![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программы, направленные на повышение сплоченности и благоприятной атмосферы в классе
Для реализации адресных психолого-педагогических программ и технологий, направленных на увеличение продуктивности совместной деятельности, изменение в результативности овладения навыками в коррекционных классах и классах с инклюзией, улучшение учебных результатов у отдельных учеников в процессе реализации программы, улучшение качества отношений учителей с родителями (законными представителями) учеников, психологической службе школы рекомендуется: - выделить факторы риска, а также ресурсы и уязвимости несовершеннолетних, влияющие на развитие девиантного поведения. Соответственно, проводить постоянный мониторинг, в ходе которого определять группу риска и работать с ней, оценку рисков и ресурсов развития, совместно с другими специалистами участвовать в формировании просоциальной развивающей среды для детей, подростков и взрослых (в особенности для лиц с девиантным поведением); - определить порядок реализации психологической помощи с учетом развития трудной жизненной и юридически значимой ситуации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов; - выстроить продуктивное междисциплинарное взаимодействие, сотрудничество со специалистами других организаций (в том числе, другой ведомственной подчиненности) с целью организации комплексной помощи несовершеннолетнему (в силу специфики и сложности психологической, профилактической и воспитательной работы возрастает необходимость владения навыками делового взаимодействия психологов и педагогов со специалистами учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики); - проводить рефлексию собственной профессиональной деятельности, в том числе использования методик, программ и технологий, доказавших свою эффективность. В психолого-педагогических программах важно уделять внимание специфике профилактической деятельности в контексте трудных жизненных ситуаций с участием несовершеннолетних с проблемным и девиантным поведением, определять основные этапы психопрофилактики, основные принципы межведомственного взаимодействия, а также методы и технологии, используемые на каждом этапе данного направления деятельности.
В целях методического руководства рекомендуется использовать Навигатор профилактики девиантного поведения в школе (приложение 6) - памятки с признаками различных видов социального неблагополучия и алгоритмы действий педагогов в случаях их проявлений (в том числе по различным видам девиантного поведения; профилактике девиантного поведения; социально-психологической дезадаптации; раннему проблемному (отклоняющемуся) поведению; рискованному поведению; суицидальному, самоповреждающему поведению; аддиктивному (зависимому) поведению; агрессивному поведению; делинквентному поведению). В программе адресной помощи обучающимся целевой группы "Дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей", направленной на мобилизацию внешних ресурсов обучающегося, следует учитывать организационные и психолого-педагогические меры: - мероприятия по повышению конструктивного взаимодействия между школой и организацией, где воспитываются обучающиеся; - принятие совместного регламента взаимодействия школы и организации по преодолению трудной образовательной ситуации воспитанника; - организацию работы совместных междисциплинарных (межведомственных) команд по психолого-педагогическому сопровождению каждого воспитанника с трудностями в обучении; - рассмотрение работы с каждым обучающимся как с отдельным случаем, координируемым куратором (работа со случаем); - психодиагностику эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной, коммуникативной сферы ребенка-сироты; - разработку индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения воспитанника в образовательной организации; - коррекционно-развивающие занятия для детей-сирот по преодолению трудностей социализации и обучения; - организацию консультирования законных представителей (замещающей семьи) и педагогов по преодолению трудностей обучения воспитанника; - создание группы поддержки обучающегося/воспитанника в классном (школьном) коллективе, организация наставничества. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот предполагает учет социальной ситуации: проживает ли ребенок в замещающей семье, в детском доме или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важное значение имеет проведение просветительской работы и консультативной деятельности с педагогами, профилактических мероприятий с классами (на предмет формирования толерантности, культуры общения, командообразования), где обучается ребенок-сирота.
Программа адресной помощи обучающимся целевой группы "Дети с ОВЗ, дети-инвалиды" призвана содействовать успешности воспитания, развития и социальной адаптации детей, что во многом определяется специальными образовательными условиями и зависит от правильной, слаженной и грамотно организованной работы всех участников психолого-педагогического процесса. Следует обозначить, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися (то есть инклюзивно), так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Функции по организации психолого-педагогической реабилитации возлагаются на ППк или психолого-педагогическую службу организации. В соответствии с профессиональным стандартом "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" реализация программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ включает следующие направления: - диагностическая работа, которая обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательной организации; - коррекционно-развивающая работа, обеспечивающая своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); - консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; - информационно-просветительская работа, направленная на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. При разработке программы адресной психологической помощи следует обеспечить: 1) осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК); 2) определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
3) определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой группы детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка; 4) обеспечение дифференцированных условий образования: - оптимальный режим учебных нагрузок; - вариативные формы получения образования и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; - коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; - учет индивидуальных особенностей ребенка; - соблюдение комфортного психоэмоционального режима; 5) создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального, либо основного, либо среднего общего образования и их инклюзии в образовательном учреждении; 6) использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности. Психолого-педагогическая и социальная реабилитация является обязательным направлением деятельности при обучении обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью. Особое место уделяется социокультурной и профессиональной реабилитации как части комплексной психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов. Целевая группа образовательной реабилитации от всех иных видов реабилитации отличается тем, что помимо лица с инвалидностью в ней нуждается лицо с ОВЗ. При реализации мероприятий общеобразовательные организации обеспечивают конфиденциальность предоставляемой информации, последовательность выполнения мероприятий, соблюдение сроков выполнения ИПРА ребенка-инвалида. Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и ИПРА ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в общеобразовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА является основанием для создания условий для обучения и воспитания детей. При разработке программы адресной психологической помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением рекомендуется предусмотреть следующие организационные и психолого-педагогические мероприятия (в процессе профилактики, реабилитации, сопровождения): сбор информации о несовершеннолетнем, раннее вмешательство, мотивирование, ориентированные на работу с семьей, организация социальной среды, просвещение, информирование, формирование социально важных навыков, формирование социальных альтернатив, работа со специалистами, создание групп социальной поддержки, в том числе сопровождение в суде, создание служб примирения (медиации), восстановительный подход к работе с несовершеннолетними <10/1>, кейс-менеджмент и иные мультикомпонентные технологии.
Можно выделить следующие технологии помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в юридически значимых ситуациях: 1. Технологии сбора информации о несовершеннолетнем. Данные технологии представлены различными методами структурированной оценки поведения (ОРВ, 123 SAVRY), которые позволяют провести подробный анализ не только факторов риска (в том числе рецидивов) и ресурсов развития, но также составить индивидуальный план работы с несовершеннолетним. Нередко данные технологии используются для составления так называемого ювенального досье или досудебного доклада в рамках уголовного процесса в отношении несовершеннолетних правонарушителей (реже - в гражданском процессе), которое может быть дополнено классическим психологическим заключением и характеристиками несовершеннолетнего другими специалистами (педагогами, социальными педагогами, воспитателями). 2. Технологии раннего вмешательства, направленные на раннее предотвращение неблагополучия как в контексте развития ребенка, так и в семейном контексте. 3. Технологии мотивирования, использующие различные модели интервьюирования, направленные на формирование готовности и мотивации к изменениям поведения, участию в программах помощи. 4. Технологии, ориентированные на работу с семьей, которые предполагают психологическое просвещение, различные тренинги родительской компетентности и семейных навыков, семейное консультирование и психотерапию, а также программы по созданию семейных групп взаимопомощи. 5. Технологии организации социальной среды используются, прежде всего, на основе просвещения через СМИ, а также включают программы работы с подростковой и молодежной субкультурой, различные социальные проекты и социальная реклама. 6. Технологии информирования, то есть просвещения через использование таких форм как лекции, семинары, консультации, беседы, распространение специальной литературы и видео- и телефильмов. 7. Технологии, основанные на использовании методов активного социального обучения, целью которых является формирование социально важных навыков. 8. Технологии формирования социальных альтернатив, базирующиеся на идее о формировании альтернативной просоциальной деятельности. 9. Технологии работы со специалистами (прежде всего педагогами), направленные на создание социально-поддерживающего климата в школах, реабилитационных центрах, колониях, работу с самооценкой и Я-концепцией специалистов, профессиональным выгоранием, а также включающие тренинги личностного контроля и социальных навыков.
10. Восстановительные технологии, в основе которых лежат программы примирения и медиации. 11. Технологии создания групп социальной поддержки, направленные на формирование групп само- и взаимопомощи (среди сверстников, родителей, учителей). 12. Технологии индивидуальной и групповой психотерапии, основанные на различных психотерапевтических подходах (психодинамическом, гуманистическом, поведенческом, когнитивном, семейных систем). 13. Постпенитенциарные технологии помощи несовершеннолетним и их родителям (в том числе родителям, освобождающимся из мест лишения свободы), направлены на социальную адаптацию и интеграцию. 14. Мультикомпонентные технологии, учитывающие индивидуальные и средовые аспекты работы с клиентами и включающие в себя различные компоненты, состоящие из вышеописанных технологий. Данные технологии являются одними из самых эффективных в процессе работы с несовершеннолетними с проблемным и девиантным поведением. Данный перечень не является исчерпывающим, но ориентирует практиков в вариативных возможностях организации психосоциальной помощи несовершеннолетним и их семьям в правовом контексте.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.56 (0.027 с.) |