Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды саней и их конструктивные отличия ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Сани делятся на два основных вида: с высокими и низкими полозьями. Сани с высокими полозьями использовались в местности с рыхлым снегом и ухабистой дорогой. На северном полюсе сани такого типа, называются «нарты». Полозья поставлены высоко, чтобы снег не загребался самими санями.
Сани с низкими полозьями На низких полозьях сани намного устойчивей, однако, предназначены они для дороги с укатанным снегом. К таким саням относятся наши Русские сани. В XVIII веке в России на колёсный экипаж в зимний период был установлен запрет, чтоб не портилась укатанная дорога. Поэтому владельцы карет снимали колёса и на место каждого устанавливали полоз, ставя, таким образом, экипаж на полозья. Сани с кузовом в форме кареты, называли «возок». На таком зимнем возке разъезжала в своё время императрица Елизавета Петровна. Дровни Это рабочие сани без спинки и отводов. Предназначены для транспортировки брёвен и дров:
Помните у Пушкина?: Дровни состоят из 2-х гнутых полозьев с 5-ю парами копыльев, связанных вязами. На копыльях укреплены 2 бруска - грядки. Головки полозьев скреплены вязом и соединены с передними концами грядок утложенами. Использовались для перевозок дров, сена и т.п. Сверху на дровни клали постильник, сейчас – это доски, а раньше был плетень из тонкой березы. Между собой длинные тонкие березовые заготовки перевязывали березовой вицей, а позднее – веревкой. Подсанки Обычно сзади подсанок прикреплялись дровни. Таким образом, перевозили длинные грузы в виде сруба. По толковому словарю Ефремовой: подсанки - короткие санки, привязываемые к саням при перевозке громоздких грузов (бревен, досок).
Розвальни Это лёгкие сани с низкой спинкой или вовсе без неё, и верёвочным плетением между отводами и настилом. Предназначены для рабочих целей и перевозки тяжёлых грузов.
Для сравнения: дровни спереди, сзади розвальни:
Розвальни – это мужицкие сани. Сзади над последним вязом устанавливалась кривая березовая кокорка, на которую набивался облук (тонкие еловые доски). Для деловых поездок (сарафанная почта) они удобнее дровней. Накидают сена побольше, в нем теплее извозчику, да и коню в дороге пригодится. Облук не позволяет небольшому грузу вывалиться в снег, и извозчик, если задремлет в дороге, ненароком не вывалится. Боярыню Морозову, между прочим,- будущую хозяйку поморья, — Марфу Борецкую из Москвы в северную ссылку везли в розвальнях — на мужицких санях, чтобы еще более унизить.
Конструкция деревянных розвальней, которые изготавливались Голицынским обозостроительным заводом:
1 - полоз; 2 - подрез; 3 - кованая скоба; 4 - копыл; 5 - болт для крепления полоза; 6 - планка; 7 - рама; 8 - боковой отвод; 9 - настил; 10 - щиток; 11 - передний брусок; 12 - стальной пруток; 13 - скалка; 14 - поперечина боковых отводов; 15 - верёвка; 16 - поперечные доски щитка. Городские сани Это лёгкие выездные сани с небольшим кузовом для одного – двух пассажиров. Полозья тонкие и короткие, но из-за того, что поставлены они довольно широко, сани оставались устойчивыми при манёврах. Сани конца XIX века:
Ковровые сани Это большие выездные сани с дополнительным пассажирским сидением сзади козел. Изнутри оббивались коврами. Были рассчитаны для катания большого количества людей. Современное решение ковровых саней:
Чухонские сани Это широкие утеплённые сани для выездов. Лубяной кузов утепляли изнутри ватой, а поверх затягивали толстой тканью. Запрягались от одной до тройки лошадей.
Выездные сани Это уже показатель уровня мастерства или же состоятельности.
Сани времен Екатерины II. Использовались для развлечений и массовых катаний. Садник свадебные, гулящие санки.
Свадебные сани Вологодской Губернии (конец XIX века):
Наиболее широкое распространение получили сани-розвальни, при изготовлении которых вдоль полозьев укладывали жерди, застилая лубом, дранкой. Применяли для перевозки людей, дров, сена, руды и др. Сани для перевозки руды (руда санаһы) имели более массивные полозья и прочные высокие копылья, были длиннее и шире. Ездовые сани-кошёвки и полукошёвки были короче, имели спинку и сиденье.
Охотничьи сани также были короче, имели высокие копылья. Кузов был рассчитан как правило на одного охотника. В одном из углов кузова могла устанавливаться стойка с вилообразным концом для ружья. Преимущественно использовались в лесных районах при охоте на глухаря, тетерева и другой дичи. Пошевни Название пошло от слова "Пошев". Что означает "Корзина из коры" или луба. Изначально пошли из Архангельской области.
Архангельские пошевни:
Собачьи упряжки:
Финские сани
Финские сани, поставленные на лыжи:
Спортивные сани В Северной Америке используются «тобогганы». Это сани с высокими полозьями, загнутые вверх. Дно у таких саней сплошное.
Современные тобоганы-сани:
Сани для бобслея - 1924 год:
Современные скоростные спортивные сани:
Немного истории Возраст самых старых саней относят ко второму тысячелетию до нашей эры. Так выглядели Карельские экспедиционные волокуши в XIX веке. Данные волокуши тащил сам человек, а не животное.
В дальнейшем трансформировавшиеся в дровни. Те в свою очередь - в розвальни, сани и возки.
В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны сани были чрезвычайно распространенным видом транспорта. Причем не только зимой, но даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употребляются летом по сей день. В XVII веке получили распространение сани с парусом - буера. Народы Скандинавии использовали их для передвижения по ледяным озёрам. В Северной Европе замерзали каналы и озера. Поэтому, к примеру, гранд-канал Версаля использовался как санный ипподром. Из дерева начали вырезать резные скульптуры, особой популярностью пользовались мифические божества и обитатели воды: тритоны, дельфины. Во времена Петра I активное внедрение в российскую жизнь европейских мастеров и веяний наложило свой отпечаток и на развитии конструкции саней и богатство их убранства.
Возок Петра I. По преданию в этом возке со слюдяными оконцами Пётр I ездил в Архангельск
В конце XIX века в конструкции саней активно начинают применять металл. В первую очередь для полозьев.
Каретные сани:
Сани императора Александра II:
Американский почтовый возок:
Современные сани отличаются изяществом линий и обилием разнообразных материалов: Современные рождественские сани премиум-класса - практически лимузин на полозьях:
Примеры изготовления, схемы и чертежи Скоростные детские санки. Детские санки-кузовок.
Спортивные скоростные сани:
Санки-салазки Финские сани:
https://arsenalmastera.ru/goods/Sani-i-sanki-fotoobzor#show_tab_1 https://yandex.ru/images/search?text=Кошевка%20и%20сани%20зимнее% https://www.yandex.ru/search/?text=Экипажи%20средство%20передвижение%20на%20лошади&lr=11150&clid=1882610 https://www.yandex.ru/search/?text=Экипажи%20средство%20передвижение%20на%20лошади&lr=11150&clid=1882610 © https://www.livemaster.ru/topic/612551-istoriya-karet Императорские конюшни и верховая езда В России первой половины 19 века, как я уже упоминала неоднократно, распространилась мода на готику. Этот стиль пришелся по нраву самому императору Николаю I. Его Величество одобрило проект архитектора Николая Бенуа по строительству царской конюшни в готическом стиле. С конюшнями Петергофа связана история российского конного спорта. В конце 19 века здесь работал основатель классической школы верховой езды Джеймс Филлис. Его книга "Основы выездки и езды" - актуальный учебник о том, как крепко сидеть в седле. В 1912 году выездка стала олимпийским видом спорта, и команда всадников Филлиса приняла участие в играх. Среди спортсменов был великий князь Дмитрий Павлович.
Иллюстрации из учебника Филлиса
"Начав самостоятельную трудовую жизнь без гроша в кармане, семилетний мальчик-сирота посвятил ее исключительно изучению лошади. Достигнув теперь громкой известности, обеспечив семью (жена и пятеро детей) совершенно достаточными материальными средствами, Джеймс Филлис доказал, что и в жизни своей, как и в принципе выездки лошади, он остается верен своему девизу — «en avant!» («вперед!»)" - писал о Филлисе современник князь Багратион в 1900 году. Красный кирпич для строительства производился на заводе, построенным специально для осуществления проекта - императорские конюшни. На заводе для производства кирпичей была задействована новая технология, которая позволила снизить себестоимость кирпича с 22 рублей до 15 рублей.
У императора Николая I была любимая лошадь по кличке Флора В книге Филлиса указан основной рацион питания лошади: Утром овса даю меньше, вечером, когда лошадь остается в покое, даю его много. В покое лошадь ест медленно, лучше пережевывает и, следовательно, лучше усваивает корм. Утром я даю 2 литра овса, 4 литра в полдень и 6 — вечером. Утреннюю дачу лошадь получает минимум за два часа до работы, чтобы во время работы ее желудок не был обременен. Перед работой коротко привязываю повод, чтобы лошадь не ела подстилку. Через полчаса после работы даю пол-охапки сена. В полдень лошадь выпивает 3/4 ведра воды и получает овес. В четыре часа всем лошадям подкладывается по охапке соломы в подстилку, в пять часов по 1/4 охапки сена. В семь часов водопой в том же количестве и вечерняя дача овса. Два раза в неделюдача идет давленым зерном". "Но одной физической стороны в лошади, как и в человеке, недостаточно — нужно узнать еще ее характер. Главное достоинство лошади — это откровенность и расположение идти вперед" - писал Филлис о лошади, которая в первую очередь должна стать другом своего всадника, а не бездушным средством езды. О наказании непослушных коней Филлис писал:
«Как ваши лошади знают вас, как они вас любят!» — говорят часто посторонние, которым приходится входить со мной в это время в конюшню. Если в положенное время кто-нибудь другой войдет в конюшню для раздачи моркови, то лошади так же будут ржать. Когда я вхожу после того, как лошади проели морковь, они не обращают на меня внимания. Лошадь совершенно равнодушна к тому, кто за ней ходит и кто на ней ездит. Впрочем, если быбыло не так, то она повиновалась бы и служила только одному хозяину". Конечно, лошадки любят ласку:
Ласка всегда должна быть своевременна и следовать сразу за уступкой лошади, так же как и наказание должно являться сразу после ошибки. Одновременно с лаской отдайте повод и в течение нескольких секунд не требуйте ничего от лошади. Эти секунды свободы при ласке и будут самой действенной наградой для нее. Лаская лошадь рукой и в то же время ободряя ее голосом, вы, скорее всего, успокоите ее".
При заваленном левом плече, даже на шагу, аллюре, на котором амазонка не отделяется от седла, посадка некрасива; посадка становится безобразной, когда амазонка едет так называемой английской рысью. При подъеме на стремени плечо быстро идет вперед, при опускании в седло оно отклоняется назад. Французы называют это уродливое качание штопором.
Остановлюсь на некоторых подробностях туалета амазонки, так как часто мелочи в нем являются большой помехой при езде. Малейшая складка на одежде может быть причиной появления ссадины. Для долгой езды, особенно охоты, вместо рубашки советую надевать коротенькую шемизетку, с перехватом у талии, из мягкой и тонкой материи. Воротничок и рукавички должны быть пришиты, а не приколоты (булавки падают и колют амазонку и лошадь). Вместо чулок надевать носки, так как подвязки задерживают кровообращение, а иногда надолго стирают ногу. Панталоны должны быть не слишком широки, чтобы не делать складок, и на резиновых штрипках. Под панталоны надевать рейтузы из вязаного трико или джерси, а еще лучше лосины. Сапоги голенищами мешают чувствовать лошадь и стирают ногу под коленом, почему лучше надевать ботинки, но ботинки не на пуговицах, а на резине. Длинный корсет даже опасен. Шляпа и вуаль должны быть плотно надеты, дабы не отвлекать внимания дамы от лошади. Позволю себе сказать, что дама, теряя шляпу, теряет и голову.
Автор также дает инструкцию кавалерам, которые помогают даме сесть в седло. Этикет и безопасность: "Обычно это делается так. Дама ставит левую ногу на руки кавалера, отталкивается правой ногой вперед на левую, отчего выходит, что амазонка всей тяжестью наступает на руки кавалера, дает ему, следовательно, толчок назад, который в этот момент отдаляет его от плеча лошади. Делать же надо это иначе. Амазонке следуетпоставить левую ногу на руки кавалера, правой ногой легко оттолкнуться вверх, настолько, чтобы левая нога выпрямилась. При этом корпус слегка подать назад. Левой рукой опереться на плечо кавалера, а правой — на левую луку. Толчок вверх руки кавалера, легкая подача корпуса назад амазонки, — и она плавно опустится в седло и сядет из-под себя. Не амазонка должна искать седло, а сажающий ее кавалер. Если амазонка подпрыгнет, а не оттолкнется правой ногой, как сказано, то она обыкновенно в седло не попадает, а упадет на кавалера. Слезая с седла, амазонка должна: вынуть ногу из стремени и подать кавалеру левую кисть руки; снять правую ногу с луки и подать правую руку; повернуться на седле боком, вытянуть руки, опереться на них слегка и, скользя по седлу, легко опуститься на пальцы ног, согнув слегка колени, чтобы смягчить силу толчка. Повторяю, что дама, слезая, должна опереться руками и не прыгать, а скользить вдоль седла. Соскакивая с седла, дама упадет на кавалера, и если он не настолько силен, чтобы на вытянутых руках поддержать ее, то ей приходится скользить по нему. Неприятно, некрасиво и неприлично". Кстати, у славян был лошадиный праздник. День Флора и Лавра 31 августа. По легенде, два брата-архитектора Флор и Лавр жили в Византии во II веке. Братья обладали даром усмирять лошадей. Флор и Лавр были брошены в колодец за христианскую веру. Спустя века из этого колодца путники напоили своих больных лошадей, которые исцелились. По преданию, управлять лошадьми Флора и Лавра научил сам архангел Михаил. У славян Флор и Лавр стали почитаться как покровители лошадей. Их изображали с конями-суптниками. Праздник получил названия: Флор и Лавр — лошадники, Лошадиный праздник, Конский праздник, Лошадники. В этот день хозяева выводили лошадей на луг, чистили их, поили из шапки, положив туда серебряную монету, потом монету клали в конюшне, укрыв ее соломой.
https://www.yandex.ru/yandsearch?clid=1882610&text=Кони%20и%20верховая%20езда%20сбруя%20история&l10n=ru&lr=11150 https://horse.ru/oloshadi/structure.php?cur=5975
Хотя конные народы это всё же кочевники, а не конные земледельцы. Хотя чем дальше к югу, тем народ становился всё более смешанного типа, конников прибавлялось в процентах к общему количеству населения. И вот почему. Чем дальше на юг, тем больше открытых пространств. Чем больше открытых пространств, тем больше возможности для выпапса больших табунов. И еще на юге как известно теплее, и корма больше, пастбищный сезон длиннее. Потому в Московию, постоянно завозили лошадей из Орды. Упоминаются, правда позднее и донские лошади. Татарские лошади, были продуктом произвольной табунной селекции, но являлись аналогом современных калмыцких или монгольских лошадок. Поскольку в табуны Орды поступали лошади из разных мест, включая персидких лошадей, карабаиров, арабских лошадей и конечно ахал - текинцев, то экстерьер подобных лошадей был весьма и весьма верхового типа, что отобразилось в гравюрах современников. Вроде вот этого. Только вот конструкция его, восходит к так называемому "татарскому седлу", которое справедливости ради надо отметить на "Западе" называют "русским седлом". Однако конструкция его, арчаковго типа, пришла к нам из степей. И более оно известно, как "черкасское седло", а наше время оно также имеет два подвида, это казачье седло и адгское седло. Поскольку они очень похожи я дам изображение только адыгского седла, но дам комментарий что у казачьего седла угол развала лук больше чему у адыгского. Т.е. у него нет прямой передней луки, как у адыгского или русского седла. Прямая лука, арчака (ленчика) этого седла, объясняется крымско - турецким влиянием. На всякий случай для тех кто не знаком с материалом по сёдлам, подушка с этого седла снята, виден сам арчак. Полностью оно выглядит вот так.
Помимо сёдел с арчаком и подушкой, которое я бы назвал "черкасским", бытовали и чисто турецкие сёдла. Выглядело это вот так. Продолжая свою мысль, подвожу первый итог. Ни русской породы верховых лошадей, ни русского типа седла, того которое было бы изобретено великороссами, в Московии - России не было. Всё что было связано с верховой культурой было заимствовано у других народов у которых эта культура была. собственно говоря и комплекс вооружения, московского воина, был степного - татарского типа.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.233.26 (0.098 с.) |