![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Серова Т. О. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. – королёв мо: киуэс, 2011, - 86 С.
Рецензент: к.с.н., профессор Смирнов В.А.
Данный учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ для всех специальностей, а также Учебного плана утвержденного Ученым советом КИУЭС Протокол № от
Зав. кафедрой иностранных языков к.ф.н., профессор Красикова Т.И.
ПРЕДИСЛОВИЕ В современных условиях общество требует от дипломированного специалиста не только высокого профессионализма в избранной им сфере деятельности, но и высокого уровня культуры устной и письменной речи. Культура речи – неотъемлемая часть личностной характеристики человека и немаловажное условие профессионального успеха. Низкий уровень речевой культуры заметно снижает рейтинг делового человека. Предлагаемый «Учебно-методический комплекс» преследует цель – помочь студентам глубже постичь принципы речевого общения, овладеть нормами современного русского литературного языка, усовершенствовать культуру своей речи. Содержание, которое необходимо усвоить студенту в процессе изучения данной дисциплины, достаточно объемно, а количество часов, отведенных на лекционные и практические занятия, невелико. От студентов требуется интенсивная самостоятельная работа с учебной и справочной литературой. Данное пособие поможет студенту освоить материал в доступной форме. С этой целью в пособие включены таблицы и схемы, облегчающие восприятие особенно трудных аспектов дисциплины. УМК включает в себя: 1. Программу по дисциплине «Русский язык и культура речи» 2. Теоретический материал по основным разделам курса. 3. Материалы для проведения семинарских занятий. 4. Варианты контрольной работы. 5. Примерный перечень вопросов к зачету. 6. Материалы для самостоятельной работы студентов 7. Список литературы, необходимой как при подготовке к зачету, так и при выполнении контрольной работы.
Пособие предназначено для студентов как очного, так и заочного отделений. Рабочая программа по дисциплине «Русский язык и культура речи» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Курс «Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у специалистов нефилологического профиля – в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатыми коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка. Задачи курса состоят в формировании у студентов следующих основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в самых различных сферах – бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной: · продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения; · участие в диалогических и политологических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями. Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация). Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию – при понимании речи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА В ходе изучения курса «Русский язык и культура речи» студенты должны не просто укрепить знания в перечисленных областях, но научиться практически применять их для построения текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей. Это подразумевает: · расширение круга языковых средств и принципов их употребления, которыми активно и пассивно владеет говорящий; · систематизацию этих средств в соответствии с тем, в какой ситуации, в каком функциональном стиле или жанре речи они используются; · обучение студентов способам трансформации несловесного материала, в частности изображений и цифровых данных (схем, графиков, таблиц и т.п.) – в словесный, а также различным возможностям перехода от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к связному тексту). В результате освоения дисциплины слушатель направления подготовки 040100 «Социология» осваивает следующие общекультурные компетенции: · умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2). Студент должен иметь представление о языке и речи, особенностях речевого общения, видах коммуникации, функционально-смысловых типах речи, функциональных стилях речи, о современной языковой ситуации. Студент должен знать, что такое русский литературный язык, языковая норма и ее варианты, основные типы норм, особенности устной и письменной речи, особенности функциональных стилей речи, механизмы порождения и восприятия устной и письменной речи. Студент должен: · уметь ориентироваться в различных речевых ситуациях, адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения; · владеть такими жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности (уметь вести деловую беседу, обмениваться информацией, давать оценку, вести дискуссию и участвовать в ней, выступать на собраниях с отчетами, докладами, критическими замечаниями; соблюдать правила речевого этикета); · владеть профессионально значимыми письменными жанрами (уметь составлять официальные письма, служебные записки, решения собраний; писать аннотацию, рецензию, реферат и т.п.; править (редактировать) написанное; · грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты. Программа дисциплины построена по тематическому принципу. Каждая тема включает перечень основных проблем, которые раскрывают ее содержание, последовательно освещаются в лекционном курсе и изучаются студентами на семинарах, а также в процессе самостоятельной работы.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ Предмет и задачи курса. Русский язык как способ русского национального сознания и русской культуры. Русский язык конца ХХ – начала ХХ1 вв. Новые явления в русском языке. ТЕМА 2. ЯЗЫК, РЕЧЬ, ОБЩЕНИЕ 2.1 Структурные и коммуникативные свойства языка Язык как знаковая система. Язык и речь. Общение. Виды общения. Структура речевой коммуникации. Невербальные средства общения. Универсальные постулаты коммуникации. ТЕМА 3. РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ Устная и письменная формы речи. Диалог и монолог. Функционально-смысловые типы речи. Общая характеристика функциональных стилей речи. Текст как речевое произведение. Понятие о речевом жанре. ТЕМА 4. РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО НОРМЫ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Структура русского общенационального языка. Литературный язык и внелитературные разновидности языка: просторечие, территориальные и социальные диалекты (жаргоны). Проблема молодежного жаргона (сленга). Разговорная литературная речь. Разграничение разговорной речи и просторечия. Русский литературный язык как высшая форма общенародного языка. Понятие языковой нормы. Признаки нормы. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка. Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества. Характеристика понятия «культура речи». Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи. Основные типы норм: императивные и диспозитивные. Норма и вариантность языковых единиц. Норма и кодификация. Классификация норм: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные (орфографические и пунктуационные) нормы. Новые слова и трудности их употребления. Иноязычные слова и вопрос о мере их использования. Ортологические словари (словари правильностей). Принципы работы с ними. Коммуникативный аспект культуры речи. Две ступени культуры речи (речь правильная и речь хорошая). Коммуникативные качества речи: богатство, точность, чистота, уместность, выразительность. Логичность речи.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.10 (0.018 с.) |