![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава XII. Абстракционизм. Конструктивизм. Тенденции конструктивизма в музыке. Серийная техника. Додекафонная система А. Шенберга
Абстракционизм возник в начале 1910-х годов в живописи. Основатель -художник В. Кандинский. С момента рождения абстракционизм - явление интернациональное. Представители: Р.Делоне, К.Малевич, П.Мондриан, П.Клее, М.Шагал, М.Эрнст, Д. Поллок, А.Вольс, Г.Гартунг, М. Тоби, А. Мишо. Это течение существует на протяжении всего века. В основе стиля - полный отказ от фигуративности, здесь завершился процесс разрушения предметности в живописи. Сами художники не считают себя разрушителями, напротив - созидателями новой реальности, лежащей в их внутреннем субъективном восприятии, первооткрывателями новых измерений мира. Выразительные средства абстракционизма: • Цвет, культ красочного пятна, в котором видят н форму, и сюжет; • геометрические фигуры (круг, крадрат, треугольник, конус, прямоугольник) и их комбинации; • узоры; • пересекающиеся линии; • «горячая абстракция» (песок, галька, смола, цемент, стекло, камни в • знаки, иероглифы (связаны с влиянием китайского и японского искусства); • сочетание двух или нескольких вышеназванных элементов в одном произведении. Репродукции: К.Малевич. П.Клее, М.Шагал, В.Кандинский. Конструктивизм - художественное течение, сформировавшееся в 10-е 20-е годы XX столетия и провозгласившее основой художественного образа не композицию, а строгую, рационально продуманную конструкцию. Наиболее полное выражение конструктивизм нашел в архитектуре н дизайне, где форма сооружений и предметов определялась геометрической конструкцией инженерных чертежей. Основоположник и глава конструктивизма - великий французский архитектор Ле Корбюзье, создатель теории современного градостроительства. Он же явился автором ряда исследовательских работ (например, книга «К архитектуре»), где его идеи получают теоретическое обоснование. Во введении к указанному изданию сказано: «Архитектура - это умелое, корректное и великолепное сочетание освещенных форм». Среди других представителен конструктивизма - немецкие архитекторы В.Гропиус, Э.Мендельсон, Б.Паут, американский архитектор Ф.Л.Райт. В живописи некоторые тенденции конструктивизма сказались в творчестве Пикассо, Брака, Леже, в поззии - у Аполлинера, Стайна и др.
Основные художественные принципы конструктивизма: • отсутствие конкретной образности, замененное воплощением четкой • синтез принципов искусства и точных наук, в первую очередь -математики; • художественное совершенство понимается как единство, определяемое соотношением соразмерных математических величин; • целесообразное, строго рассчитанное технологическое решение концепции произведения, которая вместе с тем должна быть поднята до уровня художественного обобщения; • каждый рисунок - это мысль, изложенная на языке графики предельно точно и лаконично, без показной красивости и излишеств. Принцип цвета вне контура, принятый в абстракционизме, отвергается, замененный графической выверенностью линий и объемов; • игра объемов различной формы к цвета на основе законов симметрии, Тенденции конструктивизма в музыке. Додекафония, серийная техника Т.Адорно назвал додекафонную (двенадцатитоновую) технику абстракционизмом в музыке. Другие зарубежные исследователи сравнивают двенадцатитоновую и в целом - серийную технику с конструктивистскими исканиями Корбюзье и Пикассо. Создателем додекафонии является Арнольд Шенберг, глава «Нововенской школы». Та же техника становится основной в творчестве учеников Шенберга -А. Веберна и А. Берга. Разработкой этой идеи в то время занимались многие композиторы (Веберн, Берг, Рославец, Обухов, Клайн, Хауэр), которые ориентировались на свободную двенадцатитоновость. Но именно Шенберг осуществил ее в виде законченной системы (работал над ней с 1915 по 1921 годы. Первое додекафонное произведение - Фортепианная сюита ор. 25 (1921-23)). Создавая свою систему, композитор поставил две задачи: • придать музыке черты строгой математической логики (в соответствии с эпохой НТР), Внедрить культ мысли (в отличие от романтического и экспрессионистического культа эмоций), трезвости интеллекта;
• внести порядок в анархию атональности (гармония переживала кризис тонального мышления). Ограничить атональность жесткими рамками формообразующих принципов, построенных на сугубо полифонической основе. Принципы двенадцатитоновой техники Шенберга 1920-х - 1930-х годов (стиль так называемой «чистой додекафонии»): • в основе произведений положена серия из 12 звуков, охватывающая в • при следующем проведении серии ни один звук не может повториться • развитие додекафонный ряд получает на основе вариантных началу), ракоход инверсии; • серия и модификации могут строиться от любого звука; • все звуки ряда абсолютно равноправны, ладотональные тяготения отсутствуют, также как отсутствует и сам центральный тон; • двенадцатитоновый ряд может быть расположен по вертикали, как аккорд. При создании своей техники Шенберг использовал некоторые принципы вариационно-полифонического развития нидерландских полифонистов ХV-ХVI веков (инверсия, ракоход, ракоход инверсии), в музыке которых также отсутствовала тональная централизация. Произведения, написанные в новой технике: Пять пьес для фортепиано ор.23, квартет № 3. Серенада для семи инструментов, Скрипичный концерт, оратории «Лестница Иакова», «Моисей и Аарон» и др. Сам Шенберг позволял себе в поздний период творчества (начиная с конца 1930-х годов) нарушать собственные правила, вводя в некоторые произведения позднего периода «нестрогую додекафонию» («Ода Наполеону», «Уцелевший из Варшавы»), компромиссы с тональной музыкой. В этом отношении особенно интересен скрипичный концерт А. Берга (1935 г.), где серия впервые строится на трезвучной основе. После Шенберга сформировались три вида додекафонии: 1 - серийная техника (нестрогая додекафония) - самый распространенный вид, основанный на использовании любого количества тонов хроматического звукоряда; 2 - модальная додекафония (обращение с серией, как с ладом, изобретение Г.Эйслера); 3 - тотальная (всеобщая), или сериальность (разработана А.Веберном). Исходные принципы серийности: • введение в музыку точных математических расчетов, рационалистически рождающийся на основе строгой логики интеллекта; • отрицание эмоционально-образного содержания музыки. Данные Иллюстрации: репродукции архитектурных сооружений Ле Корбюзье, Гроппиуса и Райта 1920-х и 1930-х годов. Сюита А.Шенберга для фортепиано ор. 25, квинтет для духовых инструментов ор. 26.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.95 (0.008 с.) |