Глава 3. Проведение деловой игры «обеспечение устойчивости функционирования объекта экономики в чс» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Проведение деловой игры «обеспечение устойчивости функционирования объекта экономики в чс»



Деловая игра проводится для выработки у студентов навыков: командного взаимодействия, принятия решений, расчета параметров поражающих факторов в ЧС, поиска и обработки информации из различных источников, логичного построения учебной работы, адаптации к быстро меняющимся условиям задачи, разработки презентации учебной работы, оформления печатной части учебной работы, проведения доклада учебной работы, проведения дискуссии по результатам учебной работы, ответа на вопросы в ходе дискуссии, защиты результатов учебной работы.

Деловая игра проводится в 3 этапа.

Этапы «деловой игры»

1 Этап. Получение задания

В ходе этого этапа группа студентов разбивается на подгруппы по 2-3 человека. Каждая подгруппа по «легенде» «деловой игры» является постоянно действующей комиссии по исследованию устойчивости объекта экономики. Каждая подгруппа получает у преподавателя задание в виде наименований объекта экономики и наименование ЧС, под воздействием которой окажется ОЭ. Получают требования к работе. В том числе план работы с указанием обязательных пунктов, которые необходимо в работе рассмотреть.

2 Этап. Выполнение разделов работы.

В течение 2-х недель подгруппы в качестве самостоятельной работы разрабатывают 1-й раздел. И представляют его преподавателю на 1-м контроле самостоятельной работы. В ходе контроля самостоятельной работы преподаватель проверяет правильность выполнения 1-го раздела учебной работы и дает подгруппе дополнительные условия задачи необходимые для выполнения работы. К дополнительным условиям в первую очередь относится указание на карте местоположение источника ЧС, при котором будет оказано воздействие поражающих факторов на ОЭ, а также другая информация необходимая для осуществления учебной работы. 

После проверки правильности выполнения подгруппой и утверждения преподавателем 1-го раздела учебной работы подгруппы приступают к выполнению следующих разделов самостоятельной работы. С аналогичной проверкой и необходимыми исправлениями в ходе контроля самостоятельной работы. 

После разработки подгруппами всех 4-х разделов самостоятельной работы и утверждения этих разделов преподавателем, подгруппы разрабатывают записку, презентацию и текст доклада для предстоящей защиты самостоятельной работы.

При этом необходимо соблюдать нормативы оформления учебных работ.

Необходимо обратить внимание подгрупп на недопустимость наличия в презентациях общих фраз и определений. А также длинных предложений, тем более совпадающих с текстом доклада. В презентации должны присутствовать только схемы, рисунки, графики, формулы, таблицы, диаграммы. Текст может только пояснять вышеперечисленные элементы презентации.

    Крупная схема предприятия с указанием расположения технических средств, приборов, а также местоположения сотрудников на предприятии должна присутствовать в презентации не менее 3-х раз.

Первый раз - в 1-м разделе при описании объекта экономики. При этом на схеме необходимо указать расположение технических средств, оборудования, а также местоположение сотрудников ОЭ.

Второй раз в 3-м разделе при анализе воздействия поражающих факторов на ОЭ. При этом на схеме должно указываться направление воздействия поражающих факторов, отмечены подверженные воздействию поражающих факторов элементы конструкции и элементы внутри помещения. А также на схеме необходимо указать характер воздействия (различными цветами, штриховкой и т.п.).

Третий раз – в 4-м разделе в ходе принятия решения о методах повышения устойчивости ОЭ к ЧС. Связано это с тем, что необходимо учесть какие конкретно участки и элементы сооружения пострадают под воздействием поражающих факторов ЧС, и наглядно на схеме можно показать, какие мероприятия на каких участках объекта экономики необходимо проводить, чтобы снизить воздействие поражающих факторов ЧС на ОЭ.

3 Этап. Проведение защиты самостоятельной работы

В ходе этого этапа подгруппы производят жеребьевку для определения порядка выступлений. Далее комиссии поочередно делают доклады, показывают презентации. Не выступающие подгруппы задают вопросы докладчикам. При этом заранее преподаватель объявляет, каким образом будет формироваться оценка работы.

Автором предлагается следующая оценка работы. Оцениваются 6 параметров по 5-ти балльной системе каждый. Далее определяется среднее арифметическое значение баллов. При округлении это и будет оценка работы.

К таким параметрам относятся:

- Достижение цели работы. Была ли достигнута основная цель работы, будет ли при заданных условиях при предложенных мероприятиях обеспечена устойчивость ОЭ к заданному типу ЧС;

- Своевременность защиты этапов самостоятельной работы в течение семестра. Насколько подгруппами соблюдался график разработки разделов самостоятельной работы, а также график сдачи контроля самостоятельной работы. О существовании данного параметра необходимо сообщить подгруппам во время получения задания по самостоятельной работе;

- Записка. Насколько полно освещены разделы работы. Насколько точно выполнена расчетная часть. Соответствие стандартам;

- Доклад. Участие всех представителей подгрупп в докладе. Логика построения доклада. Насколько представители подгрупп смогли увлечь аудиторию;

- Презентация. Красочность. Информативность. Наличие заголовков. Наличие нумерации. Отсутствие целиком напечатанных фраз. Отсутствие дословных совпадений с текстом доклада;

- Задаваемые вопросы другим подгруппам. Каждая подгруппа задает вопросы каждой выступающей подгруппе. При этом за задаваемый вопрос получает по 5-ти балльной шкале оценку. В конце всех докладов, средняя арифметическая оценка за все вопросы будет общей оценкой за вопросы другим подгруппам;

- Ответы на вопросы. Отвечают члены подгруппы на вопросы других подгрупп и преподавателя. За каждый ответ на вопрос подгруппа получает оценку. В конце доклада, средняя арифметическая оценка за все ответы и будет общей оценкой за ответы на вопросы;

- Уважение к коллегам. Данный параметр необходим для поддержания рабочей обстановки и дисциплины в ходе защиты работ. Это касается как обеспечения тишины во время докладов других подгрупп, так и уважительного ведения дискуссии, уважительного ответа на вопросы, с учетом принципа «задающий вопрос всегда прав» и «не перехода на личности». Наличие данного параметра при оценке самостоятельной работы необходимо донести до студентов до начала защиты работ, чтобы обеспечить рабочую обстановку.

Для усложнения работы, а также для придания ей динамики и схожести с реальной ситуацией, тренинга «мозгового штурма», работы в команде и работы в изменяющихся условиях, преподаватель может раскрыть «внезапные дополнительные условия». Это условия могут быть для каждой подгруппы свои, в зависимости от типа ЧС. При внезапных дополнительных условиях ситуация изменится и подгруппам необходимо её учесть для обеспечения устойчивости ОЭ в ЧС. К таким объектам могут относиться резкое изменение погодных условий: направление ветра, сила ветра, снегопад, ливень, и т.п. неожиданный прорыв дамбы, обрушение близ находящихся конструкций, паническое поведение толпы людей, повторное воздействие поражающих факторов других ЧС и т.д.

При этом подгруппам-комиссиям дается время (порядка 20 – 40 минут) на подготовку мероприятий по обеспечению безопасности сотрудников, сохранности имущества и обеспечению устойчивости ОЭ. По окончанию отведенного времени комиссии докладывают преподавателю об экстренно разработанных мерах.

 

Разделы «деловой игры»

В ходе самостоятельной работы подгруппы оформляют записку, состоящую из 4 разделов.

Раздел 1. Оценка объекта экономики (ОЭ) для обеспечения его устойчивости в ЧС.

Исходными данными для определения устойчивости объекта в ЧС являются:

1) Местоположение объекта;

2) Характеристика вида деятельности ОЭ;

3) Обоснование необходимости обеспечения устойчивости ОЭ к ЧС;

4) Необходимый масштаб деятельности ОЭ для обеспечения устойчивости населенного пункта в ЧС (анализ информации о населенном пункте);

5) Схема объекта экономики:

А) Карта-схема расположения ОЭ в населенном пункте и в регионе;

Б) Схема объекта экономики с указанием расположения оборудования, а также местоположения сотрудников предприятия;

 

6) Характеристика здания ОЭ. Материал, год постройки, этажность, капитальность;

7) Территория близ ОЭ. Её влияние на обеспечение деятельности ОЭ. Наличие ограждений, автостоянок служебного транспорта и т.д.;

 

Раздел 2. Оценка поражающих факторов ЧС

В данном разделе должны быть раскрыты следующие пункты:

1. Понятие, определения данного типа ЧС;

2. Данные статистики по происшедшим ЧС данного типа;

3. Максимальные значения поражающих факторов для данного типа ЧС для данной местности;

4. Характер воздействия поражающих факторов данного типа ЧС на людей, на здания и сооружения;

5. Методы уменьшения воздействия поражающих факторов для данного типа ЧС;

 

Раздел 3. Анализ воздействия поражающих факторов данного типа ЧС на объект экономики

В данном разделе должны быть раскрыты следующие пункты:

1. Анализ расположения объекта экономики относительно источника ЧС;

2. Прогнозирование распространения поражающих факторов данного типа ЧС относительно местонахождения ОЭ;

3. Определение характера возможного разрушения ОЭ под воздействием поражающих факторов данного типа ЧС (с учетом направления воздействия поражающих факторов ЧС, расположения оборудования и технических средств в ОЭ);

4. Определение возможных человеческих потерь на ОЭ при воздействии поражающих факторов ЧС;

5. Определение возможности продолжения деятельности ОЭ в условиях данной ЧС;

6. Анализ элементов жизнеобеспечения объекта экономики на предмет функционирования после воздействия поражающих факторов ЧС.

 

Раздел 4 Разработка мероприятий по повышению устойчивости ОЭ в ЧС

В данном разделе должны быть раскрыты следующие пункты:

1. Анализ характера разрушений, вызванных ЧС;

2. На основе анализа характера разрушений и возможных жертв определение критических участков, влияющих на жизнеспособность объекта, подверженных разрушению или вышедших из строя;

3. Предложение мер по предварительному усилению ОЭ для обеспечения устойчивости в ЧС. Определение укрепляемых элементов. Определение методов и технических решений по усилению элементов конструкций;

4. Предложение мер по экстренному усилению ОЭ для обеспечения устойчивости в ЧС. Определение укрепляемых элементов. Определение методов и технических решений по усилению элементов конструкций;

5.  Определение необходимых мероприятий по защите персонала для обеспечения устойчивости ОЭ в ЧС:

А) Эвакуация;

Б) Рассредоточение;

В) Укрытия;

Г) Индивидуальные средства защиты.

6. Оценка экономической эффективности мероприятий:      

 

А) Определение ущерба нанесенного объекту экономики в случае отсутствия мер по повышению устойчивости ОЭ;

Б) Определение стоимости проведенных мероприятий по повышению устойчивости ОЭ;

В) Определение предотвращенного ущерба при принятии решения о повышении устойчивости ОЭ к ЧС.

 

3.2. Список тем самостоятельной работы

Тема самостоятельной работы выбирается сочетанием объекта экономики и действующей на него чрезвычайной ситуацией.

Вариант списка объектов экономики, чья бесперебойная работ необходима в условиях ЧС:

1. Больница;

2. Отделение полиции;

3. Аэродром МЧС;

4. Котельная;

5. Электростанция (разных типов);

6. Детский сад;

7. Отделение скорой помощи;

8. Трасса федерального уровня;

9. Пионерский лагерь;

10.  Насосная станция;

11.  Хлебопекарня.

Вариант списка чрезвычайных ситуаций, воздействующий на объект экономики:

1. Наводнение;

2. Землетрясение;

3. Цунами;

4. Лесной пожар;

5. Торфяной пожар;

6. Взрыв на складе боеприпасов;

7. Утечка химических веществ;

8. Утечка газа из газопровода;

9. Обледенение;

10.  Неуправляемая толпа;

11.  Угроза террористического акта;

и т.п.

Преподавателем выбирается вариант из списка объектов экономики, устойчивость которого необходимо обеспечить комиссии. Затем преподаватель выбирает вариант из списка чрезвычайных ситуаций, воздействующий на объект экономики. Таким образом, формируется тема самостоятельной работы. При этом необходимо учитывать реалистичность и актуальность сочетаний объекта экономики и чрезвычайной ситуации.

Примером может служить следующая тема самостоятельной работы:

«Обеспечение устойчивости районной больницы поселка Рязановский, Московской области в условиях воздействия торфяного пожара».

Поскольку поселок Рязановский, Московской области находится в районе торфяников, где каждые 2-3 года наблюдаются торфяные пожары, а воздействие продуктов горения торфа может оказать негативное воздействие на пациентов больницы, можно сделать вывод, что данная тема будет и актуальной и реалистичной.  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.34.217 (0.035 с.)