Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты сравнительного анализа
Социометрия (модификация Л.Я. Коломенского) – разделения в соответствии с социометрическим статусом в группе В рамках исследования, для изучения особенностей распределения социометрических статусов подростков в классе, было предложено ответить на несколько вопросов. Представленные на бланке вопросы были построены по типу: 1) Кого бы ты хотел(а)/не хотел(а) пригласить на День рождение?; 2) К кому бы ты обратился (ась)/не обратился (ась) за помощью при подготовке к контрольной работе? Вопросы изначально были сформулированы так, чтобы изучить особенности распределения статусов, как в учебной деятельности, так и вне учебной деятельности (досуговой). В ходе изучения распределения значений показателя социометрических статусов в учебной деятельности у обучающихся 7 и 8 классов, было выявлено, что 40% обследованных подростков являются отвергаемыми. Вероятно, это проявление особенностей подросткового возраста, когда наблюдается снижение интереса к учебе
Таблица 4.1. Распределение статусов в учебной деятельности у обучающихся 7 и 8 классов
При сравнении особенностей распределения статуса между мальчиками и девочками можно сделать вывод, что среди девочек в рамках учебной деятельности больше «звезд», чем среди мальчики. Помимо этого, можно наблюдать, что девочек по статусу «Отвергаемые» меньше, чем мальчиков.
Таблица 4.2 Распределение статусов в рамках учебной деятельности между мальчиками и девочками 7 – 8 классов Изучение распределения показателя социометрического статуса в досуговой деятельности у обучающихся 7 и 8 классов показало, что среди обучающихся 8 класса количество подростков со статусом «Предпочитаемые» выше, нежели у обучающихся 7 класса.
Таблица 4.3 Распределение статусов в рамках досуговой деятельности между обучающимися 7 и 8 классов
Анализ результатов сравнения показателей социометрических статусов между мальчиками и девочками в досуговой деятельности показал, что среди девочек больше предпочитаемых, но меньше отвергаемых, чем в выборке мальчиков.
Таблица 4.4 Распределение статусов в рамках досуговой деятельности между мальчиками и девочками 7-8 классов.
Таким образом, на основе полученных данных можно сделать вывод, что среди подростков, обучающихся в 7-х и 8-х классах, больше лиц со статусом «Отвергаемые» в учебной деятельности и со статусом «Предпочитаемые» в досуговой деятельности. При этом мальчики чаще являются отвергаемыми как учебной, так и досуговой деятельности. Методика рисуночных фрустраций С. Розенцвейга В рамках исследования был проведен сравнительный анализ значений показателя фрустрационных реакций у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом. В ходе сравнительного анализа были выявлены существенные различия значений показателя ED «фиксация на самозащите» у подростков с разным социометрическим статусом. У обучающихся 7-8 классов со статусом «Звезды» значения данного показателя существенно ниже по сравнению с обучающихся с другими статусами. Отсюда следует, что при возникновении конфликтной ситуации «Звезды» меньше, чем их сверстники, будут склонны к поиску виновных за возникновение проблемы.
Таблица 4.5 Результаты сравнительного анализа значений показателей фрустрационных реакций (методика С. Розенцвейга) у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом в учебной деятельности
Существуют значимые различия значений показателей фрустрационных реакций E, I и i у подростков с разным социометрическим статусом. Подростки с социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвернаемые» существенно реже по сравнению со сверстниками используют фрустрационные реакции самообвинения и реакции, направленные на самостоятельное разрешение проблемных ситуаций. В то же время они существенно более склонны к обвинению окружающих, чем одноклассники.
Таблица 4.6 Результаты сравнительного анализа значений показателей фрустрационных реакций (методика С. Розенцвейга) у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом в досуговой деятельности
Методика фрустрационных реакций Л.Н. Собчик При сравнительном анализе были выявлены существенные различия значений показателя E «социальный статус» (методика Л.Н. Собчик) у подростков с разным социометрическим статусом в учебной деятельности. Следовательно, подростки с низкими социометрическими статусами в учебной деятельности «Изолированные» и «Отвергаемые» существенно чаще сталкиваются с обвинениями взрослых в некомпетентности, несостоятельности, неспособности чего-либо добиться, нежели подростки с высоким социометрическим статусом.
Таблица 4.7 Результаты сравнительного анализа значений показателей фрустрационных реакций (методика Л.Н. Собчик) у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом в учебной деятельности
Тест – опросник «Индекс жизненного стиля» В рамках исследования был проведен сравнительный анализ значений показателей механизмов психологической защиты у обучающихся 7-8 классов с разным социометрическим статусом в классе. В ходе сравнительного анализа были выявлены существенные различия значений показателя F «замещение» у подростков с разным социометрическим статусом в учебной и досуговой деятельности (табл. 3.2.1 и 3.2.2). Подростки с социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвернаемые» в учебной деятельности более склонны по сравнению со сверстниками к использованию замещения как механизма психологической защиты. То есть, они пытаются всячески избегать нежелательного эмоционального напряжения, возникающего в процессе учебной деятельности, и не достигают высоких результатов.
Таблица 4.8 Результаты сравнительного анализа значений показателей механизмов психологической защиты (тест – опросник «Индекс жизненного стиля») у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом в учебной деятельности
Подростки с низкими социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвергаемые» в досуговой деятельности чаще используют такие механизмы психологической защиты, как E «проекция» и F «замещение». Отсюда следует, что у данных подростков разрешение возникающих трудностей осуществляется путем проявления агрессии по отношению к окружающим и избеганию любой ответственности при выполнении задания, чего нельзя сказать о подростках с высокими социометрическими статусами, таких как «Звезды» и «Предпочитаемые».
Таблица 4.9 Результаты сравнительного анализа значений показателей механизмов психологической защиты (тест – опросник «Индекс жизненного стиля») у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом в досуговой деятельности
Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса Существуют значимые различия значений показателя предпочитаемых способов поведения в трудных жизненных ситуациях, таких как: конфронтация, принятие ответственности, бегство/избегание, планирование решения проблемы у подростков с разным социометрическим статусом в учебной деятельности. Подростки с социометрическими статусами «Изолированные» и «Отвергаемые» в учебной деятельности существенно реже, по сравнению со сверстниками, используют такие механизмы психологической защиты как, принятие ответственности и планирование решения проблемы, что говорит о способности принимать на себя ответственность за возникшие обстоятельства в учебной деятельности и находить пути решения из сложившихся ситуаций.
Таблица 4.10 Результаты сравнительного анализа значений показателей механизмов психологической защиты (опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса) у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом в учебной деятельности
Подростки с низкими социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвергаемые» в учебной деятельности чаще использую такие механизмы психологической защиты как конфронтация и бегство, нежели подростки с высокими социометрическими статусами как «Звезды» и «Предпочитаемые» (табл. 3.3.13). Отсюда следует, что они пытаются разрешать возникающих трудностей путем проявления агрессии по отношению к окружающим или по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. Подростки с низкими социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвергаемые» в досуговой деятельности чаще использую такой механизм психологической защиты как конфронтация, нежели подростки с высокими социометрическими статусами как «Звезды» и «Предпочитаемые». Отсюда следует, что они пытаются разрешать возникающих трудностей путем проявления агрессии по отношению к окружающим.
Таблица 4.11 Результаты сравнительного анализа значений показателей механизмов психологической защиты (опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса) у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, с разным социометрическим статусом в досуговой деятельности
Итак, в результате сравнительного анализа значений показателей механизмов психологической защиты у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, было выявлено, что: 1) подростки с социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвернаемые» в учебной деятельности существенно более склонны по сравнению со сверстниками к использованию таких механизмов психологической защиты, как замещение, конфронтация и бегство. При этом они существенно реже по сравнению с одноклассниками используют такие механизмы психологической защиты как, принятие ответственности и планирование решения проблемы. 2) подростки с низкими социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвергаемые» в досуговой деятельности чаще используют такие механизмы психологической защиты, как замещение, конфронтация и проекция.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.21.159 (0.042 с.) |