![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация нормативно-правовых актов
Нормативно-правовые акты можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее распространенные: по сфере действия, сроку действия, юридической силе и субъектам, их издающим. По сфере действия: - общие; - ограниченного действия. По сроку действия: - постоянные; - относительно ограниченные. По издающим субъектам: - акты референдума; - акты органов государственной власти; - акты должностных лиц; - ведомственные акты; - акты органов местного самоуправления; - акты общественных организаций, санкционированные государством или принятые на основе делегированных полномочий. По юридической силе: - законы; - подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правового акта опосредуется: - положением издавшего его органа в общей системе правотворческих субъектов; - характером самого издаваемого акта. В каждой правовой системе на основании вышеуказанных критериев устанавливается строгая, иерархическая система соподчиненности нормативно-правовых актов. Эта иерархия имеет важнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества и правореализации, для поддержания режима законности. Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке представительным (законодательным) органом власти, либо на референдуме, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Довольно распространено представление о законе в «широком» смысле. При этом под законами понимается вся система законодательства, т. е. вся совокупность правовых норм, исходящих от государства. С юридической точки зрения такое понимание закона некорректно. Отождествление закона с другими правовыми актами вносит путаницу в понимание различных форм права, снижает эффективность применения правовых норм. Поэтому в научной и учебной литературе понятие «закон» используется в собственном его смысле. Признаки закона: - законы принимаются представительными государственными органами или в порядке референдума; - законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном законодательном порядке; - законы издаются по основным вопросам жизни государства, т. е. регулируют наиболее важные отношения;
- закон должен выражать волю всего народа. Это определяется тем, что он принимается представительными органами власти. Данный признак присутствует при соблюдении демократических принципов формирования представительных органов власти; - законы являются правовыми актами первичного характера, - законы являются актами прямого действия; - законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим актам, за исключением ратифицированных международно-правовых актов. Высшая юридическая сила закона выражается в том, что: - все другие акты издаются на основе и во исполнения закона; - законы не подлежат утверждению какого-либо другого органа; - закон может быть изменен или отменен только тем органом, который принимал этот закон. В первую очередь закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, особой значимостью: - установление или изменение конституционных норм; - закрепление прав человека и гражданина; - определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, конкретных методов осуществления государственной власти; - фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры; - определение общих начал уголовной ответственности; - установление и гарантирование форм и видов собственности; - регламентацию принципов местного самоуправления и т. п.. Классификация законов по юридической силе (для федеративного государства): - конституция – основной закон государства; - конституционные законы; - федеральные законы; - законы субъектов федерации. Конституция – основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий органы государственной власти. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения источникам (формам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве.
Конституционные законы – законы, вносящие изменения и дополнения в тексты конституций, а также регламентирующие наиболее важные вопросы государственного строительства. Эти вопросы определяются в самой конституции. Конституционные законы отличаются от текущих не только по содержанию, но и по порядку их принятия, внесения в них дополнений и изменений. Федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества. К ним относятся и кодексы. Обычные законы принимаются законодательными органами субъекта Федерации. Подзаконный нормативно-правовой акт – документ, который создается на основе и во исполнении закона. Подзаконные нормативно-правовые акты имеют подчиненное положение по отношению к законам, играют вспомогательную, субсидиарную и конкретизирующую роль. В то же время подзаконные акты имеют важное значение в жизни общества. Виды подзаконных нормативно-правовых актов: - акты главы государства; - постановления и распоряжения правительства; - акты федеральных органов исполнительной власти; - акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; - акты органов местного самоуправления; - акты государственных и негосударственных организаций (локальные), регулирующие внутриорганизационные отношения. Все перечисленные нормативно-правовые акты составляют единую систему, основанную на строгой иерархии, взаимодействии, полном соответствии Конституции – основному закону. Всем подзаконным нормативно-правовым актам государственных органов присуща общая черта – они издаются в пределах компетенции исполнительного органа, не должны противоречить закону, а могут его развивать, дополнять и конкретизировать. Нормативные акты общественных организаций сами по себе не содержат правовых норм и не имеют юридической силы. Они могут получить её лишь в двух случаях: - при издании совместного с государственным органом решения; - на основе делегированных полномочий. Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают указы президента. Они относятся к подзаконным нормативно-правовым актам и должны носить исполнительный характер. Указы президента могут носить нормотворческий характер, если они содержат нормы права и посвящены общим вопросам. Президент может издавать распоряжения, которые не имеют нормативного характера. Они содержат конкретные поручения, задания. В форме президентских указов могут издаваться акты применения права (указ о награждении). Правительство на основе и во исполнении Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам президента они могут быть отменены президентом. Акты правительства, носящие нормативный характер или имеющие важное общее значение, издаются в форме постановлений. По оперативным или текущим вопросам издаются распоряжения, которые в большей степени являются индивидуальными актами, ненормативными по содержанию. Нормативные правовые акты, принимаемые министерствами, носят, как правило, отраслевой характер. Они регулируют внутриведомственные отношения. Акты органов государственной власти субъектов Федерации и акты органов местного самоуправления распространяются на всех лиц, проживающих или находящихся на данной территории.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.131 (0.009 с.) |