование» в школе? 2. Какие требования предъявляет программа по русскому язык к уровню знаний, умений и навыков учащихся при изучении данного раздела? 3. Раскройте содержание, основные понятия раздела «Морфемика и словообразование», обратившись к школьным учебникам. 4. Назовите основные методы, приемы и средства изучения морфемики и словообразования. 5. Сделайте анализ 2—3 параграфов, посвященных изучению вопросов морфемики или словообразования (учебник по выбору), и выявите комплекс специальных упражнений (их виды). 6. Как вы считаете, в чем трудности изучения данного раздела? 7. Приведите примеры, подтверждающие наличие внутрипредметных связей между изучением словообразования, частей речи, орфографии. 8. Подготовьте сообщение по содержанию одной из статей (по выбору): а) Докунина М. Н. Использование компьютерных программ при изучении морфемики // РЯШ. — 2005. — № 6. — С. 26; б) Крамаренко Г. М., Малюшкин Н. В. Вспомним морфемику и подготовимся к экзамену // РЯШ. — 2005. — № 6. — С. 24; в) Литневская Е. И. Изучение морфемного состава слова в углубленном курсе русского языка // Русская словесность. — 2000. — № 1. 9. Сопоставьте школьную схему разбора слова по составу с порядком разбора в вузе. Укажите их различия. 10. В работе Е. М. Галкиной-Федорук, К. В. Горшковой, Н. М. Шанского «Современный русский язык» (Изд-во МГУ, 1962. — С. 276—277) утверждается, что в ряде случаев «суффикс может быть и после окончания»; «он наблюдается в глаголе и в отдельных разрядах причастий и местоимений (ср., например, умываюсь, съешь-ка, формирующийся, кому-то, какого-нибудь и т. п.)». Как этот вопрос решается в школьном учебнике русского языка? Выскажите свою точку зрения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.96 (0.018 с.) |