Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели взаимоотношений медицинских
Работников и пациентов Достаточно широко известны модели взаимоотношений медработников и пациентов американского врача Роберта Бича (R. Veatch): инженерная, патерналистская, коллегиальная и контрактная. Впоследствии к ним добавилась договорная модель, предложенная Бичем и развитая Уильямом Мэем (W. May). Инженерная модель — врач или медсестра восстанавливают какие-то функции и устраняют поломки в организме пациента. Межличностный аспект взаимоотношений медицинского персонала и пациентов целиком или почти целиком игнорируется. Эта модель может преобладать в рентгеновских кабинетах (отделениях), кабинетах функциональной диагностики, в работе с больными в бессознательном состоянии в реанимационных отделениях. Патерналистская (лат. pater — отец) модель — медицинский персонал относится к пациентам, как родители относятся к своим детям, причем без уважения автономии личности пациента. Врач или медсестра сами определяют, в чем состоит благо пациента, сами принимают важные для пациента решения и соответственно берут большую часть ответственности на себя. Коллегиальная модель — полное взаимное доверие медицинского персонала и пациентов. Медработник сотрудничает с пациентом, как с коллегой. Сам Р. Бич считает, что такая модель противоречит социальной реальности. Думаем, что в целом это правильно, но существуют и исключения. Например, при некоторых хронических заболеваниях пациент должен быть подготовлен не только к грамотной оценке своего состояния (уровня АД, содержания сахара в крови или моче), но и к соответствующим мерам самопомощи. Контрактная модель в редких случаях может выглядеть как юридически оформляемый договор с пациентом. Гораздо чаще между медицинским персоналом и пациентом устанавливается некое соглашение, подразумевающее соблюдение принципов свободы, достоинства, честности, справедливости. Отношения с врачом на основе контракта оставляют за пациентом право на выбор. Если такие отношения противоречат этическим принципам врача или взаимное доверие утрачивается, то врач может расторгнуть контракт или не заключить его вовсе. Договорная модель представляет собой совокупность положительных особенностей коллегиальной и контрактной моделей. Договор
строится на принципах взаимного доверия и не может быть расторгнут медработником в одностороннем порядке. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ДОГОВОР Идея терапевтического договора/контракта возникла одновременно с концепцией активного участия пациента в программе лечения. Она основана на убеждении, что участие в лечении поможет пациенту вновь обрести контроль над событиями, власть над своей жизнью. Эта методика чаще используется медсестрами в индивидуальных отношениях и в семейной медицине. Стандартного договора не существует. В предложенном отрывке дано представление о том, что должно быть включено в договор. ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА 1. Имена пациента и медсестры. 2. Сроки начала и окончания действия соглашения. 3. Время, место, продолжительность, частота встреч. 4. Обсуждение оплаты, если это приемлемо: стоимость каждой встречи, время оплаты; будет ли возврат денег в случае пропуска встречи. 5. Оценка результатов для пациента: результаты оцениваются в поведенческих терминах, для того чтобы их можно было измерить; они могут быть изменены с увеличением числа встреч. 6. Роли пациента и медсестры: ожидание относительно образа действия каждой стороны; сущность оказываемой помощи. 7. Обсуждение конфиденциальности. 8. Условия окончания сотрудничества. Следует обратить внимание на следующие моменты. Представление пациента и медсестры. Причинами, по которым медсестры часто не представляются клиенту, являются волнение, чувство неудобства, неуважение к пациенту. Объяснение ролей включает четкое описание того, что медсестра может и чего не может делать. Обсуждение целей взаимоотношений. Основным во взаимоотношениях должен быть пациент, его/ее жизненный опыт, противоречивые моменты. Особенности соблюдения конфиденциальности обсуждаются при первой встрече. Пациенту четко объясняют, что конфиденциальность не означает полной секретности. Пациент должен осознавать, что для обеспечения эффективного ухода информацию о его состоянии должны получать люди, участвующие в оказании помощи. Межличностные аспекты сестринского дела: Учеб, пособие. Пер. с англ. / Под общ. ред. проф. Г.М. Перфильевой. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. - 40 с.
В первых двух моделях отношения между медработниками и пациентом выстраиваются по субъект-объектному типу, что может приводить к обоюдной деформации личностей. В последних трех моделях преобладает субъект-субъектный тип взаимоотношений, что делает их предпочтительными. Подобные взаимоотношения способствуют личностному росту и пациентов, и медработников. 2.6. Психологическая подготовка медсестры Реформирование сестринского дела, появление новых направлений деятельности и постепенное изменение статуса медсестры требуют профессиональной подготовки в области теоретической и практической научной психологии. Однако программа обучения в медицинских училищах и колледжах построена таким образом, что знания медсестер о психических свойствах и состояниях личности, о структуре общения, умения действовать в критических ситуациях не используются в практической деятельности. Это может быть связано с рядом причин. 1. Отсутствие учебных пособий для медсестры базового уровня подготовки. 2. Недостаточное количество квалифицированных преподавателей психологии, имеющих и сестринскую, и психологическую специальность, а также опыт практической работы. 3. Отсутствие мотивации у студентов и затем практикующих медсестер к самопознанию и саморазвитию. 4. Недопонимание руководителями высшего и среднего уровня, некоторыми врачами необходимости психологических знаний и умений для любой медсестры[VII]. Выводы 1. Сестринское дело как форма деятельности относится к профессиям группы «человек — человек». 2. ВОЗ определяет следующие профессиональные роли медсестры: практик, менеджер, преподаватель, член бригады, научный работник. 3. Труд медсестры можно описать через совокупность профессиональной деятельности, профессионального общения, профессиональной личности. 4. Объектом профессионального труда медсестры-практика является больной человек. Поведение медсестры влияет на состояние пациента, поэтому отсутствие у медсестры знаний, умений и навыков профессионального общения делает ее профессионально абсолютно непригодной. 5. Деятельность менеджера включает в себя межличностные роли, информационные роли; роли, связанные с принятием решений. Для успешного выполнения этих ролей руководитель должен обладать определенными умениями: концептуальными, техническими, умениями взаимодействия с людьми. 6. Объектами труда медсестры-педагога могут быть пациент и его ближайшее окружение; коллеги медсестры; студенты и школьники; родственники, друзья, знакомые, соседи самой медсестры. Составляющие педагогического труда медсестры: информационная, мотивационная, воспитательная, операциональная. 7. Наиболее известны инженерная, патерналистская, коллегиальная, контрактная и договорная модели взаимоотношений медицинских работников и пациентов. В двух первых отношения между сторонами складываются по субъект-объектному типу, в трех последних — по субъект-субъектному. 8. Знания, получаемые будущими медсестрами по курсу психологии, зачастую не используются ими в профессиональной деятельности. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: функции и роли медсестры, специфика труда медсестры, психотерапия, управленческие роли, управленческие умения, объекты педагогического труда медсестры, модели взаимоотношений медработников и пациентов, терапевтический договор.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.186.133 (0.008 с.) |