Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие нормы в психодиагностике
Рядом исследователей диагностика в самом общем виде понимается как особый вид познавательного процесса, как особая деятельность распознавания. В процессе диагностического познания осуществляется определение состояния единичного объекта. «Понятие «диагноз» — считает Б.Ф. Кевбрин — является своеобразным выражением и конкретизацией общенаучного понятия «состояния», отражающего доминирующий способ изменения и развития определенных систем в данных отношениях, в определенном месте и времени. По сути дела, определение конкретного состояния той или иной системы есть не что иное, как установление диагноза». Еще одна особенность распознавания состояния единичного объекта заключается в том, что диагноз всегда сопоставляет выявленное состояние с нормой, эталоном и основывается на знании последнего. В связи с этим Г.К. Голубничий ставит вопрос о том, что понятие нормы может рассматриваться в качестве исходной абстракции («клеточки») при изучении диагностического процесса. Согласно толковому словарю Ожегова С. И., норма имеет два значения. Во-первых, это узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь. Во-вторых, это установленная мера, средняя величина чего-нибудь. Объект психодиагностики, обладая способностью к изменению, находится в одном из состояний, каждое из которых характеризуется множеством фиксированных в данный момент значений параметров деятельности или внутреннего конфликта и психических регуляторов. По отношению к норме объект психодиагностики имеет два состояния: нормальное и отклоняющееся. Понятие нормы. Это понятие является ключевым для теоретической и практической психодиагностики. Оно активно обсуждается в психологической литературе (Братусь Б. С., 1988; Бурлачук Л. Ф., 1989; Гайда В. К., Захаров В. П., 1982; Гильбух Ю. З., 1989; Гуревич К.М., 1982, 1985, 1986; Забродин Ю. М., 1984; Лучков В. В., Рокитянский В. Р., 1987; Петленко В. П., Корольков А. А. 1977; Талызина Н. Ф., 1980). Исследователи обращают внимание на то, что эта проблема относится к числу наиболее сложных вопросов психодиагностики. При оценке современного состояния исследований указывается на отсутствие единого представления о норме в психологии, противоречивость взглядов о соотношении нормы и отклонения, выражающуюся в существовании различных вариантов ее определения и объясняющуюся как разносторонностью подходов к ее пониманию, так и противоречивостью реального феномена нормы. Констатируется изменчивость нормы во времени, обусловливающая трудность ее строгого определения, а также связанная с этим ее специфичность для различных периодов онтогенеза. Поэтому исследователи, работающие в области общей теории диагноза и психологической диагностики, рассматривают норму как развивающееся научное понятие, уровень изученности которого, расширяясь с развитием науки в целом, соответствует историческому уровню познания объекта диагностики: «В понятии «норма», как в элементарной клетке, выражается теория науки».
Анализ понятия нормы, опирающийся на данные, представленные в психодиагностической литературе, показал, что для практического психолога, устанавливающего диагноз, норма выступает в двух аспектах: Ø как одно из состояний объекта психодиагностики и Ø как исходное начало для сравнения получаемых в процессе обследования данных. Норма как оптимальное состояние объекта психодиагностики. Ряд исследователей, полагая, что нормальное состояние живой системы, и в особенности человека, не может быть выведено из нее самой вследствие включенности ее в более широкую систему, под нормальным состоянием объекта диагностики понимают его оптимальное состояние. Оно характеризуется как наиболее устойчивое, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования и в этом смысле лучшее из реально существующих однородных состояний. Оптимальное состояние предполагает также не только согласованность компонентов регуляции объекта диагностики между собой, но и наличие определенных связей с окружающей природной и социальной средой. В этой связи Н.С. Бочериков, В.П. Петленко и Е.Л. Щербина, излагая данные анализа понятия нормы с позиций общей теории диагноза, выполненного на материале медицинской диагностики, и допуская правомерность распространения полученных выводов на область психологической диагностики, отмечают, что «теория нормы — это теория не только оптимальных процессов в организме, но и оптимальных экологических связей человека со средой, оптимальных межлюдских и других отношений...».
Значительная часть психологов, раскрывая содержательную сторону нормы как оптимального состояния, придерживаются мнения, согласно которому оно трактуется в терминах приспособления или адаптации. В основе такого понимания нормы, хорошо согласующегося со здравым смыслом и имеющего достаточно глубокую опору в обыденном сознании, лежит представление о социально-биологической природе человека и необходимости его приспособления окружающей среде. С точки зрения указанного подхода в качестве нормального выступает состояние, обеспечивающее либо выживание человека, либо соответствие его нормам. Первый вариант интерпретации нормы базируется на присущей биологическим объектам непосредственной связи между адаптацией и выживанием. Приспособленными полагаются выживающие и дающие потомство в условиях естественного отбора организмы. Этот подход признает нормальным все способствующее поддержанию жизни человека и строится на допущении, согласно которому биологически нормальное одновременно является и социально нормальным. Критика такого понимания нормы строится на: 1) признании неправомерности применения принципа естественного отбора к человеку из-за отсутствия непосредственной связи между его адаптацией к окружающей среде и выживанием; 2) опровержении тезиса о полном совпадении биологически нормального с социально нормальным: «Не все то, что нормально биологически, является одновременно и социально нормальным. Биологическая адаптированность человека необходима лишь в тех пределах, в каких она обеспечивает оптимальную деятельность человека как члена общества»; 3) демонстрации нелепости одного из следствий, логически вытекающего из концепции выживания, допускающего признание психически больного человека нормальным, т.е. здоровым, по причине его физического существования в течение длительного времени. Другой вариант и нормы как оптимального со стояния объекта дается на оценке поведения человека с точки социальных норм, использовании их в качестве критерия, позволяющего отличить нормальное поведение от отклоняющегося, нашел выражение в концепции культурного релятивизма. В этой концепции конкретизируются требования к поведению человека посредством определения границ социальной среды, к которой он принадлежит, в связи с чем нормальное поведение для человека, относящегося к одной культу ре, может выступать как не соответствующее ему в другой. Некоторые авторы стремятся преодолеть недостатки адаптационного подхода, обусловливающие трудности объяснения процесса психического развития человека. В качестве дополнительного критерия нормы они предлагают ввести требование полезности, допускающего плодотворные конфликты между индивидом и его средой. Однако, по мнению В.В. Лучкова и В. Р. Рокитянского, это не снимает проблемы, поскольку ставит ее решение в зависимость от социально-психологических концепций. Стремясь найти выход из создавшейся ситуации, Б. С. Братусь в противоположность адаптационному предлагает подход, связывающий понимание нормы как оптимального состояния объекта психодиагностики с обретением человеком его всеобщей родовой сущности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.80.173 (0.008 с.) |