Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Н. А. Болдина, Т. С. БорисоваСтр 1 из 5Следующая ⇒
Н. А. БОЛДИНА, Т. С. БОРИСОВА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНИКУ И ЧТЕНИЮ Учебно-методическое пособие
УДК 613.4 (075.8) ББК 51.204 я 73 Б 79
Рекомендовано Научно-методическим советом университета в качестве учебно-методического пособия 29.10.2008 г., протокол № 2
Р е ц е н з е н т ы: зав. отд. гигиены детей и подростков ГУ «Республиканский на- учно-практический центр гигиены» канд. мед. наук. Н. Ф. Фарино; зав. каф. гигиены и медицинской экологии Белорусской медицинской академии последипломного образо- вания канд. мед. наук, доц. Е. О. Гузик
Болдина, Н. А. Б 79 Гигиенические требования к учебнику и чтению: учеб.-метод. пособие / Н. А. Болдина, Т. С. Борисова. – Минск: БГМУ, 2009. – 34 с. ISBN 978-985-462-955-1. Изложены гигиенические аспекты проблемы нарушения зрения и его профилактики, основные гигиенические требования к процессу чтения и условиям его организации, полиграфическому оформлению книг и учебников, предназначенных для детей и подростков. Представлена методика санитарной экспертизы школьных учебников и детских книг. Предназначается студентам 4–6-го курсов педиатрического и 5–6-го курсов медико- профилактического факультетов.
УДК 613.4 (075.8) ББК 51.204 я 73
Без книги, как без воздуха, человек жить не может. С. П. Королев Общее время занятий: 5 учебных часов.
САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ I. Дать гигиеническую оценку качества печати, шрифта и набора учебника «Русский язык» для учащихся 5-го класса. Пример. Печать четкая, интенсивного черного цвета, равномерная, часть за- головков и выводов напечатана синим цветом. Применен шрифт из группы рубленых (гарнитура «Журнальная рубленая»), нормального светлого начертания. Кегль шрифта — 12 пунк- тов, высота прописной буквы — 3,0 мм. Толщина основного штриха — 0,15 мм, расстояние между основными штрихами — 0,20 мм, толщина со- единительного штриха — 0,10 мм. Набор: длина строки — 90 мм. Апрош — 1,5 мм. Увеличение интер- линьяжа — 1,5 пункта, величина полей внутренних — 7 мм, верхних — 8 мм, наружных — 10 мм, нижних — 20 мм. Емкость шрифта — 8,0 зн./кв.
Решение: 1. Печать данного издания соответствует гигиеническим требова- ниям. 2. Шрифт издания не соответствует гигиеническим требованиям, т. к. толщина основного шрифта буквы составляет 0,15 мм (рекомендуе- мая толщина основного шрифта — 0,25 мм), расстояние между основными штрихами буквы — 0,2 мм (рекомендуемое расстояние должно не менее чем в 2 раза превышать ширину основного штриха, т. е. быть не менее 0,5 мм). Толщина соединительного штриха — 0,10 мм (рекомендуемая толщина — 0,15 мм). 3. Набор издания не соответствует гигиеническим требованиям, т. к. длина строки — 90 мм (рекомендуемая длина — 100 мм), увеличен интерлиньяж на 1,5 пункта (рекомендуемое увеличение — 2 пункта), ве- личина полей: внутренних — 7 мм (рекомендуемый размер корешкового поля на странице — не менее 10 мм), верхнего — 8 мм (рекомендуемые размеры верхних, наружных и нижних полей, не включая иллюстративно- го заполнения, должны быть не менее 10 мм). Заключение: шрифт и набор учебника «Русский язык» для учащихся 5-го класса не соответствуют гигиеническим требованиям.
23 II. Дать гигиеническую оценку внешнего оформления и бумаги учебника «Математика» для учащихся 3-го класса. Решение. Внешнее оформление: формат издания — 65 × 85/16, масса — 350 г, способ скрепления блока — клеевое бесшовное. Для выделения текста применена красная краска на желтом фоне. Бумага имеет выраженный желтоватый оттенок, показатель белизны — 60 %, шероховатая, содержание древесины — 75 %. Оформить заключение.
Литература Основная 1. Гигиена детей и подростков: учеб. / под ред. В. Н. Кардашенко. М.: Меди- цина, 1988. 512 с. 2. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков: учеб. / В. Р. Кучма. М.: Медици- на, 2003. 384 с. 3. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков / под ред. В. Н. Кардашенко. М.: Медицина, 1983. 264 с.
Дополнительная 1. СанПиН РБ 14-9-2002. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего среднего образования. 2. СанПиН РБ 2.4.7.16-1-2005. Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей. 3. СанПиН РБ 2.4.7.16-32-2006. Гигиенические требования к бумажно-беловым изделиям для детей.
24 Приложение 1 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Апрош — пробел, отделяющий одно слово от другого (междуслов- ный пробел). Выделение текста — особое полиграфическое оформление частей текста (букв, знаков, отдельных слов, фраз) с целью привлечь внимание читателя. Выворотка шрифта — белый шрифт на черном, сером или цветном фоне. Гарнитура — комплект шрифтов, характеризующихся едиными стилевыми особенностями рисунка знаков. Шрифты одной гарнитуры мо- гут различаться начертанием и кеглем (размером). Группа шрифтов —– шрифты, характеризующиеся единым характе- ром их графического построения. Шрифты подразделяются на шесть ос- новных групп в соответствии с ГОСТ 3489.1. Внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры. Емкость шрифта — количество знаков, умещающихся в строке длиной в один квадрат. Квадрат — единица длины в типографической системе мер, равная 48 пунктам (18,04 мм). Кегль — размер шрифта, измеряемый в пунктах. Курсив (нем. kursiv — бегущий) — одно из начертаний шрифта с на- клоном основных штрихов букв вправо (≈ 15°). Строчные буквы курсива имитируют написанное от руки. Начертание гарнитуры — комплект знаков одной гарнитуры отли- чающихся: - насыщенностью (светлый, полужирный и жирный шрифт); - наклоном (прямой, наклонный и курсивный шрифт); - пропорциями (нормальный, узкий и широкий шрифт). Основной текст — текст, передающий главное содержание издания. Петит (фр. petit — маленький) — шрифт, кегль которого равен 8 пунктам (около 3 мм). Печать офсетная (англ. offset) — плоская печать, при которой краска с печатной формы передается на резиновую поверхность, а с нее переносится на бумагу. Применяется для печатания всех типов изданий. Печать высокая — один из основных видов печати, при котором от- тиск получается с формы, имеющей выступающие (печатающие) элемен- ты и углубления (пробельные). Наиболее часто употребляется для печата- ния текстовых изданий. 25 Полоса — площадь, отводимая на странице под набор текста и (или) воспроизведение иллюстраций. Полиграфические материалы — материалы, применяемые для изго- товления книжного издания (бумага, переплетные материалы — картон, обложечная бумага и др., краски, пленки и т. п.). Пункт — единица длины в типографской системе мер, равная 0,376 мм (в системе Дидо). Интерлиньяж — расстояние между нижними выносными элемен- тами знаков верхней строки и верхними выносными элементами знаков нижней строки, измеряемое в пунктах. Удобочитаемое издание — издание, при чтении которого не разви- вается зрительное утомление. Удобочитаемость зависит от шрифтового оформления и качества полиграфического исполнения издания. Учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложе- ние учебной дисциплины (разделы, части) и официально допущенное в качестве данного вида издания. Учебное пособие — учебное издание (в т. ч. рабочая тетрадь, посо- бие, прописи), дополняющее или частично (полностью) заменяющее учеб- ник, официально допущенное в качестве данного вида издания. Формат издания (ф. и.) — размеры страницы издания по ширине и длине. Чаще обозначается не в виде точных размеров в миллиметрах (на- пример, 128 × 200 мм), а долей листа печатной бумаги для издания.
Например, если издание печаталось на листах бумаги размером 60 × 90 см и затем листы фальцевались (складывались в тетрадь) в три сгиба, то ф. и. — 1/8 доля листа бумаги 60 × 90 см (при первом сгибе лист разделился на две равные части — доли, при втором — на четыре, при третьем — на восемь). Так как в подавляющем большинстве случаев при изготовлении книг применяется перпендикулярная фальцовка, т. е. каж- дый последующий сгиб перпендикулярен предыдущему, то нетрудно оп- ределить размер 1/8 доли листа 60 × 90 см. Ширина этой доли будет равна четвертой части длинной стороны листа (сгибать начинают лист с длин- ной стороны), т. е. 90: 4 = 22,5 см, а длина — половине короткой стороны, т. е. 60: 2 = 30 см. Характерные страницы — страницы с единообразным шрифтовым и (или) иллюстрированным оформлением, наиболее часто встречающиеся в издании. Шрифтовое оформление текста (основного, дополнительного, вы- делений) определяется комплексом следующих параметров: гарнитурой, кеглем и емкостью шрифта, интерлиньяжем, длиной строки, апрошем.
26
Приложение 2 Оптимальные параметры шрифтового оформления изданий для 1–11-го классов
|