![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развития интереса к русскому языкуу детей 4-7летСтр 1 из 6Следующая ⇒
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУУ ДЕТЕЙ 4-7ЛЕТ Аннотация программы: Комплексная программа, открытая для внедрения современных инновационных образовательных технологий по развитию детей 4-7 лет, имеет цель – формирование у ребенка интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому, а также образному ресурсу, формирование у детей уже с дошкольного возраста бережного отношения к родному языку, знание которого является фундаментом образования. Основной принцип комплексной программы – принцип непрерывности в формировании интереса к русскому языку, когда процесс развития и воспитания интереса к русскому языку у детей дошкольного возраста строится на основе активного включения ребенка в игровую, словесно практическую, изобразительную деятельности при использовании фольклора и упражнений, представленных в игровой форме. Интеграция таких видов деятельности способствует развитию у детей психических процессов: памяти, внимания, воображения, восприятия, на основе которых формируется интерес ребенка к словесному творчеству, а именно к языку общения и взаимодействия. Для полноценного постижения русского языка в дошкольном возрасте, программа насыщена упражнениями, основанными на использовании различных свойств отдельных слов и выражений. Применение мультимедийных пособий в развитии речи детей дошкольного возраста существенно оптимизирует образовательный процесс, расширяя возможности подачи материала. Грамотное использование способов подачи информации позволяет одновременно задействовать все органы чувств обучающегося, активизируя его познавательные способности. В предлагаемых разработках занятий обучение лексической стороне речи строится преимущественно с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимика. Словарный запас включает лексику по темам, хорошо известным детям в их повседневной жизни. Дидактическая задача, решаемая комплексной программой, на раннем этапе формирования интереса детей к русскому языку это – обучение способам действий, связанных с выражением их эмоциональных отношений к русскому языку посредством фольклора, а также способам выражения в речи тех особенностей русского языка, которые им доступны и понятны.
Учебно-методическое обеспечение реализации комплексной программы, на основе современных инновационных образовательных технологий, соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста, и ставит целью введение ребенка в мир русского языка на принципах системного подхода. Поэтому оказывает непосредственное влияние на словесную деятельность ребенка, развивает образную речь, вооружает способом построения повествования и является способом приобщения детей с самого раннего возраста к богатству родного языка. Словесная технология Основные словесные методы, используемые в комплексной программе: рассказы воспитателя - основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе; рассказы (пересказ) детей – э тот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей как формы организации самостоятельной деятельности ребенка; чтение художественных произведений детям - позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков. Также формируется главное умение – умение слушать и «слышать» других; беседы - применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками слышать, слушать и интерпретировать художественные произведения, через воссоздание антологической картины мира ребенком. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания связи когнитивного и языкового развития ребенка.
Игровая технология Цель игровой технологии – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игровые технологии – являются фундаментом всего дошкольного образования, комплексная программа применяет те, которые: - помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать; - помогают обобщать предметы по определенным признакам; - учат ребенка отделять вымысел – художественный замысел от реального мира вещей и событий; - воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции и смекалку в нестандартных жизненных ситуациях. Целевые ориентации игровых технологий: · дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков); · развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазий); ·обучающие самостоятельности, воли, сотрудничеству; · формирующие нравственные, эстетические и мировоззренческие позиции; · социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение общению). Реализация игровых приемов и ситуаций в комплексной программе направленной на формирование устойчивого интереса у детей 4-7 лет происходит по следующим основным направлениям: • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; • деятельность подчиняется правилам игры; • учебный материал используется в качестве её средства; • в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит · дидактическую задачу в игровую; • успешное выполнение дидактического задания связывается с условиями игры и обобщенным результатом игровой деятельности в целом. Функции игры: • развлекательная (это основная функция – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); • коммуникативная: освоение диалектики общения; • самореализация в игре как полигоне человеческой практики; • игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в • других видах жизнедеятельности; • диагностическая – выявление отклонений от нормативного поведения, • самопознание в процессе игры; • функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру • личностных показателей; • межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей • социально-культурных ценностей; • функция социализации – включение в систему общественных отношений, • усвоение норм человеческого общения. Игровая технология в комплексной программе строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:
С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. При использовании игровых технологий в комплексной программе необходимо соблюдать следующие условия: • соответствие целям воспитательно-образовательного процесса; • доступность для детей данного возраста; • отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; • игровые технологии должны быть направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, наглядно-образного, логического, образного мышления детей. Изобразительная технология Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одарённых, но и всех детей. Период дошкольного детства – один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Дети очень восприимчивы к проявлениям категории «прекрасное». Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, содержащей в себе знаковую и эстетическую составляющие. Поэтому использование изобразительных символов для формирования первичных грамматических умений у детей дошкольного возраста, активно применяется в комплексной программе, при обучении дошкольников русскому языку, так как большая часть грамматических явлений не объясняется и не систематизируется. Обладая богатыми имитативными способностями, дети запоминают материал без осознания его структурных особенностей. Вследствие чего, у ребенка, который еще не имеет понятия о грамматике, легче выработать чувство языка с помощью изобразительных техник таких как: - театрализации (эмпатия, вхождение в образ, имитация голосов птиц и зверей, пантомима); -графической фиксации (детской инфографики) в стиле «нарисованного письма» средствами ИКТ; -пополнение языкового и эмоционального багажа ребенка.
Ребенок строит предложение по определенным «моделям» (стереотипам), выработавшимся у него путем многократных повторений аналогичных предложений. Выработка прочного стереотипа обеспечивает правильное построение предложения согласно его грамматическому строю. Освоение грамматической стороны речи производится на основе образцов речи и фольклора. Содержание программы Учебный (тематический) план
Учебная программа
Самостоятельная работа
Характеристика ожидаемых результатов формирования у детей интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому, а также образному ресурсу на возрастных этапах 4-7лет: Система формирования у дошкольников и младших школьников ценностного отношения к русскому языку должна быть реализована поэтапно. В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает: · - овладение речью как средством общения и культуры; · - обогащение активного словаря; · - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; · - развитие речевого творчества; · - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; · - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; · - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Работа с родителями Результаты обучения русскому языку в контексте формирования устойчивого интереса у детей 4-7 лет во многом зависят от заинтересованности родителей и их степени включенности в поддержку самостоятельную деятельности ребенка по овладению русским языком. Так как ребенок более раскрепощен с родителями и в данном возрастном периоде общение происходит наиболее комфортно в условиях семейного досуга. Если родители активно создают когнитивно-коммуникационную среду дома, это является хорошей предпосылкой для закрепления навыков и умений полученных в процессе реализации комплексной программы. С этой целью комплексная программа содержит рекомендации для родителей. Рекомендации для родителей Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию интереса к русскому языку не должна превышать 30 минут. Помните, что для ребенка 4-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы. Раннее обучение ребёнка чтению способствует развитию речи у неговорящих детей, а также у детей с нарушениями слуха и проблемами общения. Известны случаи, когда дети с синдромом раннего детского аутизма ежедневно осваивали чтение 20–30 новых слов благодаря феноменальной зрительной памяти. В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 4-7 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются жанры фольклора - пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Алфавит. Фонетика и графика: Звуки и буквы. Деление слов на слоги. Ударение. Перенос. Согласные мягкие и твердые. Звонкие и глухие согласные звуки. Непроизносимые согласные. Орфография: Большая буква в словах. Мягкий знак в словах. Написание сочетаний с шипящими. Разделительный ь. Безударные гласные в корне слова. Парные согласные в корне слова. Правописание безударных окончаний. Морфемика и словообразование: Части слова. Образование слов. Форма слова. Родственные слова. Семантика и лексикология: Слова с несколькими значениями. Синонимы и антонимы. Морфология: Части речи. Имя существительное. Род и число имён существительных. Падежи имен существительных. Окончания имен существительных при изменении по падежам. Склонение имен существительных. Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных в единственном и множественном числе. Притяжательные прилагательные. Глагол. Время глагола. Спряжение. Виды глагола. Наклонение глагола. Возвратные глаголы. Глаголы движения (приставочные и бесприставочные). Предлоги. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Указательные местоимения. Притяжательные местоимения. Склонение притяжательных местоимений. Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Склонение имен числительных. Наречие. Синтаксис и культура речи: Словосочетание. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Связь слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения. Текст, предложение и слово. Речь. В УМК для детей 1-4 класса, направленного на формирование у ребенка интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому и образному ресурсу, при проектировании учебно-методического обеспечения его реализации используются компетентностный и системный подходы. Компетентностный подход. При проектировании учебно-методического обеспечения реализации УМК внимание уделено формированию следующих «ключевых» компетенций: 1. Ценностно-смысловая компетенция. Учитываются ценностные представления ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. 2. Общекультурная компетенция. Учитываются особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир. 3. Учебно-познавательная компетенция. Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. 4. Информационная компетенция. Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 5. Коммуникативная компетенция. Знание языка, владение способами взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. 6. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей и другое. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, развивать эмоциональную саморегуляцию. 8. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
Таким образом, при проектировании учебно-методического обеспечения реализации УМК для детей 1-4 класса, направленного на формирование у ребенка интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому и образному ресурсу, мы ориентированы на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции); основная формула результата образования – «знаю, как»; предполагается продуктивный характер образовательного процесса; доминирующий компонент образовательного процесса – практика и самостоятельная работа; характер контрольных процессов – комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения) При этом компетентностный подход при проектировании учебно-методического обеспечения реализации УМК для детей 1-4 класса, направленного на формирование у ребенка интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому и образному ресурсу, решает следующие задачи: · согласованность цели и задач обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся; · подготовка учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем; · подготовка учащихся к успеху в жизни; · повышение степени мотивации учения; · обеспечение единства образовательного процесса в аспектах учения и воспитания. При проектировании учебно-методического обеспечения реализации УМК для детей 1-4 класса, направленного на формирование у ребенка интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому и образному ресурсу, мы следуем принципам системного подхода: – Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. – Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. – Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. – Множественность, позволяющая использовать множество различных моделей для описания отдельных элементов и системы в целом. – Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы. Характеристика ожидаемых результатов формирования у детей интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому, а также образному ресурсу на разных возрастных этапах.
Система формирования у дошкольников и младших школьников ценностного отношения к русскому языку должна быть реализована поэтапно. В результате непрерывного обучения русскому языку у выпускников начальной школы должны быть сформированы ценностные представления о русском языке: русский язык - это родной язык русского народа; государственный язык Российской Федерации; средство межэтнического и международного общения; развивающееся явление; один из развитых языков мира; язык, входящий в семью славянских языков. увеличение количества самостоятельных учебных действий; интерес к самопознанию; появление стремления учиться; создание собственных поэтических произведений, занятие творческой работой, переводами на русский язык произведений зарубежных авторов. интерес к результату работы, правильному ответу; быстрое включение в работу, умение самостоятельно определить цель и задачи урока, пути их достижения, проанализировать свою работу и оценить её; активное участие во внеучебной деятельности: предметных неделях, кружках; самостоятельная подготовка сообщений по интересующим их темам. Дети 7 - 10 лет. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; – овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Список основной литературы 1. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c. 3. Бурлачко Т.С., Градусова Л.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пословицами/Т.С.Бурлачко, Л.В. Градусова// Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7 – С. 12-13 КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУУ ДЕТЕЙ 4-7ЛЕТ Аннотация программы: Комплексная программа, открытая для внедрения современных инновационных образовательных технологий по развитию детей 4-7 лет, имеет цель – формирование у ребенка интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому, а также образному ресурсу, формирование у детей уже с дошкольного возраста бережного отношения к родному языку, знание которого является фундаментом образования.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.9.22 (0.132 с.) |