![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Письменноречевая коммуникация: свойства, виды и функции. Навыки техники письма и его чтения.
Письменная коммуникация играет особую роль в профессиональной деятельности современного руководителя. Создание текстов в условиях открытого информационного общества предполагает овладение специальными умениями – языковыми, интеллектуальными и коммуникативными. Новая философия управления требует от руководителя развития таких личностных и профессиональных качеств, как умение ориентироваться в различных ситуациях, критически оценивать и обобщать собственный опыт, ставить достижимые цели и прогнозировать результаты. Для этого, в свою очередь, требуется развитие аналитических умений, структурного, системного и стратегического мышления, искусства убеждать и излагать мысли четко, ясно и аргументированно. С другой стороны, развитие новых технологий привело к усложнению форм коммуникации и преобладанию текстовой, письменной формы общения. Если в устноречевой коммуникации мы обращаем внимание на специфическую речевую деятельность говорящего и слущающего, то в письменноречевой внимание акцентируется на ролях пишущего (создающего текст, автора (тродуцируемого речевого произведения) и читающего или читателя. Возможны и такие ситуации, когда один и тот же человек выступает в обеих ролях, например автор реферата читает вслух, однако чаще эти роли дифференцируются. Чтение и письмо являются самодостаточными видами речевой деятельности, и рассматривать их необходимо обособленно. Так же, как в устноречевой коммуникации имеет место постоянное взаимодействие и взаимовлияние говорения и слушания в процессе установления взаимопонимания коммуникантов, в письменноречевой письмо и чтение объединяются по разным основаниям и между собой, и с устными формами Письмо и чтение объединяются по такому основанию, как форма общения адресанта и адресата информации. Они реализуют письменную, опосредованную временем и расстоянием форму общения и решают задачи приема-передачи информации, предлагая ответы на вопросы: кто (автор текста, читатель)? С какими намерениями (мотивы, цели)? В какой ситуации (сфера общения)? Опосредованно (через текст) обращается к кому (к какой аудитории)? Прогнозирует (предполагает) какую реакцию (насколько отсроченную, повторяющуюся и т.д.)?
Письменноречевая коммуникация предполагает частичное подключение видов устноречевой деятельности для достижения результата передачи-получения информации. Так, письмо и говорение реализуют процессы выражения мыслей, чувств, волеизъявлений человека (адресанта) и, следовательно, служат информационной базой общения. Чтение и письмо, реализуя письменное общение, служат целям не только установления контакта или получения информации в данный момент времени, но и фиксации этой информации для последующей передачи ее через письменные тексты или в устной форме в процессе предъявления извлеченных во время чтения знаний, фактов, сведений и т.д. Заметим, что продуктивным видам речевой коммуникации (говорению и письму) предшествует такой вид деятельности, как думание. Он предполагает (включает в себя) внутренний способ формирования и формулирования мысли. Говорение и письмо – продуктивные виды, выраженные в процессах построения, создания мыслительных задач для адресатов. Слушание и чтение – внешне выраженные процессы внутренней мыслительно-речевой активности, которые вызываются необходимостью формирования и формулирования заданного извне смыслового содержания, т.е. решения мыслительной задачи вербальными средствами для собственной пользы. Письменноречевая коммуникация, имея некоторые сходные черты с устноречевой, отличается большей подготовленностью и независимостью от времени и условий протекания, употребление более развернутых, литературно оформленных речевых оборе. Задача участников письменноречевой коммуникации – добиться адекватности выражения-восприятия информации независима временной отсроченности или условий протекания. В процессе письменноречевой коммуникации, опосредованной общими (взаимосвязанными) установками коммуникантов, роли распределяются по известной схеме. Автор (адресант) письменноречевого произведения воплощает свои действия в передаче мыслей, идей, знаний обобщенному (абстрактному) собеседнику (читателю), который не обязательно реагирует на полученную информацию немедленно и не всегда известен автору.
Читатель (адресат) информационного текста воспринимает его как общее содержание текста, так и стратегический замысел автора. Смысловое восприятие прочитанного выражается в приятии; или неприятии точки зрения автора, следовании полученным рекомендациям или в попытке переосмыслить текст, выражая в устных или письменных реактивных действиях собственное видение предмета. Взаимопонимание между пишущим и читающим чаще всего устанавливается в тех сферах и ситуациях общения, которые подразумевают точную адресацию произведений и общий язык коммуникантов. Письменная речь (в отличие от устной) воспринимается как функция социально-культурного, познавательного общения и чаще воплощается в опосредованном текстом межличностном общении адресанта и адресата. Стилистически письменная речь тяготеет к литературным, книжнописьменным стилям (научному, художественному, публицистическому, деловому). Безусловными признаками письменной речи (кроме речи отдельных персонажей произведений) являются: - логичность; - развернутость; - избыточность; - нормативность; - стилистическая соотнесенность и т.д. 2.4. Невербальная коммуникация: слуховая, зрительная, кожнотактильная, хеморецепция (обоняние, вкус), теплорецепция (чувство тепла, холода). Термин «невербальное» обычно понимается как «несловесный язык». Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства.
Ядро невербального поведения составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия. В принципе между речевым и неречевым сообщениями возможны соотношения трех типов: - неречевое сообщение согласуется с речевым, усиливает его (например, неприязнь к человеку, выраженная словесно, подчеркивается отталкиванием, увеличением дистанции); - неречевое сообщение противоречит речевому (например, человек сообщает партнеру о своих симпатиях к нему, но при этом сдвигает брови, морщит лоб, раздувает ноздри); - неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое (например, человек обсуждает деловую проблему, а на невербальном уровне отражается информация об эмоциональных отношениях с партнером). Невербальное поведение считается многими исследователями той частью общения, которая с трудом поддается формализации и за которую человек не несет ответственности. Несмотря на это невербальные средства так же, как и вербальные, используются для организации обратной связи в процессе общения. Установлено, что люди получают в процессе невербальной коммуникации следующую информацию: - эта информация о личности коммуникатора, которая включает сведения о темпераменте человека, его эмоциональном состоянии в данной ситуации, его «Я» – образе и самооценке, личностных свойствах и качествах, коммуникативной компетентности, социальном статусе;
- это информация об отношении участников коммуникации друг к другу, их желаемом уровне общения, характере или типе отношений (доминирование – зависимость, расположение – нерасположение), динамике взаимоотношений; - это информация об отношении участников коммуникативного процесса к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Невербальное поведение может проявляться следующим образом: - выступать как средство, дополняющее речь; - как «автономный текст», существующий параллельно речи; - выступать как единственное средство общения. Выделяют следующие виды невербальной коммуникации: - слуховая; - зрительная; - кожнотактильная; - хеморецепция (обоняние, вкус); - теплорецепция (чувство тепла, холода). Главным компонентом здесь является кинестетика – зрительно воспринимаемый диапазон движений тела, жесты рук, движения глаз и лица. Центральное место в кинестетике занимает экспрессивная подструктура, которая подразделяется на выразительные движения и физиогномику. С помощью акустического канала отражается просодическая структура невербального поведения. К ней примыкает экстралингвистическая структура (речевые паузы и психофизиологические реакции человека – плач, кашель, смех, вздохи и т.д.). Такесика – область невербального поведения, находящаяся под контролем тактильно-кинестетической системы отражения (данные поступают от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов), а также зрительной и слуховой системы, обеспечивает оценку всех нюансов физического контакта.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.115 (0.011 с.) |