![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормы построения предложений
1. При подлежащем, в составе которого собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и др.) или числительное, сказуемое может иметь форму и единственного, и множественного числа. Форма ед. ч. сказуемого употребляется: 1) при нераспространённом существительном собирательного значения: Большинство было против, меньшиство — за; 2) при наличии управляемого слова в форме Род. п. ед. ч. в составе подлежащего: Подавляющее большинство интеллигенции живёт мечтой об ином уровне жизни; 3) при существительном со значением объекта, а не субъекта действия в составе подлежащем: Ряд положений доклада не вызвает возражений; Часть строителей направлена на объект; 4) при количественно-именном сочетании в функции подлежащего (форма ед. ч. указывает при этом на совместное действие или совокупность предметов): Пять учеников отсутствует; Семь книг не хватает (Ср. с формой мн. ч., указывающей на раздельность совершения действия, отдельные предметы: Последние пять книг заинтересовали меня; Семь учеников не выполнили задания); 5) при обозначении количества, меры веса, пространства, времени (особенно при словах дней, лет, минут, часов и т. д.): Закуплено тридцать килограммов яблок и двадцать — апельсинов; Пятнадцать минут остаётся до конца урока; 6) обычно при составных числительных, оканчивающихся на один: Двадцать один ученик посещает музыкальную школу; 7) при подлежащем — имени числительном (в значении абстрактного числа) без существительного: Двенадцать делится на три; 8) при подлежащем, в составе которого существительное со значением определённого количества (пара, тройка, семёрка, десятка, сотня и т. п.) или неопределённого количества (масса, уйма, бездна, пропасть и т. п.): Первая тройка игроков получила призы; Пара бегунов вырвалась вперёд; Масса проблем захватила его; Бездна знаний была в этой голове; 9) при конструкциях типа те, кто и все, кто: Те, кто пришел... Все, кто ответил...
Форма мн. ч. сказуемого употребляется: 1) при дистантном расположении главных членов, их оторванности друг от друга: Половина студентов педагогических вузов в период каникул работают с детьми; 2) при наличии однородных сказуемых или однородных подлежащих: Большинство студентов успешно учатся, принимают участие в работе научных семинаров, интересно отдыхают; Ряд писателей, учёных, общественных деятелей обратились к правительству с заявлением;
3) при подлежащем с причастным оборотом или придаточным с союзным словом который, имеющими форму мн. ч., если подлежащее расположено перед сказуемым: Часть работ студентов, выполненных в прошлом году (которые были выполнены в прошлом году), заслуживают высокой оценки (этим подчёркивается и раздельность каждой из совокупности работ); 4) при сказуемом, выраженном краткой формой качественного прилагательного или относительным прилагательным: Треть уроков были непродуманы и неинтересны. Большая часть изделий — деревянные; 5) при словах все, эти: Эти шесть пакетов получены вчера; Все десять задач решены правильно.
Обе формы (ед. и мн. ч.) сказуемого могут употребляться при обозначении приблизительного количества: а) если существительное ставится перед числительным: Человек шесть вышло (вышли) из подъезда; б) если в составе подлежащего употребляются слова около, свыше, больше, меньше, много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько (форма ед. ч. при обозначении пассивного состояния, а мн. ч. — при обозначении активного состояния)): На столе лежало (лежали) около двадцати книг; Столько известных людей осталось(ись); Много вопросов было(и) поднято(ы) на собрании; Немало их хотело(и) бы вернуться; За оврагом росло(и) несколько берёз; Здесь прогуливались(ось) несколько пар.
2. Особую сложность вызывает употребление в речи деепричастий и деепричастных оборотов. Они придают высказыванию книжный характер, отличаются сжатостью. При необходимости их можно заменить синонимичными конструкциями — придаточными, падежными формами имён существительных, глаголами: Глубоко задумавшись, она бродила по саду — В глубокой задумчивости она бродила по саду — Она глубоко задумалась и бродила по саду и т. д.
Следует помнить: 1) Деепричастие в двусоставном предложении обозначает добавочное действие субъекта-подлежащего, основное действие которого названно глаголом в спрягаемой форме: Успешно сдав сессию, первокурсники отправились в поход. Ошибочными являются конструкции, в которых действие, выраженное спрягаемым глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием (деепричастным оборотом), относятся к разным лицам, например: *Проходя мимо этого дома, мне вспомнилось детство (Правильнее выразить эту мысль кострукцией с придаточным предложением: Когда я проходил мимо этого дома, мне вспомнилось детство); *Направляясь в школу, ученика испугал промчавшийся на красный свет автомобиль.
2) Нельзя употреблять деепричастие (деепричастный оборот) в безличном предложении, главный член которого не имеет в своём составе формы инфинитива, например: *Прочитав эту книгу, мне стало грустно. Исключение. Возможно употребление деепричастия в таком безличном предложении, главный член которого включает в свой состав инфинитив: Нужно было изучить большой объём литературы, не имея для этого возможностей.
3) Ненормированным является употребление деепричастного оборота в страдательной (пассивной) конструкции: субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастным оборотом. Например, грамматически неправильна фраза: *Глядя в окно, ученик был вызван учителем к доске (в предложении два субъекта: ученик (глядел в окно) и учитель (вызвал ученика к доске)). Правильно: Глядевший в окно ученик был вызван учителем к доске или Когда (в то время как) ученик глядел в окно, учитель вызвал его к доске.
Практические задания
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.161 (0.007 с.) |