Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религиозная ситуация в Беларуси⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Религия как тип мировоззрения и социальный институт. Специфика социологического анализа религии. Структура и социальные функции религии. Социодинамика религиозных систем: процессы институционализации религии, сакрализации и секуляризации. Понятие новых религиозных движений (неокультов). Конфессиональное разнообразие современной Беларуси: история его формирования, состояние, специфика. Понятие религиозности. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси. Социально-политические и правовые механизмы регулирования государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь. Тема 6. Э мпирическое социологическое Исследование общества Роль социологических исследований в познании общества. Характерные особенности социологического исследования, его функции и виды. Этапы социологического исследования. Программа социологического исследования как основной научно-методический документ организации и проведения исследования. Структура программы: теоретико-методологическая и методико-процедурная части. Методы сбора первичной социологической информации: анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки. Значение социологической экспертизы в диагностике и прогнозировании социальных процессов и явлений. Проведение социологических исследований в Республике Беларусь как выполнение социального заказа государства в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны и обслуживания социальной практики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература: 1. Бабосов, Е.М. Социология: учебник для вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 287 с. 2. Бабосов, Е.М. Общая социология: учебное пособие. 4-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 603 с. 3. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 415 с. 4. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: хрестоматия / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 351 с. 5. Бабосов, Е.М. Социология: учебно-методический комплекс для вузов / Е.М. Бабосов, Е.П. Сапелкин. – Минск: Технопринт, 2001. – 407 с. 6. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов технических вузов. 4-е изд., перераб. и доп. / Ю.Г. Волков. – М.: Кнорус, 2017. – 320 с. 7. Дмитриев, А.В. Общая социология: учебник для студентов высших учебных заведений по дисциплине «Социология» / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. – М.: Альфа-М: Инфра-М, 2017. – 303 с. 8. Елсуков, А.Н. Социология: краткий курс / А.Н. Елсуков. – 2-е изд. – Минск:ТетраСистемс, 2008. – 127 с. 9. Кравченко, А.И. Социология: учебник для бакалавров /А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2016. – 533 с. 10. Кравченко, А.И. Социология в вопросах и ответах: учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2016. – 239 с. 11. Кравченко, А.И. Социология в схемах и определениях: учебник. – М.: Проспект, 2016. – 362 с. 12. Лапин, Н.И. Общая социология: учебное пособие для вузов / Н.И. Лапин. – М.: Высшая школа, 2006. – 415 с. 13. Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А.Н. Данилова. – Минск: Беларус. Энцыкл., 2003. – 382 с. 14. Социология. Методические указания для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения / А.К. Дубовик, С.В. Потапенко. – Минск: БНТУ, 2013. – 41 с. 15. Социология. Модуль «Экономика»: пособие / А.Н. Данилов [и др.]: под общ. ред. А.Н. Данилова. – Минск: БГУ, 2017. – 155 с. 16. Социология: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / А. Н. Данилов [ и др.]; под общей ред. А.Н. Данилова. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 318 с. 17. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс / Ж.Т. Тощенко. – М.: Юрайт, 2004. – 527 с. 18. Фролов, С.С. Общая социология: учебник / С. С. Фролов. – М.: Проспект, 2016. – 383 с. Дополнительная литература: 19. Актуальные проблемы современного белорусского общества: (2011–2016 гг.): социологический аспект / Д. Г. Ротман [и др.]; под ред. Д.Г. Ротмана [и др.]. – Минск: БГУ, 2016. – 246 с. 20. Антонов, А.И. Микросоциология семьи: учебник; 2-е изд. / А.И. Антонов. – М.: Инфра-М, 2016. – 364 с. 21. Бабосов, Е.М. Прикладная социология: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск, 2001. – 495 с. 22. Бабосов, Е.М. Современный социум: характер и направленность развития / Е.М. Бабосов, Ч.С. Кирвель, О.А. Романов. – Минск: Четыре четверти, 2013. – 728 с. 23. Бабосов, Е.М. Социология: энциклопедический словарь: от классики до современности / Е.М. Бабосов. – М., 2009. – 480 с. 24. Бабосов, Е.М. Социология личности, стратификации, управления / Е.М. Бабосов. – Минск, 2006. – 591 с. 25. Бабосов, Е.М. Стратификационная трансформация современной Беларуси / Е.М. Бабосов. – Минск, 2018. – 360 с. 26. Безнюк, Д.К. Социология религии: пособие для студентов / Д.К. Безнюк. – Минск: БГУ, 2009. – 192 с. 27. Беларусь в условиях глобализации и интеграции: материалы Международной научной конференции, 24–25 октября 2013 г. / Под ред. В.А. Бобкова. – Минск: БНТУ, 2013. – 273 с. 28. Беларусь в условиях глобализации и интеграции. Материалы Международной научной конференции (Минск, 25 октября 2018 г.) / Ред. колл.: С.В. Харитончик, В.А. Бобков [и др.]. – Минск: БНТУ, 2018. – 206 с. Беленький, В.Х. Стратификационная система общества: некоторые вопросы теории и практики: монография / В. Х. Беленький. – М.: Инфра-М; Красноярск: СФУ, 2018. – 242 с. 29. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова. – Минск: БГУ, 2010. – 453 с. 30. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: социология XXI века / И. Валлерстайн. – М.: Системс, 2004. 31. Горшков, М.К. Прикладная социология / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М., 2003. – 312 с. 32. Добреньков, В.И. Методика социологического исследования: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М., 2005. – 348 с. 33. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учебник для студентов высших учебных заведений /В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: Инфра-М, 2017. – 767 с. 34. Добреньков, В.И. Социология: учебник: по социологическим специальностям / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: Инфра-М, 2017. – 623 с. 35. Дубовик, А.К. Рынок труда. Учебно-методическое пособие / А.К. Дубовик. – Минск: БНТУ, 2017. – 109 с. 36. Иоффе, Э.Г. Социальный статус студенческой молодежи Беларуси в условиях трансформируемых обществ: учебное пособие / Э.Г. Иоффе, Э.Г. Степанов. – Минск, 2006. – 31 с. 37. История социологии: учебник / под общ. ред. В.И. Добренькова. – М., 2004. – 408 с. 38. Здравомыслов, А.Г. Социология: теория, история, практика / А.Г. Здравомыслов. – М., 2008. – 382 с. 39. Знать, чтобы предвидеть…: социологические этюды / А.Н. Данилов и др.; под общей ред. А.Н. Данилова. – Минск: БГУ, 2015. – 358 с. 40. Козырев, Г.И. Социология семьи: любовь и расчет в брачно-семейных отношениях и не только…: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 191 с. 41. Кравченко, А.И. Краткий социологический словарь /А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2009. – 352 с. 42. Кучко, Е.Е. Методология и методы социологических исследований: пособие / Е.Е. Кучко, С.Н. Бурова, Л.В. Филинская. – Минск, 2018. – 251 с. 43. Лазаревич, А.А. Грядущее информационное общество / А.А. Лазаревич. – Минск, 2006. – 392 с. 44. Лапина, С.В. Социология: учебное пособие: в 2 ч. / С.В. Лапина. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – Ч. 1. – 195 с 45. Лоусон, Т. Социология. А-Я: словарь-справочник: пер. с англ. К.С. Ткаченко / Т. Лоусон, Дж. Гэррод. – М.: ФАИР -ПРЕСС, 2000. – 604 с. 46. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. – М.: Хранитель, 2006. – 873 с. 47. Немировский, В.Г. Социология человека: от классических к постклассическим подходам / В.Г. Немировский. 2-е изд. – М., 2008. – 302 с. 48. Новикова, Л.Г. Социология как судьба...: избранное, воспоминания коллег / Л.Г. Новикова. – Минск: Беларуская навука, 2012. – 447 с. 49. Общая социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под общей ред. А.Г. Эфендиева. – М.: Инфра-М, 2013. – 652 с. 50. Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации / под ред. Д.Г. Ротмана, А.Н. Данилова, Л.Г. Новиковой. – Минск: БГУ, 2001. – 354 с. 51. Осипов, Г.В. Социология / Г.В. Осипов. – Изд. 3-е, стереотипное. – М.: URSS: ЛКИ, 2012. – 372 с. 52. Радугин, А.А. Социология. Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М., 2006. – 201 с. 53. Рубанов, А.В. Социология массового поведения: учеб.-метод. пособие / А.В. Рубанов. – Минск: БГУ, 2011. – 158 с. 54. Руткевич, М.Н. Общество как система: социологические очерки / М.Н. Руткевич. – СПб., 2001. – 444 с. 55. Симхович, В.А. Социология: учебное пособие / В.А. Симхович. – 2-е изд. – Минск, 2006. – 199 с. 56. Современный социум в мире глобальных перемен: к 85-летию академика Е.М. Бабосова / С. В. Абламейко и др.; редкол: А.Н. Данилов (отв. ред. [и др.]. – Минск: Беларуская навука, 2016. – 508 с. 57. Соколова, Г.Н. Современная западная социология: хрестоматия / Г.Н. Соколова, Л.Г. Титаренко. – Минск, 2008. – 520 с. 58.Соколова, Г.Н. Экономическая реальность в социальном измерении: экономические вызовы и социальные ответы / Г.Н. Соколова. – Минск: Беларуская навука, 2010. – 458 с. 59. Сорокин П.А. Социальная мобильность / пер. с англ. / под ред. В.В. Сапова. – М.: Academia: LVS, 2005. – 608 с. 60. Социокультурные функции высшего образования в современном обществе / В.А. Клименко [и др.]; под ред. В.А. Клименко. – Минск: Право и экономика, 2014. – 246 c. 61. Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичёв. – М.: Норма, 2008. – 608 с. 62. Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов [и др.]. – Минск: Кн. дом, 2003. – 1311 с 63. Тезаурус социологии. Кн. 2. Методология и методы социологических исследований: Темат. Слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТ-ДАНА, 2013. – 415 с. 64.Титаренко, Л.Г. Парадигмы и повороты современной социологии / Л.Г. Титаренко. – Минск: БГУ, 2018. – 238 с. 65. Титаренко, Л.Г. Социология общественного мнения: курс лекций / Л.Г. Титаренко. – Минск: РИВШ, 2013. – 255 с. 66. Трансформационные процессы в Беларуси и России: социальный аспект / Г.Н. Соколова, Н.Н. Сечко, Е.В. Тарасова. – Минск: Беларуская навука, 2009. – 221 с. 67. Тощенко, Ж.Т. Социология: учеб. для студентов вузов / Ж.Т. Тощенко. – 4-е изд., перераб. и дополн. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 607с. 68. Шерис, А.В. Влияние религиозного фактора на обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь. / А.В. Шерис. – Минск: Право и экономика, 2015. – 176 с. 69. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка. – М., 2005. – 696 с. 70. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: ИКЦ «Академкнига»; «Добросвет», 2003. – 596 с.
ГЛОССАРИЙ А АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ – социальные субъекты, связанные с социализацией и ответственные за нее. Адаптация социальная (от лат. adapto – приспособляю) – процесс приспособления личности или социальной группы к общественной среде. АНКЕТА (от франц. enquete – расследование) – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. АНКЕТНЫЙ ОПРОС (анкетирование) – письменный, опосредованный метод сбора социологической информации. АНОМИЯ (от греч. а – отрицательная частица и nomos – закон) – состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей. В период кризисов старые нормы уже не действуют, а новые еще не появились. Концепция аномии используется Э.Дюркгеймом для характеристики общества, в котором индивиды не располагают сколько-нибудь четкими поведенческими ориентирами во взаимоотношениях друг с другом. АУТГРУППА – группа людей, по отношению к которой индивид не испытывает чувства идентичности или принадлежности («не мы», «чужие»). АСКРИПТИВНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – положение в обществе, обусловленное характеристиками, которыми человек наделяется от рождения. Б БЕДНОСТЬ – состояние, при котором индивид или семья испытывают острую нехватку ресурсов либо для поддержания своего здорового состояния (абсолютная бедность), либо для достижения уровня жизни, который рассматривается в данном конкретном обществе как приемлемый (относительная бедность). Брак – это юридическая форма организации отношений между мужчиной и женщиной, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В ВАЛИДНОСТЬ (от англ. valid – имеющий силу, обоснованный – способность средства измерения или метода исследования адекватно оценить то, на что они направлены; мера пригодности методики для решения определённых исследовательских задач. Верификация (от позднелат. verificatio – подтверждение, доказательство) – проверка, эмпирическое подтверждение социологических гипотез путем их сопоставления с наблюдаемыми объектами. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (интеракция) – система взаимообусловленных социальных действий, при котором действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Выделяют вербальное (словесное), физическое и невербальное взаимодействие; взаимодействие на макро- и микроуровнях; опосредованное и непосредственное взаимодействие. Выборка, выборочная совокупность – часть элементов генеральной совокупности, отобранная при помощи специальных методов для эмпирического исследования. Г ГЕНДЕР ( англ. gender – пол) – совокупность социальных характеристик пола. Генеральная совокупность – весь объект эмпирического исследования, изучаемый при сплошном исследовании. Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – научное предположение о структуре и характере исследуемого объекта, сущности связи между изучаемыми явлениями. В социологическом исследовании гипотезы конкретизируют цель исследования, представляют собой основной методологический инструмент, организующий процесс исследования, описывающий его внутреннюю логику. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – область самореализации людей, защищенная соответствующими правовыми нормами от любых проявлений произвольной односторонней регламентации их деятельности со стороны государства. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т.п. ГРУППА ВТОРИЧНАЯ – группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят преимущественно формальный (официальный) характер. ГРУППА ПЕРВИЧНАЯ – группа, в которой происходит первичная социализация индивида, и отношения носят интимный, доверительный, неформальный характер (например, семья). ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. ГРУППА РЕАЛЬНАЯ – группа, обладающая набором характеристик, отражающих присущую данному субъекту сущность. ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. ГРУППА СТАТИСТИЧЕСКАЯ (номинальная) – группа, выделяемая по поддающимся измерению признакам. Д Девиация (от позднелат. deviatio–отклонение) – отклонение в поведении человека от общепринятых норм. ДЕВИАНТНОЕ поведение – отклоняющееся поведение; поведение, идущее вразрез с основными нормами, принятыми в конкретном обществе или группе, в рамках которых такое поведение проявляется. ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – действие, которое соотносится с действием других людей и ориентируется на него. ДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННОЕ – форма действия, при которой поведение определяется обычаями и убежденность в котором не рациональна, а традиционна. ДЕЙСТВИЕ ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОЕ – действие, рационально регулирующее цели, средства и побочные последствия собственного поведения, рассчитанного на достижение успеха. ДЕЙСТВИЕ ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЕ – действие, характеризующееся сознательной верой в этическую, эстетическую, религиозную и др. безусловную самоценность определенного поведения независимо от его успеха. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (от греч. demos – народ и grapho – пишу) – система социальных мероприятий, направленных на формирование желательного для общества демографического (прокреативного) поведения. ДЕПРИВАЦИЯ (лат. deprivatio – потеря, лишение) – процесс сокращения или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивида или группы; недостаточное удовлетворение какой-либо потребности. ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс, противоположный социализации, отражающий утрату индивидом определенных социальных ценностей и норм и сопровождающийся отчуждением индивида от определенной группы. ДИСФУНКЦИЯ – социальная активность, оказывающая отрицательное воздействие на эффективность функционирования социальной системы. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ (гетерогенность) – базовая характеристика социальной структуры, основанная на номинальных параметрах. Предполагает разделение общества на категории и социальные группы, не сравнимые по принципу «выше» – «ниже» (например, этническая или религиозная гетерогенность). ДОСТИГНУТЫЙ (ПРИОБРЕТЕННЫЙ) СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – положение в обществе, приобретенное человеком благодаря собственным усилиям. И ИЕРАРХИЯ (от греч. hieros –священный и аrche–власть) – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Имидж – статусный образ. ИНГРУППА – группа людей, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности («мы»). ИНДИВИД (от лат. individuum – неделимое, особь) – отдельный человек, единичный представитель человеческого рода. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – уникальность индивида в социуме, совокупность характерных особенностей, отличающих одного индивида от другого. ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ (от лат. institutum – установление, учреждение) – определенная форма организации, регулирования, упорядочения общественной жизни, деятельности и поведения людей; элемент социальной структуры общества. ИНСТРУМЕНТАРИЙ социологического исследования (от лат. instrumentum – орудие) – система методических и технических приемов осуществления исследования, воплощенная в соответствующих операциях и процедурах и представленная в форме разнообразных документов. ИнтерАКЦИЯ (от англ. interaction – взаимодействие) – социальное взаимодействие. Интервью ( англ. interview – встреча, беседа с глазу на глаз) – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. К Каста (от порт. casta – род, поколение) – группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Классы (от лат. classis – разряды) – исторически сложившиеся группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного прозводства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства (Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т.39. – С.15.). Когнитариат (от лат. cognicio – знание, понимание) – интеллектуальный класс в постиндустриальном обществе, занятый в производстве информации (Э. Тоффлер). Контент-анализ (от англ. contens – содержание) – количественный формализованный метод анализа текстов документов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ – совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа контролируют поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям; социальный институт, обеспечивающий следование нормам. Формы контроля: принуждение, влияние общественного мнения, регламентация в социальных институтах, групповое давление. Разновидности контроля: внешний (формальный и неформальный) и внутренний (самоконтроль). КОНФЕССИЯ (от лат. сonfession – вероисповедание) – религиозное направление; объединение верующих в пределах одной религии, имеющее определенную организационную структуру. КОНФЛИКТ (лат. conflictus – столкновение) – столкновение сторон, интересов различных социальных общностей; форма проявления социального противоречия. КРИЗИС СОЦИАЛЬНЫЙ (греч. krisis – поворотный пункт, исход) – процесс крайнего обострения противоречий в обществе, резкое нарастание критической массы конфликтов до такой точки, за которой следует разрыв социальных связей, утеря способности общественными образованиями выполнять свои функции, дестабилизация общества как целостной системы. КУЛЬТУРА (лат. cultura – обработка почвы) – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных трудом человека; система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых ценностей, традиций и норм поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Л ЛИЧНОСТЬ – совокупность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (от англ. longitude – долгота) – вид повторного исследования в социологии и психологии, при котором ведется длительное периодическое изучение одних и тех же социальных объектов. М МАРГИНАЛЫ (от лат. marginalis – находящийся на краю) – индивиды и группы, занимающие промежуточное положение на границе между двумя и более социальными слоями, культурами, частично ассимилированные в них. Метод (от греч. methodos – путь, способ достижения) – способ теоретического или эмпирического получения информации в процессе исследования. Методика социологического исследования – совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки первичной социологической информации. Методология – учение о методах и принципах научного познания. МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – любой переход (перемещение) индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую. МОБИЛЬНОСТЬ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ – переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне МОБИЛЬНОСТЬ ВЕРТИКАЛЬНАЯ – отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. МОДЕРНИЗАЦИЯ ( от франц. moderne – современный) – совокупность технологических, экономических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы. МОНОГАМИЯ (от греч. monos – один и gamos – брак) – форма брака и семьи, в которой индивид имеет только одного супруга; однобрачие. мониторинг (от англ. monitor – контролировать, отслеживать) – систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также для информирования общественности. Н НАБЛЮДЕНИЕ – прямая регистрация событий очевидцем. НАБЛЮДЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ – метод сбора социологической информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий их протекания; целенаправленное систематическое восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем в дневнике, журнале, бланке наблюдений. НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА – основные теории, концепции, «универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых» (Т. Кун, 1962). НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС – взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР) – коренное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. НЕОКУЛЬТЫ – новые религиозные движения, появившиеся в последние десятилетия и носящие деструктивный характер. НЕРАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ – положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам. НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ – социальные правила, которыми определяются ожидания общества в отношении действий индивидов в определенных обстоятельствах. НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ (от лат. nucleus – ядро) – семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении и не состоящих в браке. О ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ (от лат. formatio – образование, вид) – исторически определенная ступень развития общества, взятого в единстве всех его сторон, со свойственными ему базисом (способом производства) и надстройкой. ОБЩЕСТВО – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием. ОБЩЕСТВО ИНДУСТРИАЛЬНОЕ – общество, в котором товары и услуги, необходимые для социальной жизни, производятся главным образом на промышленных предприятиях и где большинство населения вовлечено в процесс промышленного производства и обслуживание потребностей индустрии. ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ – доиндустриальные общественные уклады аграрного типа, характеризующиеся преобладанием натурального хозяйства; сословной иерархией; стабильностью структуры; способом социокультурной регуляции, основанном на традиции. ОБЩЕСТВО ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ – концепция общества конца XX столетия, выдвигающая на первый план снижение его зависимости от промышленного производства, возникновение новых отраслей сферы услуг и акцент на роли знаний. Характеризуется глубокой трансформацией всех форм общественной жизни на базе НТП; особая роль отводится сфере услуг, науке и информации. ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – определенная социальная реальность, на которую направлен познавательный интерес исследователя и не зависящая от исследователя. Операционализация понятий – совокупность операций, с помощью которых понятия, используемые в конкретно-социологическом исследовании, разлагаются на составные элементы (индикаторы), способные в совокупности описать их содержание. ОПРОС СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ – главный метод сбора социологической информации; вопросно-ответный метод сбора социологических данных, при котором источником информации выступает сообщение респондентов. П ПАНЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (от англ. panel – список) – вид повторного исследования, который предполагает изучение одного и того же социального объекта с определенным временным интервалом по одной и той же программе и методике. ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (от англ. pilot – опытная установка) –пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого проверка качества социологического инструментария. ПОЛИАНДРИЯ (от греч. polу – много и andros – родит. падеж от aner – муж) – многомужество, форма полигамного брака, когда одна женщина имеет несколько мужей. ПОЛИГАМИЯ (от греч. polу – много и gamos – брак) – форма брака, при котором супруг одного пола имеет более одного супругов другого пола; многобрачие. ПОЛИГИНИЯ (от греч. polу – много и gyne – жена) – многоженство; форма полигамного брака, когда один мужчина имеет несколько жен. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – свойства, стороны, отношения и процессы социальной реальности (в рамках данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения; существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения исследуемых проблем. Прекариат (от англ. precarious – «нестабильный» и слова «пролетариат») – социальный класс работников с временной или частичной занятостью, которая носит постоянный и устойчивый характер. Для прекариата характерны: неустойчивое социальное положение, слабая социальная защищенность, отсутствие многих социальных гарантий, нестабильный доход, депрофессионализация. Проблемная ситуация – противоречие, возникающее в социальной реальности, требующее научного осмысления для принятия действенных мер по его разрешению. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – документ, включающий методологическую, методическую части и рабочий план исследования. ПРОГРЕСС (от лат. progressus – движение вперед, успех) – направление развития от низшего к высшему, к более совершенному и передовому, переход на более высокую ступень развития. ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ (от лат. processus – прохождение, продвижение) – последовательная смена состояний общества или его отдельных систем. Р Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Основным стратификационным признаком выступала личная несвобода субъекта. РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ – семья, состоящая из родителей, их детей и совместно с ними проживающих родственников. РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от позднелат. revolutio – поворот, переворот) – коренной переворот в социально-экономической и политической жизни общества; насильственное свержение старого общественного строя и установление нового. Социальная революция предполагает радикальные качественные изменения в общественных отношениях, во всей их системе. РЕГРЕСС (от лат. regressus – обратное движение) – движение вспять, переход от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным. РЕЛИГИЯ (от лат. religare – cвязывать, соединять) – мировоззрение и поведение индивида, группы, которые определяются верой в сверхъестественные силы (богов, духов, ангелов и др.); сложная социальная система, в которую входят религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Репрезентативность (от франц. representatif – представительный) – свойство выборочной совокупности представлять, отражать основные характеристики генеральной совокупности. РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ – усвоение новых ценностей, ролей взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально новые социальные условия. РЕСПОНДЕНТ (от лат. responsare – отвечать, реагировать) – участник социологического опроса, отвечающий на вопросы, т.е. выступающий в качестве источника первичной социологической информации об изучаемых явлениях и процессах. РОДСТВО – совокупность социальных отношений, основанных на кровных узах, браке и специальных правовых нормах (опекунстве, усыновлении и т.п.). Роль Социальная – модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений; связанная со статусом система действий (функций, поведения) субъекта. С Семья – основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНАЯ (от греч. systema – составленное из частей) – определенное целостное образование, основными элементами которых являются люди, их нормы и связи. Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическими законами и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis – общественный) – это сложный процесс включения индивида в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности. СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ – совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального поведения. Социальная структура общества – совокупность относительно устойчивых общностей людей, определенный порядок их взаимосвязи и взаимодействия. Социальное – определенное свойство общественных объектов и явлений, которое отличает их от объектов и явлений природы. Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов друг на друга. Социальное развитие– необратимое, направленное изменение общества, социальных объектов (социальных отношений, институтов и т.д.), в результате которого возникает их качественно новое состояние. Социальные изменения – совокупность многообразных перемен, происходящих в обществе, его социальной структуре, социальных Социальные ОТНОШЕНИЯ – совокупность многообразных связей, которые возникают между индивидами и группами людей, а также внутри последних в процессе их деятельности и реализации своих социальных статусов и ролей. СоциЕТАЛЬНЫЙ (от лат. societas – общество, общность) – термин, применяемый в социологии для обозначения отношений и процессов в наиболее сложных социальных системах, обычно для описания отношений и процессов на уровне общества в целом. Социологическое исследование – система эмпирических и теоретических процедур, которая позволяет получить новое знание об изучаемом социальном объекте. Социология (от лат. societas – общество и греч. logos – учение) – наука о закономерностях развития общества как социальной системы, о социальном мире человека, о социальных общностях, социальных отношениях, социальных процессах, социальных институтах, механизмах их функционирования и развития. СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. socius – общий и греч. metron – мера) – метод изучения структуры межличностных отношений в малых группах. СОЦИУМ (лат. socium – общее, совместное) – большая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях. Высшая форма социума – общество как целостная социальная система. СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ (от лат. status – положение, состояние дел) – интегративный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений; ранг или позиция индивида в группе или группы в обществе. Статусный набор – совокупность всех статусов данного индивида. СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. stratum – слой, пласт и facere –делать) – социальное неравенство;расположение социальных слоев сверху вниз по признаку неравенства доходов, объема власти, уровня образования, профессионального престижа и т.п. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ (лат. structura – строение) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними. Субкультура (от лат. sub – под) – это часть общей культуры, система ценностей и традиций, присущая какой-то большой группе (например, молодежная субкультура). Т Техника социологического исследования – совокупность преимущественно организационных и методических приемов и способов сбора, обработки и анализа социологической информации. ТЕХНОКРАТИЗМ (от греч. techne – искусство, мастерство и kratos – власть) – представления и концепции, абсолютизирующие роли техники в социальной жизни, обосновывающие необходимость и неизбежность возрастания в обществе роли технической интеллигенции (специалистов, менеджеров). ТОЛПА – вид массовой социальной общности; временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных общностью интересов и физическим пространством. ТРЕНДОВОЕ исследование (от англ. trend – тенденция) – разновидность повторного исследования, при котором ставится задача определить тенденции развит
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.115.92 (0.012 с.) |