![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура педагогического мастерстваСтр 1 из 4Следующая ⇒
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие/ Под ред. И.А.Зязюна. -М, 1989
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА * Личностный компонент 1. профессионально педагогическая направленность: педагогическое призвание + профессионально - ценностные ориентации 2. педагогические способности * Информационно-теоретический компонент Система знаний: общекультурных общенаучных психолого-педагогических специальных (предметная область + методика преподавания) *Деятельностный педагогическая техника педагогическая технология Мастерство учителя ― это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Обобщенная СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Личностный компонент Информационно-теоретический Деятельностный Проф.пед. Общие и Пед. Пед. направленность пед. способности техника технология индивидуальный стиль деятельности педагога
Профессионально педагогическая направленность: система доминирующих мотивов: интересов, потребностей склонностей, побуждающих к профессиональной деятельности Ведущее условие становления профессионально педагогической направленности: 1. открытие педагогического призвания 2. формирование профессионально - ценностных ориентаций
Педагогическое призвание – склонность, вырастающая из осознания личностью своей способности к педагогической деятельности Вначале это интерес к профессии учителя, базирующийся на положительном эмоциональном отношении к детям, желание общаться с ними и отдавать им знания. В дальнейшем это перестает (или нет) в призвание, педагогическое самопожертвование и педагогическую самоотверженность. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям.
Профессионально - ценностные ориентации – система ценностных отношений учителя к профессиональной деятельности и к самому себе. Выполняют прогностическую, проектировочную функцию, позволяют выстроить цели своей деятельности, которые становятся ориентиром в его саморазвитии и самосовершенствовании.
Блоки профессионально - ценностных ориентаций ( по ведущим типам отношений к значимым моментам профессиональной деятельности) Блок первый ( безусловное принятие и направленность на развитие личности ребенка) Ориентация на потребности и интересы ребенка, уважение к нему, безусловное принятие, на его личностное развитие, взаимодействие и сотрудничество с детьми Блок второй ( отношение к профессии и профессиональной деятельности) Ориентация на творчество и самореализацию в профессии, социальную значимость в профессиональной деятельности, профессиональное сотрудничество, заинтересованность в результатах, увлеченность преподаваемым предметом Блок третий (отношение к личности педагога и к самому себе как к педагогу) Ориентация учителя на самопознание, позитивное самовосприятие и принятие себя, профессионально- личностное саморазвитие, самосовершенствование (наличие позитивной Я-концепции, стремление к профессиональному идеалу)
Составляющие профессионально - ценностных ориентаций Помимо когнитивной составляющей (осознанного отношения к различным аспектам профессиональной деятельности как значимым для себя) профессионально - ценностные ориентации включают эмоциональную составляющую – увлеченность педагогическим трудом: общением с учениками и коллегами, самим творческим процессом обучения и воспитания, наукой, основы которой преподает учитель.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ИЗ ПСИХОЛОГИИ ВОПРОСА При равных внешних условиях разные люди будут с неодинаковой степенью эффективности приобретать знания, умения и навыки. Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит много времени и сил. Способности ― индивидуально-психол. особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности Способности бывают специальные и общие. Специальные (профессиональные) способности ― это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Например, возможность развития педагогической внимательности является необходимой специальной способностью учителя.
Общие способности ― это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются возможности развития у человека находчивости, сообразительности и т. п. Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность. Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях. Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности. Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностью. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности. У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его способностей - задатки. Задатками называются врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей. На основе одного задатка могут формироваться самые различные способности. Последние определяются окружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. Такой например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др.
Способности педагогические ― обобщенная совокупность таких индивидуально-психол. особенностей и профессионально значимых качеств учителя, которые обеспечивают достижение высоких результатов в пед. деятельности. гностические (умение познавать и получать удовольствие от познания); дидактические (умение объяснять, передавать знания, обучать); коммуникативные (умение общаться, сотрудничать); конструктивные (умение отобрать, создать, спроектировать учебно-воспитательный материал); организаторские (умение включать воспитанников в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей); перцептивные (умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять переживаемые им чувства и состояния по внешнему виду, жестам, мимике, движениям) способность к эмпатии (способность к сопереживанию, эмоциональной сопричастности и пониманию, умение прочувствовать жизненную ситуацию другого человека) прогностические (умение осуществлять пед. предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в пед. деятельности);
суггестивные (эмоционально-волевое внушающее влияние учителя, его способность с помощью твердого волевого слова добиться нужного результата воздействия); экспрессивные (умение эмоционально и выразительно передать свои знания и убеждения, артистизм учителя, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой)
Психолого-педагогические 1. Психологические знания о возрастных и индивидуальных особенностях школьника 2. Основные психические процессы и механизмы, лежащие в основе воспитания и обучения 3. Основы особенностей педагогической деятельности 4. Основы профессионально-личностного самовоспитания и саморазвития 5. Знание методологии 6. Основы общения 7. Основы процессов воспитания и обучения 8. Способы диагностики результатов деятельности
Педагогическая техника Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника -способы и средства управления собой и воздействия на других, направленных на организацию педагогически целесообразного взаимодействия с учениками Группы средств педагогической техники 1. психотехнические умения, обеспечивающие владение собой, своим телом, способами релаксации (расслабления), способами эмоциональной саморегуляции, вытеснение отрицательных эмоций и замены их положительными, способами создания рабочего творческого самочувствия ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач. Планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическая технология, которой можно овладеть не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будет проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.
Эмоционально-методичный, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие/ Под ред. И.А.Зязюна. -М, 1989
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА * Личностный компонент 1. профессионально педагогическая направленность: педагогическое призвание + профессионально - ценностные ориентации 2. педагогические способности * Информационно-теоретический компонент Система знаний: общекультурных общенаучных психолого-педагогических специальных (предметная область + методика преподавания) *Деятельностный педагогическая техника педагогическая технология
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.121 (0.017 с.) |