Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5.2. Проблема отцов и детей
Цели темы: раскрыть основные проблемы детско-родительских отношений показать влияние стиля родительского отношения к ребенку и родительской позиции на формирование детской личности, познакомить школьников с правилами проявления родительской любви.
Основные понятия: родительская позиция, стиль родительского отношения, симбиоз, авторитаризм, авторитет, отвержение. Методические рекомендации Практическую часть данного занятия целесообразно провести в форме организованной дискуссии, используя опыт и наблюдения старшеклассников, их умение логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи. При хорошей подготовке дискуссии педагог умело подводит учеников к осознанию типа родительской позиции по отношению к ребенку и возможным особенностям развития личности ребенка, которые могут быть обусловлены характером родительской позиции. Теоретические основы дискуссии. В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно осуществляется изменение психики родителей. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение представляет собой культурно-исторический феномен, изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Фундамент социально-психологического благополучия человека закладывается во взаимодействии и общении родителей с детьми. Родители - первые воспитатели своего ребенка. Родительское отношение как понятие указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Оно включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Чаще всего в психологии для анализа родительского отношения используют два критерия: степень эмоциональной близости к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая - с большим количеством ограничений, запретов; низкая - с минимальными запретными тенденциями). Оптимальная родительская позиция отвечает трем главным требованиям: адекватность, гибкость, прогностичность.
Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка на умении увидеть, понять, уважать его индивидуальность. Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения в связи с различными изменениями условий жизни в семье. «Закостенелая», ригидная, инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования. Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и задачи завтрашнего дня. Это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития. Сценарий групповой дискуссии «Отцы и дети в меняющемся мире» Цель дискуссии - опираясь на личный опыт и психологические данные из литературных источников, участники должны проанализировать причины возникающих трудностей в отношениях между взрослыми и детьми, взглянуть объективно на проблемы детей и родителей. Распределение ролей. В качестве ведущего может выступить психолог или педагог. Экспертами являются трое участников учебной группы: половина учеников выступает от имени родителей, другая половина - от имени детей. Дискуссия не требует предварительной подготовки от участников и может проводиться спонтанно. Первый этап. Ведущий. Уважаемые участники дискуссии, каждый повзрослевший человек был когда-то ребенком, в будущем многие из вас будут родителями, Проблемы и непонимание между детьми и родителями существовали всегда. Давайте вспомним себя в детстве и ответим на следующие вопросы: · Как родителям живется со своими детьми? · Каковы проблемы детей? · Как детям живется со своими родителями? Каждая из команд - «Родители» и «Дети»- обсуждает и формулирует перечень проблем с точки зрения своей социальной роли. Представитель команды зачитывает этот перечень вслух. Эксперты фиксируют и обобщают проблемы, сформулированные участниками. Оценивают их полноту, компетентность, точность и актуальность формулировок.
Второй этап. Ведущий. Перед вами высказывание Алана Фромма: «Относитесь к детям как к маленьким забавным игрушкам, которые приносят только радость». Согласны ли вы с этим высказыванием? Команды высказываются и приходят к соглашению, что эта мысль приемлема как эмоциональный фон любви и нежности, с которыми следует относиться к ребенку. Ведущий. Но позиции родителей по отношению к детям могут быть различными, В.В.Столин определил их следующим образом: · Родили елочку, а хотят вырастить березку. · Ты - мой царь, ты - мой Бог, я живу для тебя. · Я принимаю тебя таким, какой ты есть, но я хочу, чтобы ты стал лучше. · Какую личность формирует каждая из данных позиций? В процессе обсуждения важно подчеркнуть, что первая позиция - полное неприятие ребенка, его природы приводит в дальнейшем к агрессивным моментам в его поведении, упрямству как средству защиты своих интересов, негативизму и неприятию взрослых, их требований, фрустрации и неуверенности в собственных силах. Вторая позиция - ребенок - кумир семы центр вселенной - приводит к психологической ошибке при реальном столкновении с обществом, развивается завышенная самооценка, отношение подчинения себе окружающих и их эксплуатации. Для такого ребенка могут быть свойственны суициды, растерянность, неумение конструктивно преодолевать препятствия, не выносят слома самооценки. Третья позиция позитивная. Внутренняя позиция родителя определена, она обуславливает стиль отношений с ребенком. Третий этап. Ведущий. Общеизвестно в науке три популярных стиля взаимоотношений, которые складываются между людьми: авторитарный, демократический и либерально-попустительский. Какие положительные и отрицательные стороны имеют данные стили в отношении развивающегося человека? Участники дискуссии высказываются по вопросу разумности и уместности использования того или иного стиля взаимоотношений в процессе воспитания детей. Четвертый этап. Ведущий. К отрицательным формам поведения относят капризы, упрямство и негативизм. Как вы считаете, что является причиной данных форм поведения? Слушатели делают выводы с помощью ведущего, что причиной капризов чаще всего является неудовлетворенные потребности ребенка в сне, пище, отдыхе и т.д. причина упрямства и негативизма - непонимание ребенка, унижение личного достоинства его. Пятый этап. Ведущий. Давайте теперь дадим друг другу практические рекомендации по выстраиванию взаимоотношений родителей и детей и ответим на вопрос: как проявить любовь к ребенку? Обобщаются все высказывания участников дискуссии по схеме: · активное слушание - проявление любви (внимательное молчание, поддакивание, эмоциональное сопровождение, повтор слов собеседника, побуждения к разговору); · умелые поощрения и наказания; · понимание ребенка; · развитие и воспитание ребенка. В заключении слово предоставляется экспертам, которые дают оценку работе участников, подводят итог и благодарят всех собравшихся. Литература 1. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения - М., 2005. 2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание - М., 2000. 3. Семейное воспитание. Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов / составитель П.А.Лебедева - М., 2001.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.69 (0.012 с.) |