Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Большого Средиземноморского Региона»Стр 1 из 6Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт общественных наук и международных отношений Кафедра «Теология и религиоведение»
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Поликонфессиональные особенности стран Большого Средиземноморского Региона» На тему: Боги и демоны «Илиады» Гомера. Оценка древнегреческого пантеона с позиций христианской нравственности
Выполнил: магистрант группы ТЕО/м-19-1-о Андрущенко Игорь Валентинович, иерей «___» ____________ 20__г. Направление: Теология 48.04.01 Профиль: Государственно-конфессиональные отношения Научный руководитель: доцент Смирнова Т. В. «___» ____________ 20__г.
Оценка: _______________
«___»_____________20__г.
Севастополь Г. Содержание Введение………………………………………………………………….….. 3 Глава 1. Древнегреческая религия как религиозный антипод Христианства в Средиземноморском регионе. 1.1. Археологические памятники древнегреческой культуры, музейные собрания и артефакты………………………….……5 1.2. Восприятие древнегреческого мифа в европейской культуре………………………………………………………….8 1.3. Нравственная оценка Олимпийских богов, изображенных в «Илиаде» Гомера……………………………………………….13 Глава 2. Языческий политеизм с точки зрения Христианства. 2.1. Запрет языческих культов в Священном Писании Ветхого и Нового Завета……………………………………………………………………….26 2.2. Осуждение греческих богов христианскими апологетами на примере сочинений Климента Александрийского………………………………29 Заключение………………………………………………………………..…31 Библиографический список……………………………………………...….33 Приложения……………….…………………………………………………36
Введение
Данная курсовая работа посвящена нравственной оценке древнегреческой религии с христианских позиций. Сын Божий Иисус Христос воплотился и пришёл к людям как Совершенный Бог и Совершенный Человек в период могущества Римской империи. В духовно-культурном отношении это была эпоха синкретизма. Множество народов, обитавших в районе Средиземноморья, со своими самобытными традициями были объединены под властью Рима. Хетты, финикийцы, египтяне, минойцы, эллины, этруски, римляне – эти и многие другие народы внесли свой вклад в формирование единой средиземноморской культуры. И проповедь святых апостолов прозвучала в первую очередь среди народов, входивших в Римскую империю, чтобы затем распространиться за её пределы для всего мира.
Чтобы понять условия, в которых проходило евангельское благовестие, трудности, с которыми столкнулись древние проповедники истины Христовой, необходимо иметь представление о дохристианской культуре Средиземноморья, которая в религиозном контексте с точки зрения авраамических религий характеризуется как языческая. Одним из главных компонентов её является религия Древней Греции. Древнегреческие боги пользовались популярностью в Римской империи, и им продолжали поклоняться в народе до 391 г., когда римский император Феодосий I Великий издал эдикт, официально окончательно запрещающий языческие культы. Древнегреческая цивилизация оставила нам множество археологических и литературных памятников, которые дают нам возможность ознакомиться с особенностями её государственного устройства, социально-экономических отношений, быта и религиозных взглядов. В нашем исследовании затрагивается важный период формирования греческой культуры, отраженный в знаменитом эпосе Гомера «Илиада». Мир гомеровских поэм отражает реалистичную картину жизни последнего времени периода древнегреческих «тёмных веков» [ 28, с. 6. ]. Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим интересом к дохристианским языческим религиям в современном обществе. Это проявляется в возникновении многочисленных новых религиозных «неоязыческих» движений во всём мире, целью которых является воссоздание древних исчезнувших культов. Особенно популярны такие религиозные направления в молодёжной среде. Дохристианская культура часто идеализируется, как якобы содержащая гармонические отношения человека и природы. При этом её нравственная составляющая игнорируется. Но именно моральные нормы социума, представления о добре и зле, добродетелях и пороках, являются главными критериями духовной культуры с точки зрения христианства и других мировых религий.
Объектом настоящего исследования является дохристианская древнегреческая религия Средиземноморского региона. Предмет исследования – пантеон богов Олимпийцев, изображенный в «Илиаде» Гомера, одном из наиболее значимых источников сведений о культуре Древней Греции. Цель исследования – оценка древнегреческого пантеона с позиций христианской нравственности. Методы исследования: анализ источников и научной литературы, культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный анализ. В качестве исследовательской гипотезы выступает предположение, что древнегреческий пантеон, изображенный в эпосе Гомера «Илиада», с точки зрения христианства является отражением религиозной практики общения с падшими духами. Курсовая работа содержит следующие структурные элементы: введение, основная часть (две главы), заключение, список использованной литературы, приложения. В работе содержится 10 рисунков, объём работы 41 страница. Список литературы включает 37 наименований.
Заключение В результате исследования мы выяснили, что при оценке нравственности древнегреческих богов «Илиады» Гомера с христианских позиций, проявляются их демонические черты. У древних греков разделение на добрых и злых богов не связано с отношением к Богу Создателю, как в монотеистических религиях, где святые Ангелы противопоставляются падшим демонам, а зависит от отношения к человеку: помогает духовная сущность, или вредит. Олимпийский бог наказывает не за нарушение нравственных заповедей, не за злые поступки, а за нежелание поклоняться, приносить жертвы, или нарушение обрядовых предписаний и табу. В ответ на жертвоприношения и личное поклонение боги могут награждать за это различными материальными благами. Причём награда носит чаще всего аморальный с христианской точки зрения характер (магический пояс Афродиты как форма шаманской любовной магии, наведение порчи на недругов и др.). У героя древнегреческих мифов нет стремления к нравственному совершенству, он не обращается к Богу Творцу с молитвой о покаянии в совершённых злых поступков или с просьбой о помощи в добрых делах. Древний эллин обращается к богам для помощи в достижении личных целей, исцеления, защиты от других людей или богов, или нанесения вреда врагам. В жестокой Троянской войне греки не молятся Богу Творцу, с которым они утратили религиозное общение, но обращаются за помощью к кровожадным богам Олимпийцам, толкающим их на новые и новые кровопролитные битвы. Глава Олимпа Зевс в «Илиаде» не призывает к миру, но народы «духом вражды сердцегложущей свел на кровавую битву» [Ил., VII, 210].«Троянская война отвечает всем характеристикам грабительского похода. Ахилл, Аякс, Одиссей, уподобляясь богу Аресу, называют себя «разорителями гoродов», ptoliport h oi».[30, с. 148]. Вполне вероятно, что не только социально-экономические причины или геополитические сдвиги явились причиной заката Микенской цивилизации и наступлению периода Темных веков в истории Древней Греции, но и нравственный упадок, обращение к разрушительным демоническим силам, скрывающимися за образами богов «Илиады» Гомера.
Монотеистические религии запрещают вступать в контакт с языческими богами, считая их нечистыми духами, бесами, шайтанами. Последствия влияния падших духов, которые были выявлены в нашем исследовании можно увидеть в Послании апостола Павла, где он перечисляет признаки нравственного падения, ведущего к вечной смерти: «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» [Гал. 5: 19-21]. Как мы увидели, боги Олимпийцы потворствуют таким страстям. Пророческое вдохновение, описанное в Библейских книгах, носит совершенно иной характер, являясь результатом откровения Бога Творца и общения со св. Ангелами. Признаки воздействия Божественной благодати Святого Духа тоже приводит апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» [Гал. 5: 22-23]. В XXI в., когда западная цивилизация продолжает двигаться по пути отхода от христианских ценностей, возрастает интерес к языческим культам. Нередко в дохристианских традициях ищут истоки национальной культуры и самобытности, игнорируя духовно-нравственный аспект. Такой подход близок духу эпохи Возрождения, когда к древнегреческим мифам обратились как к безрелигиозным объектам культурного наследия. Продолжает нарастать популярность различных направлений неоязычества и New Age. Часто эти культы, как якобы содержащие гармонические отношения человека с природой и космосом, преподносятся под видом духовной альтернативы христианству и современной цивилизации. Одним из ярких примеров такого интереса служит мировая популярность фильма режиссёра Джеймса Кэмерона «Аватар». Иногда языческими практиками интересуются в поисках психотехнических методов «расширения сознания», также не придавая значения нравственной составляющей религиозных культов. Однако нравственный критерий оценки является определяющим в христианском мировоззрении. Нравственная оценка олимпийского пантеона с христианских позиций позволяет предположить демоническое, бесовское влияние, лежащее в основе религиозно-культовой практики не только у древних греков, но и у большинства языческих народов. При уклонении от нравственных норм, установленных Богом Творцом, происходит духовно-нравственная деградация, результатом которой является забвение Бога и возникновение суеверий и демонических культов. Таким образом объясняются религиозно-мифологические противоречия «Илиады», нравственное несоответствие образа богов Олимпийцев с представлением о Боге в Христианстве и других монотеистических религиях.
Библиографический список 1. Андрущенко И. В. Зороастризм и авраамические религии. / Труды ТДС. — Симферополь, 2020. — Mode of access: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41820998. 2. Андрущенко И., иерей. Этика зороастризма как фактор формирования межконфессиональных отношений в древнем Иране // Религия. Общество. Человек.: научный сборник / составитель Ю. В. Норманская. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2019. – 157 с. 3. Барикко А. Гомер. Илиада: Роман / Пер. с итал. Е. Кисловой. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. - 160 с. 4. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. VIII, – М.: Изд-во АН СССР, 1955, – 728 с. 5. Буркерт В. Греческая религия: Архаика и классика / Пер. с нем. М. Витковской и В. Витковского. — СПб.: Алетейя, 2004. — 584 с. 6. Вико Джамбаттиста. Основания Новой науки: Пер. с итал. — М.—К.: «REFL-book» — «ИСА», 1994. — 656 с. 7. Голубев Д. Г., Никольский Е. В. Прамонотеизм в древних культурах Хакасии и Удмуртии (опыт сравнительной характеристики) // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – Т. 29, вып. 1. 8. Гомер. Илиада. Пер. Н. И. Гнедича. Зайцев А. И. Древнегреческий героический эпос и „Илиада“ Гомера. – Л.: «Наука», 1990, – 572 с. 9. Догматическое богословие. Протоиерей Олег Давыденков. – М.: Изд-во ПСТГУ, 201. – 622 с. 10. Доддс Э. Р. Греки и иррациональное / Пер. с англ., коммент. и указатель С. В. Пахомова; Послесл. Ф. Х. Кессиди. - СПб.: Алетейя, 2000. - 507 с. 11. Досократики. — Мн.: Харвест, 1999, – 784 с. 12. Егунов А. Н. Гомер в русских переводах XVIII-XIX веков. — М.: Индрик, 2001. - 400 с. 13. Иконографическая база данных Института Варбурга: https://iconographic.warburg.sas.ac.uk/vpc/VPC_search/subcats.php?cat_1=8&cat_2=15&cat_3=629&cat_4=973&cat_5=3277&cat_6=8125&cat_7=2709 14. Свт. Иоанн Златоуст. Гомилии на Деяния Апостолов. http://bible.optina.ru/new:act:16:13#svt_ioann_zlatoust. 15. Киле П. Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]. - https://coollib.net/b/239520-petr-kile-opyityi-po-estetike-klassicheskih-epoh-stati-i-esse/readp?p=3&cnt=9000 16. Климент Александрийский. Строматы. Т. 3 (Книги 6-7). Издание подготовил Е. В. Афонасин — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2003. — 368 с. 17. Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасётся / Пер. с древнегреч. А. Ю. Братухина. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. — 288с. 18. Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции / Пер. с англ. Н. А. Поздняковой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. 430 с. 19. Лопухин А.П. http://bible.optina.ru/new:act:16:16. 20. Лосев А. Ф. Гомер / Предисл. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — М: Молодая гвардия, 2006. — 400 с. 21. Мелетинский Б.М. Поэтика мифа. 3-е изд., репринтное. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — 407 с. 22. Отто В.Ф. Греческие боги: Картина божественного в зеркале греческого духа / Пер. с нем. О.С. Ракитянской. - СПб.: Владимир Даль, 2019. – 318 с.
23. Oтто В. Φ. Дионис. Миф и культ. – М: Клуб Касталия. 2016. — 224 с. 24. Православная энциклопедия. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия»., Т. 35, 2014. – 752 с. 25. Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности: ранняя греческая наука «о природе» — М.: Наука, 1979, – 486 с. 26. Симмонс Д. Илион – «АСТ», 2003. 27. Тронский И. М. История античной литературы: Учеб. для ун-тов и пед. ин-тов. – М.: Высш. шк., 1988. – 464 с. 28. Феномен полиса в современной зарубежной историографии: Реф. сб. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. истории; Отв. ред. Медовичев А. Е. — М., 2011. — 152 с. — (Сер.: Всеобщая история). 29. Блаж. Феофилакт Болгарский. http://bible.optina.ru/new:act:16:16. 30. Фор Поль. Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны. М.: Мол. гвардия; Палимпсест, 2004. – 262 с. 31. Шеллинг Фридрих. Философия искусства. М., «Мысль», 1966 – 496 с. 32. Элиаде М. Аспекты мифа/ Пер. с фр. В.П. Большакова. — 4-е изд. — М.: Академический Проект, 2010. — 251 с. 33. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От каменного века до элевсинских мистерий / Пер. с фр. Н. Н. Кулаковой, В. Р. Рокитянского, Ю. Н. Стефанова. – Изд. 2-е. – М.: Академический Проект, 2009. – 622 с. 34. Элиаде М. Священное и мирское/ Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К.Гарбовского. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 144 с. 35. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза: Пер. с фр. — М.: Академический Проект, 2014. — 400 с. 36. Daskalopoulos, Anastasios. Homer, The Manuscripts, and Comparative Oral Traditions (англ.) // ProQuest: journal. — 1999. 37. Weitzmann, Kurt. Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century (англ.). — New York: The Metropolitan Museum of Art, 1979. — P. 216, 217. — ISBN 978-0870991790.
Приложения II. Иллюстрации Рис. 1. Греческий православный монастырь Великий Метеор (Преображенский), изображены на иконе: Плутарх, Платон, Аристотель, Фукидид, Гомер, св. Иустин. Рис. 2. Ахиллес и Фетида. «Амброзианская Илиада», Plate 6-7 (fol. 6v). Рис. 4. «Маска Агамемнона». Золото, XVI век до н. э. Находка из Микенской гробницы №5, сделанная Генрихом Шлиманом в 1876 году. Национальный археологический музей (Афины). Рис. 5. Саркофаг Поликсена, Ионическая поздняя архаика, ок. 520-500 до н. э., мрамор. Этот саркофаг содержал скелет взрослого мужчины и является самым ранним каменным саркофагом, найденным в Анатолии. Археологический музей в Чанаккале (Турция). Рис. 6. "Сокровища Приама". Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва) Рис. 7. Кратер краснофигурный: Парис и Елена. (Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург), Создано: Южная Италия. IV в. до н.э. Рис. 8. Глиняная Табличк а Tn 316 из Пилоса 1210 г. до н. э. с Линейным письмом B
Рис. 9. Калхас (справа) приносит в жертву Ифигению. (Крайний слева — Агамемнон, сверху фигура Артемиды). Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта, Reg. VI, Ins. 8, 3, 5). Инв. № 9112. Рис. 10. Хирон обучает Ахилла игре на лире. Римская фреска из Базилики в Геркуланеуме. Национальный археологический музей (Неаполь) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт общественных наук и международных отношений Кафедра «Теология и религиоведение»
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Поликонфессиональные особенности стран Большого Средиземноморского Региона»
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.66 (0.065 с.) |