![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 1. Общие основы теории и методики физическогоСтр 1 из 5Следующая ⇒
Часть 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Физическая культура – составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. Спорт является частью ФК. Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека. Составные части физического воспитания: · Физическая подготовка (подчёркивает прикладную направленность ФВ); · Физическое развитие; · Физическое совершенство (идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни). Физическое воспитание как педагогический процесс состоит из: 1. Образования в области ФК; 2. Развития физических (двигательных) качеств. Образование в области ФК − процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, передачи специальных знаний по физической культуре. Образование в области ФК состоит из: · Формирование жизненно важных (в том числе и естественных) двигательных умений и навыков; · Формирование спортивных двигательных умений и навыков; · Передача специальных знаний в области ФК. Развитие физических (двигательных) качеств – целенаправленное развитие физических (двигательных) качеств человека, посредством нормированных функциональных нагрузок. К развитию физических качеств относится: Развитие кондиционных способностей (- развитие силы и силовых способностей; - развитие быстроты и скоростных способностей; - развитие выносливости; - развитие гибкости и подвижности в суставах); Развитие координационных способностей (развитие ловкости и других координационных способностей).
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ»
В физическую культуру личности входят три основных компонента:
1. Операциональный. 2. Мотивационно-ценностный. 3. Деятельностный. Операциональный компонент подразумевает формирование здоровья и его составляющих у личности (двигательных умений и навыков, физическое развитие, физическую подготовленность, физическое совершенство). Мотивационно-ценностный компонент состоит из следующих взаимосвязанных категорий: знания, убеждения, мотивы, потребности, интересы – мотивационный блок и отношения, ценностные ориентации, волевые усилия, эмоции, составляющие ценностный блок (хотя, такое разделение достаточно условно!) Деятельностный компонент ФК включает следующие виды деятельности: - по самовоспитанию и саморазвитию; - по соблюдению принципов здорового образа жизни; - познавательную; - инструкторскую; - судейскую; - профессиональную.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» Цель физической подготовки – достижение высокого уровня физической подготовленности, работоспособности при выполнении известных (на уровне умений и навыков) двигательных действий, способствующих эффективной деятельности в избранном направлении. Физическая подготовка подразделяется на два вида: общую (ОФП) и специальную (СФП). ОФП предполагает: 1. повышение уровня физического развития. 2. разностороннюю двигательную подготовку. Это способствует достижению цели ОФП – формирование предпосылок для успешного решения двигательных задач в различных видах деятельности. СФП − это специализированный процесс, содействующий успеху в конкретном виде деятельности: а) в профессиональной деятельности (профессионально-прикладная ФП), б) в спортивной деятельности (физическая подготовка в конкретном виде спорта). Цель СФП – формирование предпосылок для успешного решения двигательных задач в различных видах профессиональной или спортивной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Физическое развитие – процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них двигательных качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется изменением следующих показателей: · Биологической формы или морфологии (длина и масса тела, осанка, объёмы и формы частей тела, величина жироотложения и др.) · Физиологических систем (параметры деятельности ССС, дыхательной и ЦНС, органов пищеварения и выделения, терморегуляция и др.) · Развития кондиционных двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости). Физическое развитие определяется следующими законами: · Наследственности · Единства организма и среды · Единства форм и функций · Гетеротропности развития (разные темпы развития в частях тела) · Гетерохронности развития (разные системы и органы развиваются в разное время) · Упражняемости форм и функций.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО» Физическое совершенство в бытийном плане понимается как крепкое физическое и психологическое здоровье, мотивированная и сознательная деятельность по его укреплению и сохранению, осознанное принятие ЗОЖ. Физическое совершенство подразумевает: · Пропорционально развитое телосложение. · Гармоническое развитие физических качеств. · Высокий уровень физической работоспособности. · Высокий уровень адаптации к неблагоприятным условиям жизни, труда и быта. · Владение рациональной техникой жизненно важных движений и способность к овладению новыми двигательными действиями. · Образованность в области физической культуры. Физическое совершенство оценивается по следующим критериям: 1. Нормы и требования государственных программ; 2. Нормативы единой спортивной классификации; 3. Нормы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье».
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СПОРТ» Спорт – это составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. Цель спорта – физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, достижение высокого спортивного результата. С целью спорта тесно связана система подготовки спортсмена - совокупность методических основ, организационных форм и условий соревновательно-тренировочного процесса, оптимально взаимодействующих между собой и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к спортивным результатам. Систему подготовки спортсмена составляют блоки: · Система отбора и спортивной ориентации; · Система спортивной тренировки; · Система соревнований (цель, средство, метод подготовки); · Внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации соревновательно-тренировочного процесса (массаж, баня, аутотренинг, аромотерапия и пр.). Спорт выполняет следующие функции: · Соревновательно-эталонная; · Экономическая; · Эвристическо-достиженческая; · Личностно-направленного воспитания, обучения и развития; · Оздоровительно-рекреативная; · Коммуникативная; · Эмоционально-зрелищная; · Социальной интеграции и социализации личности. В спорте выделяют две его отрасли: любительский спорт и профессиональный спорт. Любительский спорт – многогранное массовое спортивное движение, органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта.
Профессиональный спорт – предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов (избравших спорт своей профессией) и зрителей. Спортсменом является лицо, систематически занимающееся спортом и выступающее на спортивных соревнованиях. Разделяют: спортсмен-любитель (физкультурник), спортсмен высокого класса и спортсмен-профессионал.
И КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ Двигательное умение – это способность человека выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания на каждом движении, входящем в состав двигательного действия. Характерные признаки двигательного умения: · Управление движениями, составляющими целостное двигательное действие, происходит неавтоматизированно (сознание загружено контролем каждого движения, работа совершается неэкономно). · Способ решения двигательной задачи нестабилен, так как идёт поиск наилучшего. · Длительность этапа зависит от способностей обучаемого и обучающего, сложности длительного действия и других условий. Значение двигательного умения: · Обладает большими образовательными возможностями. · Данный этап невозможно миновать, т.е. он является основой овладения движением на более высоком уровне. · Способствует развитию двигательного творчества.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК Двигательный навык – это способность человека выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии акцентирования внимания на условиях и результатах действия. Характерные признаки двигательного навыка: · Отдельные движения, входящие в двигательное действие, выполняются без сосредоточения внимания на них (автоматизация движения). · Автоматизация не снимает ведущей роли сознания при выполнении двигательного действия. Автоматизируются не содержание и не смысловая нагрузка движения, а процесс исполнения некоторых элементов их структуры (координационные отношения нервно-мышечных процессов, взаимосвязи двигательных и вегетативных компонентов и др.). · Сознание человека направлено, в основном, на узловые компоненты действия, на учёт изменений в обстановке и творческое решение двигательной задачи.
· Обладает высокой устойчивостью. · Системность (целостное выполнение без задержек и лишних движений) приводит к повышению точности, совершенствованию ритма, более экономичному и быстрому выполнению действия. · Перераспределяются функции анализаторов. Повышается роль двигательного и снижается роль зрительного анализаторов при выполнении действия. Повышается роль зрительного анализатора при контроле условий и результативности деятельности. Значение двигательного навыка: · Делает работу менее утомительной. · Освобождает сознание для творческой деятельности.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Принцип наглядности Принцип наглядности является ведущим фактором адекватного разучивания двигательных действий. Виды наглядности: · зрительная; · звуковая; · двигательная. Требования, вытекающие из принципа: · взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности; · направленное воздействие на функции сенсорных систем, участвующих в управлении движения. Вариант II Испытуемый должен встать так, чтобы ноги его были на одной линии; при этом пятка одной ноги касается носка другой, в остальном положение испытуемого такое же, как и в варианте I, т.е. руки вытянуты вперёд, пальцы разведены и глаза закрыты. Оценка результатов: в варианте I у здоровых нетренированных людей такое положение может сохраняться обычно в пределах 30-55 с; дрожание пальцев рук и век отсутствует. У физкультурников может составлять 100-120 с и более. У подростков, не занимающихся спортом, в варианте II эти колебания составляют 13—53 с. Вариант III Испытуемый стоит на одной ноге, стопа прижата к коленной чашечке опорной ноги. Исследователь фиксирует время нарушения равновесия. Оценка результатов: устойчивость в таком положении должна быть не менее 15 с. Проба Яруцкого Ход работы: испытуемый стоит с закрытыми глазами, сдвинув пятки и носки, и выполняет вращение головой в одну сторону в темпе 2 оборота в секунду. Исследователь фиксирует время сохранения равновесия. Оценка результатов: у нетренированных людей положение равновесия сохраняется в среднем 28 с, у подготовленных физкультурников — ≥ 60 с.
ЗДОРОВЬЯ Главные критерии здоровья: сбалансированность, уравновешенность, компенсированность свойств и качеств организма. Важнейшие элементы здоровья (признаки здоровья): 1. Уровень и гармоничность физического развития. 2. Функциональное состояние организма, резервные возможности основных физиологических систем. 3. Уровень неспецифической резистентности и иммунологической защиты. 4. Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. 5. Уровень компенсации имеющегося заболевания или дефекта развития. 6. Соотношение факторов риска и факторов благополучия (прогноз здоровья) (А.Г.Щедрина, 1989). Организм может находиться в одной из нескольких состояний: здоровье, донозологическое состояние, преморбидное состояние, болезнь. Непрерывность состояний организма определяется взаимодействием и взаимовлиянием изменяющихся во времени различных факторов риска (см. рис.).
Факторы риска . ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ Норма Варианты нормы Пограничные состояния Преморбидные состояния Хронические болезни (стадия компенсации) Хронические болезни (стадия декомпенсации Инвалидизация ___________________________________________________________________________ Уровень болезни Рис. Состояния уровней здоровья организма.
4.1. Оценка состояния здоровья с использованием различных подходов Часть 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.69 (0.079 с.) |