![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовые взгляды Ш-Л. Монтескье.
Шарль-Луи де Секонда, барон де Ла Брэд и де Монтескьё (1689-1755) - французский ученый, представитель политико-правовой идеоло- гии Просвещения. Ш.-Л. де Монтескьё родился недалеко от Бордо в аристократической семье. Окончил духовный колледж при монастыре в Жюли. Сначала занимался естественными науками и был судьей в Бордо. Затем увлекся изучением истории. Знаменитое произведение Монтескьё «О духе законов» появилось в 1748 г. и было на печатано в Женеве. Во Франции книга нашла немало врагов, зато англичане и итальянцы встретили ее с энтузиазмом. Усиление абсолютизма во Франции в XVII-XVIII вв. способствовало развитию производительных сил общества. Развитие нового, буржуазного, способа производства и торговли стимулировало развитие математики, естественных наук, философии. Взгляды Ш.-Л. де Монтескьё сформировались во многом под влиянием идей Великой французской буржуазной революции и ее лозунга «Свобода, равенство, братство, законность». Основные работы Ш.-Л. де Монтескьё: • «Персидские письма» (1721); • «О духе законов» (1748). Ш.-Л. де Монтескьё являлся ярким представителем идеологии Просвещения во Франции, для которого была характерны принципиально новая методология познания права и преобразования социальной действительности, разработанная другими французскими просветителями - Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Новая методология, применявшаяся французскими просветителями в процессе познания правовой реальности, позволила обнаружить взаимосвязь онтологии, гносеологии и аксиологии права, связав между собой философию права и его социологию, одним из основоположников которой выступал Ш.-Л. де Монтескьё, заложивший тем самым основы для развития теоретико-правовой и историко-правовой науки. Происхождение государства: • отверг концепцию, при которой образование государства выводилось из требований естественного права; не признавал также революционные преобразования, т.к. первый естественный закон – мир; • возникновение государства он рассматривал как исторически закономерный процесс; • люди, соединяюсь в обществе, перестают быть слабыми, и начинаются войны; • войны между народами и войны между отдельными лицами – причина возникновения государства и права; • договор – лишь акт, посредством которого народ делегирует власть правителю.
Форма государства. Выделяет «правильные» и «неправильные» формы. «Правильные»: • республика, где власть принадлежит всему народу (демократия), либо его части (аристократия). Основополагающий принцип республики - любовь к отечеству; • монархия (единоличное правление, опирающееся на закон). Ее основополагающий принцип – честь. «Неправильной» формой является деспотия – единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Идеал Монтескьё - английская конституционная монархия. Цель любой формы государства – сохранение свободы на основе закона. Монтескьё обратил внимание на зависимость конкретных форм государства от общего «духа нации» и вслед за античными философами считал, что республика характерна для небольших государств, монархия – для государств средней величины, деспотия – для обширных территорий. Но он сделал одно исключение: республика может существовать и на большой территории, однако при условии, что эта форма государства будет иметь федеративное устройство. Рассмотрев роль конфликтов в государстве с республиканской формой правления, Монтескьё сделал вывод, что только баланс интересов различных социальных групп обеспечивает долговременную стабильность государства. Разделение властей. Выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Законодательная власть – выявляет право и формулирует его в виде положительных законов государства. В концепции Ш.-Л. де Монтескьё возник мифический образ законодателя как «архитектора» (термин Декарта, применяемый им к Богу, а впоследствии заимствованный у него просветителями): • духом законодателя должен стать дух умеренности; • законодатель свободен настолько, насколько ему позволяют рамки, в которые он вписывает жизнь общества; эта свобода есть осознанная необходимость; • законодатель просвещенный. Исполнительная власть: • предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью; • основная гарантия свободы – учреждения, которые сдерживают произвол.
Судебная власть: • точно применяет закон, «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц»; • судьи должны быть справедливы к гражданам, а один народ – к другому; • наказуемы только действия, а не мысли; карать за образ мысли – уничтожить всякие гарантии свободы. Но это не просто отделение властей друг о друга, а их взаимное сдерживание (система сдержек и противовесов). Принцип разделения – власть должна принадлежать разным государственным органам. Так, исполнительная власть имеет право вето в отношении решений законодательной, законодательная власть со своей стороны контролирует исполнение законов, привлекает к ответственности министров за их нарушение. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, одного учреждения или одного сословия ведет к злоупотреблению и произволу. Право и закон: • закон – человеческий разум, т.к. он управляет всеми народами земли; • среди естественных законов, действующих в догосударственном обществе, он выделил: o мир, как первый естественный закон; o хозяйственная деятельность как способ удовлетворения потребностей в пище; o стремление к общению, полов друг к другу и т.д. • три вида законов: o закон наций (относящийся к международным отношениям; o закон политический (регулирует отношения правительства и граждан); o гражданский закон (регулирует взаимоотношения граждан). • законы, существующие в обществе, согласно Монтескье, классифицируются на следующие виды: o божественное право и церковное (каноническое) право; o естественное право; o гражданское право; o международное право; o общее и частное государственное право; o право завоевания; o гражданское право отдельных обществ; o семейное право. • общие требования к законам: o умеренность; o точность; o ясность; o понятность; o оптимальность; • учет особенностей этнонационального менталитета в юридической практике. "Дух законов" определяется рядом факторов общественного развития: • природа и принцип правления; • физические свойства страны (ее климат, почвы, размеры, ландшафт); • образ жизни народа; • религия; • народный дух; • численность населения; его богатства; • своеобразие процесса законотворчества и т.д.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.134.113 (0.015 с.) |