Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра философии и социологииСтр 1 из 5Следующая ⇒
Кафедра философии и социологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛОГИКА
(Б.1.В.17) (2019 год набора)
Москва - 2019 Программа утверждена на заседании кафедры философии и социологии протокол № 6 от 30 января 2019 года
Авторы: Гунибский М.Ш. – доцент кафедры философии и социологии кандидат философских наук, доцент Демина Л.А. – профессор кафедры философии и социологии, доктор философских наук, профессор
Рецензенты: Алексеенко В.А. – профессор кафедры гуманитарных наук, АНО ВО Национального института бизнеса доктор философских наук, доцент. Огородников А.Ю. – профессор кафедры философии и социологии Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор философских наук, доцент
Гунибский, М.Ш., Демина, Л.А. Логика: рабочая программа учебной дисциплины / М. Ш. Гунибский, Л.А. Демина – М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2019. – 58 с.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
© Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2019 СОДЕРЖАНИЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины Целью учебной дисциплины «Логика» является: дать обучающимся, будущим юристам, представление о природе и специфике рационального мышления, возможностях логики для решения задач будущей профессиональной деятельности, выработать понятие логической культуры у юристов как неотъемлемой части общей культуры личности, умение аргументировано, последовательно и доказательно строить свои рассуждения в социальной коммуникации и в профессиональной практике. Задачи учебной дисциплины «Логика»: – способствовать выработке навыков рациональной, интеллектуальной деятельности и умения представлять ее результаты (любое знание) в рациональной форме; – умения аргументировано обосновывать свои суждения, выявлять логические ошибки и избегать их в личной юридической деятельности; – овладеть способами и приемами построения умозаключений, опровержения и обоснования в юридической деятельности. Курс логики предполагает систематическое освещение основных разделов традиционной логики и знакомство с логическими основами теории аргументации и методами и формами научно-теоретического познания. Освоение дисциплины «Логика» готовит обучающегося к следующим видам профессиональной деятельности: – нормотворческая; – правоприменительная; – правоохранительная; – экспертно-консультационная У обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины «Логика» формируется следующие компетенция: ОПК-5; ПК- 6 1.2. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП ВО Учебная дисциплина «Логика» относится к вариативной части обязательных дисциплин ОПОП ВО (Б.1.В.17), по направлению 40.03.01 Юриспруденция, уровень бакалавриата.
Учебная дисциплина «Логика» во взаимодействии с другими гуманитарными, профессиональными и специальными правовыми дисциплинами призвана обеспечить подготовку будущих выпускников-юристов, отвечающих как современным квалификационным требованиям, так и требованиям интеллектуальной, общекультурной и гуманитарной подготовки специалиста. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в общеобразовательных учреждениях. Для успешного освоения учебной дисциплины «Логика» обучающемуся требуется знание дисциплин: «Русский язык и литература», «История», «Обществознание», «Экономика», «Право», «Математика и информатика», которые обеспечивают соответствующий уровень подготовки обучающегося (входные знания): – знание языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения; – владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; – владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; – сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования; – сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию; – сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии; – владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; – сформированность экономического мышления; – владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; – сформированность основ правового мышления; – сформированность основ логического и математического мышления. Изучение и освоение курса «Логики» происходит во взаимодействии и связано такими с дисциплинами как: «Римское право», «введение в профессию и профессиональная этика», «иностранный язык», «латинский язык», «судоустройство и правоохранительные органы», «теория государства и права». В то же время, учебная дисциплина «Логика» является основой для изучения таких учебных дисциплин, как: «Философия», «экономика для юристов», «безопасность жизнедеятельности», «конституционное право России», «история государства и права России», «история государства и права зарубежных стран», «иностранный язык в сфере юриспруденции», «риторика для юристов», а также является необходимой базой для выработки умения оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать различные правовые явления и юридические факты; толковать и применять юридические нормы в процессе изучения всего комплекса отраслевых и специальных юридических наук по специальности 40.03.01. Формируемые компетенции
По итогам освоения учебной дисциплины «Логика» обучающийся должен обладать следующими компетенциями: общепрофессиональными (ОПК): – способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОПК-5); профессиональными (ПК): − способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6). 1.4. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины В результате освоения учебной дисциплины «Логика» обучающийся должен:
Знать: – историю возникновения и основные этапы развития логики, ее предмет и значение для познавательной и профессиональной деятельности будущего юриста; – сущность мышления и содержание познавательной деятельности человека, характеристику чувственных и логических форм познавательного процесса; – содержание основных форм логического мышления, их структурные компоненты и виды; – сущность и содержание основных логических законов, соблюдение их требований применительно к мыслительному процессу; – содержание и последовательность осуществления основных логических операций; – содержание, правила и способы доказательства и опровержения, логику построения вопросов и ответов, проверку и доказательство гипотез; – язык формальной логики; – методологические принципы логики, ее методы, приемы, технологии. Уметь: – свободно оперировать логическими категориями; – производить логические операции с основными формами логического мышления; – применять действие логических законов, принципов, методов и приемов в сфере своей профессиональной деятельности; – выводить самим и свободно пользоваться выводными знаниями; – ясно выражать мысли, логически грамотно строить предложения; Владеть навыками: – прочного оперирования категориальным аппаратом формальной логики в юридической практике; – логического анализа социально-политических, правовых и иных процессов, протекающих в обществе; – аргументированного доказательства и опровержения в профессиональной юридической деятельности; – использования вопросно-ответного комплекса в процессе коммуникативного общения в юридической деятельности; – свободного оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями; – практического использования полученных знаний по логике в различных условиях правовой деятельности; II. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Программа учебной дисциплины
Объем дисциплины «Логика» составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часа, из них по очной форме обучения аудиторных занятий: 46 академических часов, лекции (16 ч.) и практические занятия (30 ч.). Промежуточная аттестация – зачет. Тематические планы 2.1.1. Тематический план для очной формы обучения
2.1.2. Тематический план для очной формы ускоренного обучения на базе СПО
2.1.3. Тематический план для очно-заочной формы обучения
2.1.4. Тематический план для очно-заочной (формы ускоренного обучения на базе ВО)
2.1.5. Тематический план для очно-заочной (формы ускоренного обучения на базе СПО)
2.1.6. Тематический план для очно-заочной формы обучения группы выходного дня
2.1.7. Тематический план для заочной формы ускоренного обучения на базе ВО
2.1.8. Тематический план для заочной формы ускоренного обучения группы выходного дня на базе ВО
2.2. Содержание учебной дисциплины Учебная дисциплина «Логика» включает изучение истории логики и основных проблем теории и практики аргументации. Занятия лекционного типа Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых. Назначение лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность. Лекции должны стать для обучающим логическим и коммуникативным путеводителем в лабиринте социальных и правовых проблем современного мира. Вопросы лекции: 1. Возникновение логики как науки, основные этапы ее развития. 2. Предмет логики, ее нормативный характер. 3. Логика и язык. 4. Место логики в системе наук. Значений логики для познавательной и практической деятельности юриста. Задания для подготовки к лекции: 1. Найти основные определения терминов: предмет, объект, наука, функция, метод, закон. 2. Повторите, что понимается под «культурой», «мышлением»? 3. Уясните исторический характер развития науки. 4. Вспомните из курса «истории» основные этапы общественного развития человечества и основный мыслителей античного мира. 5. Повторите, какие языки называются естественными и какие – искусственными. 6. Ознакомиться с рабочей программой учебной дисциплины «логика».
Лекции 2.Понятие как форма мышления и их применение в юридической деятельности (2 академических часа).
Вопросы лекции: 1. Способы образования понятий. 2. Основные логические характеристики понятия. 3. Виды понятий. 4. Отношения между понятиями. 5. Логические операции с понятиями (обобщение, ограничение, определение, деление.), их правила и ошибки.
Задания для подготовки к лекции: 1. Выявить из учебной дисциплины «русский язык» основные характеристики «слова» и «словосочетаний». 2. Найти примеры классификации «слов» и «словосочетаний». 3. Повторить, что означает «омонимы», «синонимы», Найдите примеры использования этих слов и словосочетаний. 4. Выявить в чем заключается сущность слов «операция» и «отношение»? 5. Вспомните, в чем проявляется единство мышления и языка 6. Повторите из предыдущей лекции: что является предметом формальной логики; в чем значение логики в профессиональной деятельности юриста.
Лекции 3. Суждение и их виды. Модальная логика и законы мышления. Их применение в мыслительном процессе юриста (2 академических часа). Вопросы лекции: 1. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. 2. Виды простых суждений. Отношения между категорическими суждениями и логический квадрат. 3. Понятие, структура и классификация сложных суждений. Таблица истинности. 4. Модальные суждения и законы логики
Задания для подготовки к лекции: 1. Повторите, из школьного курса «русский язык», что такое «предложение» и какие предложения бывают. Какие бывают «сложное предложение» 2. Уточните какие предложения выражают информацию, а какие –нет. Найдите примеры в произведениях русских писателей-классиков. 3. В чем состоит принципиальное отличие сложных предложений от простых 4. Повторите, что означает слово «закон», какие законы вы изучали в курсах «обществознание», «история» 5. Уточните, как может быть выражена дополнительная информация в предложениях 6. Повторите из предыдущей лекции: какое значение имеют понятия в юридической деятельности; в чем заключается сущность правовых понятий; что необходимо для полной логической характеристики юридических понятий. Раздел II. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Лекция 4: Дедуктивные умозаключения: выводы из простых суждений. Роль умозаключений в юридической практике (2 академических часа).
Вопросы лекции: 1. Рассуждения и умозаключения. Их структура и классификация. 2. Специфика дедуктивных умозаключений и их виды. 3. Непосредственные умозаключения. 4. Простой категорический силлогизм: термины, фигуры, модусы и правила. Понятия энтимемы, полисиллогизма, сложносокращенных силлогизмов. Задания для подготовки к лекции 1. Прочитайте и выпишите из сказки Льюса Кэрролла «Алиса в стране чудес» логические противоречия в суждениях героев произведения. 2. Повторите из каких элементов состоят сложные суждения и условия их истинности 3. Вспомните, что такое модальность и их типология. Модальные суждения в правовых нормах. 4. Повторите, логические правила определения истинности юридических суждений 5. Повторите материал из предыдущей лекции: роль и значение основных законов логики в судебно-следственной практике Лекция 5: Дедуктивные умозаключения: выводы из сложных суждений и их применение в профессии юриста (2 академических часа). Вопросы лекции: 1. Специфика умозаключений, основанных на свойствах логических связок. 2. Условные умозаключение и их модусы. 3. Разделительные умозаключения: сущность, структура и их правила 4. Условно-разделительное умозаключение: виды дилеммы. Задания для подготовки к лекции 1. Повторите, основные виды непосредственных умозаключений 2. Прочитать и выписать из работы Аристотеля «Топика», характеристику силлогистических умозаключений. 2. Найдите примеры правильных и неправильных умозаключений в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». 3. Найдите в работе Т. Гоббса «Основ философии» рассуждения о правилах силлогизма. Сравните их с общими правилами простого категорического силлогизма. 4. Вспомните, какие ошибки допускали в своих утверждениях Древнегреческие софисты? Какое правило дедуктивного умозаключение допущено софизмах «рогатый», «лжец». 5. Повторите из предыдущей лекции: фигуры простого категорического силлогизма и их правила. Лекции 6:Недемонстративные умозаключения в правовой сфере (2 академических часа). Вопросы лекции: 1. Индуктивные умозаключения и их виды. 2. Методы научной индукции. 3. Традуктивные умозаключения и их виды. 4. Типичные ошибки в индуктивных и традуктивных умозаключениях.
Задания для подготовки к лекции: 1. Повторите, какие бывают виды умозаключений по строгости вывода. Вспомните, отличительные признаки дедуктивных умозаключений, состоящих из сложных суждений. 2. Повторите и вспомните, почему силлогизмы с выделяющими посылками не подчиняются некоторым правилам. Приведите примеры. 3. Найдите примеры дедуктивных умозаключений, состоящие из простых и сложных суждений в нормах права. 4. Вспомните из предыдущей лекции: как строится утверждающе-отрицающий модус разделительно-категорического умозаключения; отличие простой конструктивной дилеммы от сложной конструктивной дилеммы 5. Приведите примеры применения сложных и сложносокращенных силлогизмов в юридической практике. Раздел III. ЛОГИКО-КОММУНИКАТВНЫЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИИ ЮРИСТА Лекции 7: Логические основы аргументации. Доказательство и опровержение в профессии юриста (4 академических часа). Вопросы лекции: 1. Аргументация. Понятие, строение и способы доказательства 2. Опровержение (критика) и его строение. Виды и способы опровержения 3. Правила доказательства и опровержения 4. Коммуникативный процесс в аргументации. 5. Вопросы и ответы. Спор и его виды. Правила и уловки. 6. Логическая гипотеза в юридическом исследовании
Задания для подготовки к лекции: 1. Повторите, состав дедуктивных, индуктивных и традуктивных умозаключений. 2. Вспомните, почему недедуктивные умозаключения являются вероятностными 3. Найдите в нормах права применение индуктивные методы установления причинной зависимости 4. Вспомните, из предыдущей лекции, в чем сущность логических ошибок «поспешное обобщение» и «после этого, значит, по причине этого» 5. Сравните, понимание и применение аналогии в логике и в юриспруденции. 6. Вспомните, какие народные приметы правомерно использовать в популярной индукции. Занятия семинарского типа
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.172.52 (0.248 с.) |