![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Деловые и научные коммуникации в организациях
Общество, как и отдельные люди, имеет множество жизненно важных потребностей. Необходимость в удовлетворении фундаментальных потребностей приводит к появлению общественных структур: сообществ, организаций, учреждений, специализирующихся на удовлетворении жизненно важных общественных потребностей. Так рождаются социальные институты: общество остро нуждается в материальных благах и возникает институт материального производства; общество испытывает необходимость в защите от внешних врагов и рождается институт армии; в обществе возникает потребность в образованных людях и генерируется институт образования и т.д. Таким образом, можно дать следующее определение явлению социального института. Социальный институт – это стандартизованная форма осуществления социальной функции для поддержания общественного воспроизводства путем удовлетворения какой-либо основной фундаментальной потребности. «Под социальным институтом понимается объединение людей, выполняющих специфические функции в рамках социальной целостности и связанных общностью функций, а также традиций, норм, ценностей, объединение, обладающее внутренней структурой и отличающееся особым устойчивым характером связей и отношений как внутренних, так и внешних». Можно дать более краткое определение: социальный институт – это исторически сложившееся устойчивое социальное взаимодействие, призванное удовлетворять те или иные потребности. Однако наука, выполняя одну главную функцию и удовлетворяя фундаментальную потребность общества, несет в себе еще ряд функций, определяющихся главной функцией. Эти сопутствующие функции я буду называть подфункциями. Перечислим их и дадим краткую характеристику. 1. Культурно-мировоззренческая функция. Наука дает знания, которые участвуют в формировании культуры и научного мировоззрения людей. Наличие такой функции опирается на необходимость в просвещенных, грамотных людях. Общество видит в науке авторитетную культурно-мировоззренческую силу, которая способна преодолеть невежество. 2. Интеллектуально-профессиональная функция. Ученые, работая в университетах и академиях, обеспечивают процесс воспроизводства науки и формируют интеллектуальный потенциал общества, подготавливая профессионалов, необходимых для работы в различных сферах деятельности современного общества. Одним из формальных критериев профессиональности является вознаграждение, которое получает ученый за свой труд. Рассматривая становление научной профессии, американские социологи Т. Парсонс и Н. Сторер отмечали, что одна из главных характеристик научной деятельности как профессии – это «наличие адекватных взаимообменов с обществом, позволяющих, как минимум, членам научной профессии обеспечивать свою жизнь за счет только своих профессиональных знаний, – сложилась, главным образом, в последние сто лет и в настоящее время, по-видимому, прочно утвердилась».
3. Функция экспертизы. Общество активно использует квалификацию и опыт ученых-профессионалов в роли экспертов и научных консультантов при подготовке и реализации различных социальных, экономических, культурных, политических проектов и принятии управленческих решений. 4. Экономико-практическая функция. Наука, начиная со второй половины XIX века, активно внедряется в промышленное производство, повышая экономическую эффективность практического процесса. С этого времени среди подфункций науки появляется еще одна, которую можно назвать экономико-практической. 5. Символические ресурсы, специфика которых – формирование в обществе атмосферы престижности и высокого статуса научной деятельности и профессии ученого. Символические ресурсы, в отличие от материальных и финансовых, довольно трудно поддаются критериальному анализу, так как практически невозможно вычленить какой-нибудь один или несколько четких критериев, по которым мы сможем однозначно оценить социальный статус научной деятельности. Но, тем не менее, символические ресурсы – это очень важный показатель реальной институционализации науки, ибо он показывает отношение общества к науке. Таким образом, становление науки как социального института связано с развитием способности науки удовлетворять фундаментальную потребность общества в новых истинных, сущностных знаниях. Но такая способность науки только создает возможности ее институционализации. Действительное становление социального института науки начинается с предоставлением науке ресурсов для ее развития: материальных, финансовых, интеллектуальных, моральных, символических. Эти ресурсы позволяют науке реализовать свою основную функцию и четыре подфункции в различных организационных формах.
Вопросы для самопроверки: 1. Какие стадии проходит рабочая группа в процессе своего формирования? 2. Что такое референтная группа и какова ее роль в жизни коллектива? 3. Каковы показатели профессиональной зрелости рабочей группы? 4. В чем заключается неформальное лидерство в коллективе? 5. Каковы основные стили руководства? 6. Каковы современные теории конфликтов? Вопросы для обсуждения: 1. Дайте основные характеристики рабочей группы. 2. Характеризуйте демократический стиль руководства. 3. Объясните сущность неформальных отношений между руководителем и подчиненными. 4. Проанализируйте основные методы решения конфликтов в коллективе.
Групповая дискуссия: 1. Роль деловых коммуникаций в формировании организационной культуры. 2. Назовите наиболее типичные ошибки руководителя в отношениях с подчиненными.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.252.156 (0.009 с.) |