Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Учитель как центральная фигура в школе.
1. Требования к личности современного учителя. 2. Функции учителя. 3. Ступени профессионального роста учителя.
Во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации для учителей, условий для их постоянного самосовершенствования, для повышения квалификации сегодня становятся ключевым фактором развития всей системы общего образования. В этой связи предлагаю создать общенациональную систему профессионального роста учителей. И позволю себе выделить здесь несколько направлений. Первое – это внедрение современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, которые соответствуют профессиональным требованиям. Надо расширять участие в этой работе вузов, исследовательских институтов, использовать уникальный опыт лучших учителей и ведущих школ страны…. Второе – это внедрение эффективного механизма материального и морального поощрения качественного, творческого учительского труда, создание стимулов к развитию, к непрерывному профессиональному росту…. Третье. Понятно, что и саму систему оценки квалификации, качества результатов работы учителя и его потенциала нужно совершенствовать, делать её более объективной, менее бюрократической, и главной должна быть оценка не чиновника, а коллег, профессионального сообщества…. Современные информационные технологии позволяют создать механизм оценки учителей, в том числе на основе мнения выпускников школ, тех, кто уже вошёл во взрослую жизнь и уже с высоты каких-то прожитых лет, времени может дать действительно заслуженную, справедливую оценку своим школьным наставникам. Роль учителя в развитии общества трудно переоценить. Именно от учителя зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление развития общества. Поэтому к учителю всегда выдвигались высокие требования; чем ближе к нашему времени, тем выше требования общества к учителю. Требования к учителю – это система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности. Первое требование, предъявляемое к современному учителю – это наличие педагогических способностей. Педагогические способности – это качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учениками, любви к детям, получению удовольствия от общения с ними.
Группы способностей: 1. Организаторские – проявляются в умении сплотить учеников, занять их, разделить обязанности, спланировать работу и т.д. 2. Дидактические – подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.п. 3. Рецептивные – выражаются в умении проникать в духовный мир воспитанников, оценить их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики. 4. Коммуникативные – устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения. 5. Суггестивные – эмоционально-волевое влияние на учеников. 6. Исследовательские – воплощаются в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы. 7. Научно-познавательные – сводятся к способности усвоения учителем новых научных знаний в области педагогики, психологии, методики. Педагогические способности – важные предпосылки успешного овладения педагогической профессией, но не решающие. Особую важность имеют человеческие качества педагога – человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность общения, интерес к жизни воспитанников и т.п. Обязательное для учителя качество – гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку как к наивысшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Педагогическое руководство таким сложным коллективом, как класс, детский коллектив, обязывает учителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, готовым к самостоятельному решению любых ситуаций. Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. К последним обычно причисляются приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, связанные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.
Научная увлеченность –обязательное учительское качество. Само по себе оно не может и не имеет непосредственного значения, но без него невозможен процесс нравственного воспитания. Научный интерес помогает учителю формировать уважение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить видеть учащихся связь своей науки с общими процессами человеческого развития. Любовь к своему профессиональному труду –качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые этого качества – добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации. Личность современного учителя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог должен быть и носителем высокой личной культуры. Учитель всегда являет собой наглядный образец учащимся, образец этот должен быть своеобразным эталоном того, как примято и как следует себя вести. Важным компонентом в педагогической деятельности учителя является стиль его общения. Термин «стиль» впервые появился в античной риторике для характеристики выразительных средств языка и, как свидетельствуют историки, широко использовался в литературе, лингвистике, искусстве. При всем разнообразии понятий стиля существует общее смысловое поле его определений. Это сходство в том, что в этих определениях понятие стиля включает в себя «способ организации» и «способ функционирования системы». Это дает возможность дать следующее определение стиля педагогического общения – это устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых, их субъект-субъектного взаимодействия. В стилях педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный (попустительский). При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. При авторитарном стиле общения учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявлять учащимся самостоятельность и инициативу. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина и т.п.) чаще всего позитивны, но социально–психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная. При демократическом стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно–положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. Психологический климат у таких педагогов всегда более благополучен, чем при авторитарном стиле общения. Межличностные отношения между учителем и учащимися отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. Либеральный или попустительский стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности. Они чаще всего равнодушны, незаинтересованные проблемами школы и учащихся. Результатом такого стиля является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.112 (0.01 с.) |