Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип развития в психологической теории
Советские психологи, определяя после дискуссий 20-х гг. методологические основы новой теории, прежде всего обратились к диалектико-материалистическому принципу развития. Марксистской психологии предстояло осмыслить с помощью этого принципа обширную область явлений, исследованных за рубежом и в дореволюционной России. Дарвиновское учение в середине прошлого века дало мощный толчок к изучению как эволюции психики в мире животных, так и к изучению детской психики. Этнографические исследования одновременно принесли множество сведений о духовной жизни народов разных ступеней общественного развития и возбудили интерес к историческому развитию психики человека. После того как в советской психологии были отброшены поведенческие концепции и психика была восстановлена в качестве предмета психологической науки, задача применения в психологии исторического подхода выступила на первый план. Ее решению посвятили свои труды П.П. Блонский и Л.С. Выготский. Их объединяла общая цель – внести исторический метод в психологическую науку и разработать проблему развития психики с позиций диалектического материализма. И тот и другой исследовали психику на разных ступенях детского развития, с одной стороны, и прослеживали общественно-историческое развитие психики человека – с другой. Изучение возрастных психологических особенностей детей. к которому они обратились, должно было служить не только и не столько педагогической психологии, сколько разработке проблемы развития психики, а в конечном счете выяснению природы психического. Проблема развития психики заключала в себе и вопрос о взаимоотношении социального и биологического, который для марксистской психологической теории был важнейшим. 122 Идея развития привлекла в свое время и Блонского, и Выготского, и Басова и других психологов к педологии: ведь она считалась наукой о законах детского развития. Смысл включения детской и педагогической психологии в педологию они видели в реализации принципа развития. Замысел был таков: обобщить на основе единого принципа все знания о ребенке и организовать комплексное исследование детей, единое в своей методологической основе. «Но чтобы этот синтез был действительно синтезом, а не только эклектизмом или компиляцией, – пояснял Блонский, – надо указать, что именно, какой принцип кладется в основу его». И продолжал: «Педология изучает ребенка в его развитии... Как таковая, педология имеет свой специфический предмет изучения, не изучаемый никакой другой наукой, кроме нее»[287].
П.П. Блонский был давним приверженцем генетического метода, но применял он его в психологии по-разному, в зависимости от своих философских взглядов на природу психического. А взгляды его менялись: от идеалистических воззрений он перешел к материалистическим и от механистической методологии к диалектико-материалистической. В 1921 г., призывая к построению психологии на почве марксизма, Блонский писал: «Общая психология должна явиться результатом тех обобщений, которые получатся в итоге сопоставления психологии взрослого, ребенка, животных, примитивных народов и ненормального человека»[288]. Позже, уже в 1928 г., он утверждал, что основной тезис его психологии: «Поведение понятно лишь как история поведения»[289]. Этот тезис полностью разделял Выготский и ссылался на него, как на основание своего историко-генетического метода[290]. Он приводил высказывание Блонского и замечал: «Историческая форма объяснения представляется психологу-генетисту высшей из всех возможных форм. Ответить на вопрос, что представляет собой данная форма поведения, для него означает раскрыть ее происхождение, историю ее развития, приведшего к настоящему моменту. В этом смысле, как мы уже говорили выше словами П.П. Блонского, поведение может быть понято только как история поведения»[291]. В начале 30-х гг. Блонский углубляется в психологические исследования, руководствуясь принципом развития в его диалектико-материалистическом понимании. Однако изучение развития ребенка он продолжает мыслить как проблему педологи». Пола- 123 гая необходимым исправить ошибки биогенетической концепции в педологии, он так формулирует ее задачу: познать закономерности развития ребенка в их глубокой внутренней связи с законами развития общества. «Связь ребенка с окружающей средой, – продолжает он, – марксистски понимаемой и анализируемой, ход развития ребенка в контексте конкретных исторических общественных отношений, влияние на него окружающей обстановки, но обязательно и его влияние на нее, активность ребенка в самых различных проявлениях в данный исторический момент – вот злободневнейшие вопросы нашей педологии... Не назад – к недооценке влияния среды, но вперед – к марксистскому анализу социально-исторических условий развития детей»[292].
Принцип развития, понимаемый как исторический подход к исследуемым психическим процессам, Л.С. Выготский принимал в качестве ведущего методологического принципа. «Историческое изучение просто означает применение категории развития к исследованию явлений. Изучать исторически что-либо – значит изучать это в движении. Это и есть основное требование диалектического метода»[293], – писал он, полагая, что историческое исследование поведения не есть нечто дополнительное к изучению теоретическому, но составляет его основу. Такой подход приводит к различению анализа вещи и анализа процесса, а потому «если на место анализа вещи мы поставим анализ процесса, то основной задачей такого рассмотрения, естественно, сделается генетическое восстановление всех моментов развития данного процесса»[294]. Позиции советской психологии теперь существенно отличаются от подхода тех лет, когда она готова была следовать за каждым новым течением без достаточных к тому оснований, когда психологи полагали, что можно безоговорочно заимствовать факты из любых теорий. Выготский замечает: «Кто рассматривает факты, неизбежно рассматривает их в свете той или иной теории. Факты неразрывно переплетены с философией... И кто хочет найти ключ к этому богатому собранию новых фактов, должен раньше всего вскрыть философию факта, его добывания и осмысливания... Наш путь должен лежать в направлении к критике теории и методологической системы...» [295]. Развертывание позитивных положений происходит на основе конкретного критического анализа немарксистских теорий. «Объект и метод исследования оказываются тесно связанными друг с другом», – пишет Выготский. Изложению новых взглядов на природу психики он предпосылает свои соображения о роли и
124 значении метода. «Поиски метода становятся одной из важнейших задач исследования. Метод... является одновременно предпосылкой и продуктом, орудием и результатом исследования... Те факты, с которыми мы будем встречаться в дальнейшем изложении, те обобщения, к которым мы будем приведены нашим фактическим материалом, те законы, которые мы на основании этих обобщений будем пытаться установить, – все это будет определяться в самом основном и существенном тем методом, тем способом, при помощи которого эти факты добыты, при помощи которого они обобщены и подчинены известному закону»[296]. Феноменологическому или описательному методу, провозглашавшемуся в то время рядом направлений зарубежной психологии, Выготский противопоставляет генетическое рассмотрение, вскрывающее каузально-динамическую основу поведения. Основу психологического анализа составляют три определяющих момента: «анализ процесса, а не вещи; анализ, вскрывающий реальную каузально-динамическую связь и отношение, а не расчленяющий внешние признаки процесса... и, наконец, анализ генетический»[297].
Первоначально Выготский ставит перед собой задачу связать три линии в развитии поведения: эволюционную, историческую и онтогенетическую, определить характер этой связи, вскрыть различие способа их развития, специфические закономерности каждого из трех процессов. Биологическим концепциям он противопоставляет идею историзма человеческой психики. Реализуя исторический подход к развитию психических процессов человека, Выготский разрабатывает культурно-историческую теорию, которая определяет пути конкретных психологических исследований, направленных в конечном счете к решению центральной психологической проблемы – изучению сознания. П.П. Блонского и Л.С. Выготского интересовали особенности высшего уровня психического развития, достигнутого человечеством, поэтому они обратились к проблемам памяти и мышления и в этих процессах искали черты, рожденные общественными условиями жизни людей. Блонский высоко ценил работы Выготского по исследованию памяти и мышления, хотя и расходился с ним в трактовке генетических корней мышления и речи, в понимании внутренней речи, в отношении к роли знаков в истории памяти и мышления. Они предлагали разные концепции, в которых стремились к одному – применить в психологической теории диалектико-материалистический принцип развития. 125
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.51 (0.01 с.) |